Фольклор— коллективное устное народное творчество
Что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.
Что такое устное народное творчество? Что такое фольклор?
Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают словесный, музыкальный и танцевальный фольклор.
Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта.
В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет за собой движение. Мы будем изучать словесный фольклор, но запомним, что он всегда мелодичен, часто сопровождается движениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.
— Почему мы называем фольклор коллективным творчеством?
— Как передаются произведения фольклора новым поколениям людей?
Слово «фольклор» переводится как народная мудрость, знание.
Малые жанры фольклора. Колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши. Вариативная природа фольклора
Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме:
Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:
В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:
— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?
Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.
Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?
Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца. Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят по животику, приговаривая:
Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:
Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка. Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.
Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Когда закликали весну, кричали:
Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:
Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит. Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.
Малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка. В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме:
Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга. |
Будем рано разбужать, На работку посылать, На работу на таку Да на веселую страду... |
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:
Сон-то говорит: — Я найду, усыплю. Дрема-то говорит: — Я найду, усыплю. |
Сон ходит по лавке, Дремота по избе, Сон-то говорит: — Я спать хочу! Дремота говорит: — Я дремати хочу! По полу, по лавочкам Похаживают, Ванюшке в зыбочку Заглядывают, Заглядывают — Спать укладывают. |
— Вспомните колыбельные про котика-кота.
*
Уж ты, котичка-коток,Котик — серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать; Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин я молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, серый, не проси. |
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?
Баю, баю, баиньки!.. |
*
Потягунюшки, порастунюшки!Роток — говорунюшки, Руки — хватунюшки, Ноги — ходунюшки. |
*
Вода текучая,Дитя растучее. С гуся вода, С тебя худоба. Вода — книзу, А дитя — кверху. |
*
Ножки, ножки,Бегите по дорожке, Нарвите горошку. |
*
— Ладушки, ладушки!Где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. — Кого били? — Машку. — За что про что? — Не ешь нашу кашку, Не пей нашу бражку! Кашка сладенька, Бражка пьяненька, Бабушка добренька. Попили, поели, — Шу-у-у — полетели, На головушку сели. |
*
Сова, совинька, сова,Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела.
*
Чика, чики, чикалочки!Едет Костя на палочке, Люба на тележке — Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю.
*
А барашенькиКрутороженьки По горам ходят, По лугам бродят, В дудочку играют — Васю потешают. А сороки-белобоки Стали примечати, А совища из лесища Глазами-то — хлоп, хлоп! А козлище из хлевища Ногами-то — топ, топ! |
*
— Весна красна! На чем пришла?— На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку! |
*
Иди, дождик, дождичек,Пробуравь землицу, Дай нам водицу! |
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
*
Улитка, улитка,Высуни рога: Дам тебе пирога.
*
Божья коровка,Черная головка, Полети за море! Там тепленько, Здесь холодненько.
*
Мышка, мышка,На тебе зуб костяной, А мне дай стальной. |
СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ
*
Первой, другой,Три, четыре — Прицепили; Пять, шесть — Бьем шерсть; Семь, восемь — Сено возим...
*
Раз, два, три, четыре, пять —Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят.
СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ
*
Плыла пенаИз-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: — Кто возьмени? Кто возьмени?
*
Шишел-мышелСам пошел, На боярский двор зашел; Там бояре живут, Красны шапки шьют. Шапка упала, Татарка подняла, Поп Матвей Побежал за ней. |
ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ
*
Чирики, микирики,По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб.
*
Эны-бены,Рики-факи, Тобра-орба, Он дысмаки, Деус-деус, Касматэус, Бакс. |
*
Шли сорок мышей,Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша.
*
Был баран белорыл,Всех баранов перебелорылил.
*
У нас на дворе-подворьеПогода размокропогодилась.
*
Стоит поп на копне,Колпак на попе, Копна — под попом, Поп — под колпаком.
*
Добры бобрыИдут в боры.
*
Хохлатые хохотушкиХохотом хохотали: Ха! ха! ха! ха! ха!
*
Наш чеботарь —Всем чеботарям чеботарь, Никому нашего чеботаря Не перечеботарить.
*
От топота копытПыль по полю летит. |
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:
*
Лыко мужиком подпоясано.
*
Ехала деревня середь мужика.Глядь — из-под собаки лают ворота, Ворота-то пестры, собака-то нова. Мужик схватил собаку и давай бить палку. Собака амбар-то поджала и в хвост убежала. Изба пришла в мужика, Глядь — там квашня бабу месит.
*
Между небом и землейПоросенок рылся И нечаянно хвостом К небу прицепился.
*
Чеса заголовалась.Заплетык языкается.
*
Боже, Боже,Дай мне коже, Я сошью себе сапоже. Без сапоже Мне негоже, Може ноже обмороже. |
Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе. Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое. Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника).
Комментариев нет:
Отправить комментарий