(1)Для меня ясно одно:
главные участники истории — это Люди и Время. (2)Не забывать
Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это
значит не забывать Время.
(3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении,
со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не
смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание
и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей
в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся
немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.
(5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в
тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем,
встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности;
трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари —
для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих,
в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный.
(7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад
блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались
тебе, все смерти и слёзы были чужими... (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный,
лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью,
ожиданием любви. (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости,
везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было
жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего
плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с
надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе
прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили
их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.
(11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что
солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна
уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма.
(13)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит,
косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов». (14)Мы узнали, что солнце
может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские
морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом
во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями
орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы
узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.
(16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты
лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных
снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при
отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного
пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не
рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» (18)Уже привычно не выискиваешь
взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой
позиции с широким сектором обстрела), а случайно услышанный в сумерках
крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень,
печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте.
(19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно
вошёл в сознание — мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с
шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете
вознёй голубей на карнизах.
(По Ю. Бондареву*)
*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель,
прозаик, автор романов, повестей и рассказов. Участник Великой Отечественной
войны.
СОЧИНЕНИЕ по тексту Юрия Бондарева про историческую память
Текст писателя-фронтовика Юрия Бондарев посвящен проблеме
памяти. Свои размышления Юрий Васильевич начинает четкой и понятной формулой:
«не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это
значит не забывать Время».
Иллюстрируя это определение памяти, писатель сначала вспоминает
свою юность, когда мир казался полным солнца, был наполнен радостью, «ожиданием
любви»; затем вспоминает четыре года войны, которых «хватило бы на жизнь двум
поколениям». Юрий Бондарев говорит, что его поколение узнало, что «мир прочен,
и зыбок». Люди узнали мир войны, узнали,
что можно ненавидеть солнце, потому что в ясную погоду косяки «юнкерсов» и
потому что оно беспощадно обнажает во всех деталях недавнюю картину боя.
Поколение Юрия Бондарева знало жизнь до войны, узнало жизнь
во время войны и теперь узнало жизнь после войны. Писатель отмечает, что спустя
несколько лет «время уже тронуло память: потускнели детали, потускнели
лица», что долгожданный мир уже прочно вошел в сознание.
Юрий Бондарев не высказывает свою позицию прямо, но каждому
становится понятно, что писатель призывает помнить Людей и помнить Время
Великой Отечественной войны.
Думаю, что эти размышления писателя относятся по времени к
70-м годам прошлого века, однако, на мой взгляд, сегодня в веке 21-ом услышать
призыв писателя стало просто необходимым. Сегодня интерес к теме Великой
Отечественной войны значительно снизился. Для современного человека события
середины прошлого века давно стали просто историей, мы забываем Тех Людей,
забываем То Время.
Помнить необходимо! Человек без памяти, без Истории
утрачивает человечность, становится манкуртом («И дольше века длится день»). В
то же время помнить можно, только если прошлое показано правдиво и честно, соответствуют
твоему нравственному чувству. Мне, например, очень важно, чтобы, говоря о
прошлом, мы не использовали бы ура-патриотические лозунги, а именно воскрешали
бы в нашей исторической памяти Тех людей и То время.
Еще живы "дети войны", но наша память перестает
помнить. Слова перестают что-то значить. Отношение к этой войне, мне кажется,
становится все более безликим, официальным, неживым, в духе протокольных уроков
патриотизма и толерантности.
Историческая память невозможна без покаяния. Сегодня эта
война все чаще представляется как народная трагедия. Правду о войне, о
Людях и Времени нужно знать, Эту правду о войне трудно и горько узнавать. Для
того чтобы дать собственную оценку событиям 1941-1945 годов, необходимо самому
прочитать Гроссмана и Бондарева, Воробьева и Астафьева, вступить в диалог с
авторами-фронтовиками.
(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял
на душу тоску. (2)В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в
карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда
Поликарп Семёнович Иудин.
