Словообразовательный разбор
слова
Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:
2. К
исследуемому слову подобрать мотивирующее слово (слова), ближайшее по форме и
связанное по смыслу с исследуемым словом; объяснить значение производного слова
через значение производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую
(производящие) основы.
3. В
исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано
приставкой и / или суффиксом.
4. Указать
способ словообразования.
5. Указать
процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:
— чередование гласных и согласных,
— усечение производящей основы,
— интерфиксация,
Во-первых, не следует путать словообразование и формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола, причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива (например, читал, читающий, читая от читать). В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.
Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ¬ окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ¬ с ума сшедший) и субстантивации (учащийсясущ. ¬ учащийсяприч.).
Во-вторых, при словообразовательном разборе необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве производящей основы будет указано начальное непроизводное слово словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный — суффикс -н-, способ — суффиксация.
В-третьих, не следует загромождать словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема (морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.
В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ¬ весело / невеселый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невеселый.
Приведем несколько примеров словообразовательного разбора:
1) излишество
излишество ¬ излишний; излишество —
‘что-то излишнее’;
способ словообразования — суффиксация,процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы.
2) заметались — форма глагола заметаться
заметаться ¬ метаться;
заметаться — ‘начать метаться’,
способ словообразования — приставочный.3) ухода
ухода — форма существительного уход
уход-Æ ¬
уходить; уход — ‘когда
уходят, то же, что уходить’,
способ словообразования — суффиксация,процессы, сопровождающие словообразование:
— усечение ПЩ основы,
— чередование д’/д.
4) снегокаты — форма существительного снегокат
снег(о)катÆ ¬ снег + кататься, снегокат —
‘то, на чем катаются по снегу’,
способ словообразования — сложение с суффиксацией,процессы, сопровождающие словообразование:
— интерфиксация
— усечение ПЩ основы глагола.
Комментариев нет:
Отправить комментарий