- текст с закладками и пометками;
- дневник читателя;
- тетрадь, ручка, карандаш.
КАК ДЕЛАТЬ Д/З ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- Ученик должен осознавать, что этот учебный предмет - не уроки чтения в младших классах, не развлечение, не «говорильня» (пустая болтовня), а один из самых сложных и важных предметов. Многие взрослые люди не умеют читать (воспринимать) художественные произведения, чем обедняют свою жизнь.
- Настоящее чтение – повторное! Только зная целое, можно понять смысл частностей, подробностей, деталей. А дьявол, как известно, в деталях! Читая, обращайте внимание на мелочи и подробности.
- Читать нужно с мыслью, вдумчиво, задавая себе вопросы. А почему так, а не иначе? Зачем нужен этот герой? Для чего нужна та или иная подробность? и т. п. Читать нужно с карандашом в руках, делая пометки.
- Самое трудное – это помнить, что в искусстве «все не просто так», всё не случайно, и чем «проще», «реалистичнее» (как в жизни) кажется произведение, тем оно сложнее для осмысления.
- «Все не просто так», потому что АВТОР писал тоже с мыслью, он тоже жил, думал, переживал, познавая МИР и ЧЕЛОВЕКА. Любое произведение искусства имеет идею, с-мысл.
- Если ученик не может по-настоящему подготовить ответы на устные вопросы (т.е. отметить в тексте карандашом цитаты, сделать закладки и т. п.), то он должен отвечать на них письменно!
- Письменный ответ по литературе – это мини-сочинение, это текст- рассуждение с цитатами, показывающий особенности личности писавшего. СПИСЫВАТЬ ЗАПРЕЩЕНО!!!
- Заканчивая работу, прислушайтесь к себе: что изменилось, что вы думаете, чувствуете по поводу прочитанного? Может быть, как-то изменились вы сами?
- Хорошо бы для начала вести «Дневник читателя»:
Что должно быть в читательском дневнике и
как его заполнять?
·
ФИО автора произведения
·
Название произведения
·
Число страниц
·
Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
·
В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории?
Какова была обстановка в стране, где жил автор?
·
Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую
характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и
т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на
которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя?
Почему?
·
Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
·
Отзыв о книге.
·
Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
·
Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто
тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?
Старшеклассники могут также привести
дополнительные сведения:
·
Список критической литературы по произведению или автору.
·
Выписки понравившихся фраз, выражений.
·
Краткая биография писателя.
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку
возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды,
задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Можно ли помогать ребенку вести дневник?
Да, особенно в начальных классах это может
быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу
чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Проверка читательского дневника
Если вы как учитель попросили учеников вести
дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в
мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести
работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.
Что должно быть в читательском дневнике и
как его заполнять?
·
ФИО автора произведения
·
Название произведения
·
Число страниц
·
Жанр произведения (поэма, роман, рассказ и т.д.)
·
В каком году было написано произведение. Чем известен этот год в истории?
Какова была обстановка в стране, где жил автор?
·
Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую
характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и
т.д.), внешность, любимые занятия, привычки, можно привести номера страниц, на
которых автор дает характеристику герою. Хочется ли быть похожим на героя?
Почему?
·
Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге.
·
Отзыв о книге.
·
Список ключевых эпизодов в книге с номерами страниц.
·
Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. Кто
тогда был у власти? В какой стране или городе происходит действие?
Старшеклассники могут также привести
дополнительные сведения:
·
Список критической литературы по произведению или автору.
·
Выписки понравившихся фраз, выражений.
·
Краткая биография писателя.
Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку
возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды,
задачки, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Можно ли помогать ребенку вести дневник?
Да, особенно в начальных классах это может
быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу
чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Проверка читательского дневника
Если вы как учитель попросили учеников вести
дневники, то найдите время и возможность проверить их, даже если вы просили в
мае, уходя на каникулы. Ребенку важно ваше одобрение его труда. Но лучше вести
работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.
Комментариев нет:
Отправить комментарий