(3)«Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом. -
(4)Что она такое? (5)Книга какая-то с массой страниц, на которых написано
больше страданий и горя, чем радостей... (6)На что она нам дана? Ведь не для
печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! А выходит наоборот. (9)Слёз
больше, чем смеха.»
(10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.
(11)«Н-да, - продолжал он задумчиво, - в плане у мироздания, очевидно, не
было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12)Их создало само
человечество. (13)Оно само породило этот бич. (14)А для чего, спрашивается, для
чего?»
(15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу.
(16) «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы
только пальцем шевельнуть. (17)Вон по улице идёт богатая похоронная процессия.
(18)Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли
не на версту вереница карет. (19)Факельщики важно выступают с фонарями. (20)На
лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник
умер. (21)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22)Пригрел ли
бедняка? (23)Конечно, нет, мишура!»
- (24)Что вам, Семён Иваныч?
- (25)Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26)По-моему, больше шести
рублей под него дать нельзя. (27)А она просит семь; говорит, детишки больны,
лечить надо.
- (28)И шесть рублей будет многовато. (29)Больше пяти не давайте, иначе
мы так прогорим. (30)Только вы уж осмотритесь хорошенько, нет ли дыр и не
остались ли где пятна.
(31)«Нда-с, так вот - жизнь, которая заставляет задуматься о природе
человека. (32)За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили
сосновый гроб. (33)Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка.
(34)Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца. (35)А
спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете?
(36)Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования.
- (37)Что там ещё?»
- (38)Шубку старуха принесла. Сколько дать?
- (39)Мех заячий. (40)Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41)Дайте три
рубля, и проценты, разумеется, вперёд. (42)«Где же, в самом деле, люди, где их
сердца? (43)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет.»
(44)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45)На глазах его
выступили слёзы - крупные, блестящие, крокодиловы слёзы.
(по А.П.
Чехову*)
* Александр Павлович Чехов (1855-1913)
- русский писатель, прозаик, публицист, старший брат Антона Павловича Чехова.
СОЧИНЕНИЕ по тексту Александра Чехова
про хозяина ломбарда Иудина
В тексте Александра Чехова художественными средствами ставится проблема
двуличия, проблема ханжества. Как и брат Антон, Александр Павлович Чехов воздерживается
от прямой оценки героя. Лишь со второй половины текста мы начинаем понимать,
что философские размышления и сочувствие к беднякам у Иудина, хозяина ломбарда,
лживые, ненастоящие, а слезы его – крокодиловы.
Конечно, свое отношение к герою Чехов высказывал и раньше.
Выражения типа «в унисон с плачущим небом», повторы в описании похорон и в
диалогах с коллегами по цеху, да и сама лексика и грамматика «рассуждений» и
деловых реплик Иудина обличают в нем двуличного человека. Александр Чехов не
говорит о своем отношении к Иудину прямо: весь текст – монолог ростовщика и
диалоги его с приказчиками, однако иронично-насмешливое отношение к ханже становится
очевидным к финалу – «крокодиловы слёзы»!
Чеховский рассказ (вернее, Александра Чехова) – юмористическая новелла. Отношение же Антона Павловича к человеческой несвободе общеизвестно: человек должен по капле выдавливать из себя раба. И юмористический характер
рассказа Александра Павловича Чехова про ростовщика Иудина вовсе не отменяет
серьезности размышлений читателя рассказа. Проблема ханжества и двуличия, проблема всякого рода фарисейства и лицемерия, проблема показной любви к народу и показного патриотизма и шире – проблема человеческой несвободы будут актуальны всегда.
У меня всякого рода проявления ханжества и лживости вызывают
резкое неприятие человека, в лучшем случае ханжа может вызвать сочувствие. Если
я вижу, что человек неискренен, - я ему не верю, если человек - ханжа, – мне трудно говорить с ним.
Литературных примеров ханжей немало. Это и Иудушка Головлев
Щедрина, и Фома Фомич из «Села Степанчикова...» Достоевского. Это семейства
Курагиных, Друбецких, Бергов из «Войны и мира». И, конечно, это знаменитый
«Тартюф» Мольера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий