четверг, 13 сентября 2012 г.

Народная мораль и поэтика волшебной сказки

 
Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок
Урок развития речи
      I. Изобразительный характер формул волшебной сказки


      Воротился... невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
      Как мне не печалиться?

      Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее.
      ...ни в сказке сказать, ни пером описать!
      ...кликать мамушек, нянюшек и красных девушек...
      ...ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!
      ...за столы дубовые, за скатерти узорчатые.
      ...ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.
      Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
      — Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь пригожусь тебе.
      Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
      — Избушка-избушка, стань no-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.
      ...на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба-яга — костяная нога, зубы — на полке, а нос в потолок врос. 
      Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила...
      ...умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
      И стали они жить дружно, в любви и согласии.
     Народная мораль и поэтика волшебной сказки

      Итоговая беседа
      — Чему посвящена сказка «Царевна-лягушка»?
      Волшебная сказка «Царевна-лягушка» посвящена настоящей любви и верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.
      — Чем начинается и чем завершается сказка?
      Сказка начинается с зачина: «В некотором царстве, в некотором государстве...», завершается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
      — Почему мы называем сказку «Царевна-лягушка» волшебной? Какие чудеса происходят в сказке?
      Волшебной сказка называется потому, что в ней есть чудо, волшебство. Чудо в том, что рядом с царством людей существует тридесятое царство Кощея Бессмертного. Отец превращает свою дочь в лягушку. Эта лягушка оказывается в царстве людей, и к ней в болото попадает стрела младшего царевича.
      Чудеса приходят в мир людей, когда Иван-царевич берет лягушку в жены. Волшебным образом Василиса создает ковер: «Где кольнет иглой раз — цветок зацветет...» Удивительны ее танец на пиру и новое превращение в белую лебедь.
      После долгого пути в поисках Василисы Иван-царевич встречает первого волшебного помощника — старого старичка, получает в дар волшебный предмет — клубочек. От голода он хочет съесть сначала медведя, потом зайца, затем щуку, но жалеет и отпускает их. Они тоже становятся потом волшебными помощниками Ивана-царевича. Последняя удивительная встреча героя — с Бабой-ягой, которая раскрывает тайну смерти Кощея Бессмертного.



      Иван-царевич
      Иван-царевич кажется неудачником своим братьям и отцу, потому что ему выпало на долю взять в жены не боярскую или купеческую дочь, а лягушку.
      После первого приказа отца испечь каждой невестке по караваю Иван-царевич возвращается «невесел, буйну голову повесил». Утром, увидев хлеб, он «диву дался: никогда таких не видывал!» Когда на следующее утро он взглянул на ковер, сотканный своей женой, то просто «ахнул: такой ковер чудесный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать!» Но даже после этого он не доверяет своей судьбе, сомневается, как поведет жену на пир, и терпит насмешки от братьев и их жен. В нетерпении Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.
      После прощания с Василисой он неутешно горюет, но не засыпает, как после заданий своего отца, а собирается в поход. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Он проявляет доверие к старичку, который дает ему клубочек, сочувствует и оказывает помощь животным, он бесстрашен, когда смело отвечает Бабе-яге. Он мужественно преодолевает все трудности и невзгоды, которые выпадают на его долю. В испытаниях раскрываются в нем те лучшие черты, которые не проявлялись, когда он жил в царстве своего отца. Как награда возвращается к нему Василиса Премудрая.
      — Веками в русском народе складывались представления о том, что хорошо и что плохо. Чему могут научить нас поступки Ивана-царевича?
      — К кому из героев мы относимся с насмешкой и даже некоторой жалостью?
      — Почему мы радуемся, когда Иван-царевич освобождает Василису Премудрую?

    Вариативность народных сказок

      Собирателями сказок записано 24 варианта сказки «Царевна-лягушка».

      — Как вы объясните, что существует несколько вариантов народных сказок? Почему сказка «Царевна-лягушка» была особенно любимой в народе?

      Домашнее задание
      Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» (с. 28—37).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога