воскресенье, 2 сентября 2012 г.

Кладовая солнца

УРОК ПЕРВЫЙ. М. М. Пришвин: становление писателя. «Кладовая солнца».
      I. М. М. Пришвин: становление писателя
      Огромное наследие Пришвина еще не осмыслено нашими современниками. 25 томов «потаенных» дневников писателя открывают нам М. М. Пришвина — летописца своей эпохи, глубокого религиозного мыслителя, представителя русского космизма.
Писатель прожил большую жизнь, вместившую огромное количество встреч и событий. Но для рассказа о писателе, адресованного шестиклассникам, выберем факты, рассказывающие о становлении этого неповторимого художника слова. Необязательно стремиться к тому, чтобы ученики запомнили эти факты. Важнее увлечь детей рассказом о том, как будущий писатель шел к раскрытию своего таланта.

     Страницы биографии
 Пришвин родился в 1873 году в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии. Дед будущего писателя, купец, приобрел это имение у местного помещика. Миша был младшим ребенком в семье, и ему шел восьмой год, когда отца парализовало.
      Пришвин закончил сельскую школу и поступил в Елецкую гимназию. Первый класс гимназии в то время соответствовал третьему или четвертому классу современной школы. Туда поступали дети, уже умеющие читать и писать. Всего в гимназиях того времени было семь классов. После года учебы мальчик был оставлен в первом классе повторно за неуспеваемость с выводом: «безнадежен по малоспособности».
      В 1885 году Пришвин с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию». Спустя много лет он говорил, что это было его первое устремление к мечте.
      В учебе Пришвину везло и не везло одновременно. Учителем географии у него был Василий Васильевич Розанов, который вскоре станет известен всему миру как выдающийся русский философ. Розанов защищал мальчика от града насмешек после неудачного побега в «Азию». Но именно после оскорбления Розанова Пришвин был исключен из гимназии без права поступления в другое учебное заведение — «с волчьим билетом». Тогда Пришвину было 16 лет, и он увлекался чтением нелегальной, т. е. запрещенной, литературы.
      В 1889 году Пришвин переехал в Тюмень к дяде, крупному промышленнику. Он учился в реальном училище, а затем экстерном сдал экзамены за седьмой класс и в 1893 году поехал в Ригу, где поступил в политехникум на агрономическое отделение химического факультета. М. М. Пришвину в том году исполнилось 20 лет.
      В те годы открытия, сделанные великими русскими химиками, произвели настоящую революцию в науке. Бурно развивались новые отрасли знания: почвоведение, агрохимия, агрономия, одно за другим совершались открытия, которые будоражили умы всего мира. По всей России путешествовали исследователи, в поле и в лабораториях изучали свойства воздуха, почв, растений и способы обработки земли. Ученые открывали великие тайны природы. Пришвина увлекла эта волна, но еще более захватили его марксизм и деятельность в «школе пролетарских вождей». В 1897 году Пришвина арестовали и приговорили к году тюремного заключения, а затем выслали в Елец под надзор полиции, запретив учиться в России.
      В 27 лет М. М. Пришвин уезжает в Германию, где поступает в Лейпцигский университет. В течение двух лет учебы он слушает лекции самых выдающихся профессоров, ездит на лекции в Берлинский и Йенский университеты. Больше всего Пришвина в эти годы увлекает вовсе не литература: с увлечением он занимается в лаборатории физикохимика и философа В. Ф. Оствальда.
      Итак, М. М. Пришвин возвращается в Россию. Он работает агрономом на опытной сельскохозяйственной станции, стремится к работе в лаборатории выдающегося русского ученого-биохимика — академика Дмитрия Николаевича Прянишникова. Редактирует сельскохозяйственную энциклопедию, пишет научные и популярные статьи, например, на такие темы: «Как удобрять поля и луга» (1905), «Картофель в полевой и огородной культуре» (1908). Но эта работа оставляет у него чувство неудовлетворенности.
      И вот происходит неизбежное в человеке, который чувствует в себе особое призвание: в 1906 году тридцатитрехлетний М. М. Пришвин по совету друга отправляется для сбора фольклора в Заонежье — в Выговский край Олонецкой губернии, куда в то время еще не проникла цивилизация и где жила, может быть, в первозданном виде народная культура. 38 сказок записал там Пришвин. Но главным результатом экспедиции для него стала книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907). С любовью рассказывая о жителях Заонежья, Пришвин открыл в себе писателя.
      Через несколько лет, уже в Петербурге, М. М. Пришвин вновь встретился и стал общаться с Розановым, с другими известными русскими писателями и философами. Так в творчестве Пришвина слились глубокое знание природы, философская мысль и любовь к людям.
      Сказку-быль «Кладовая солнца» Пришвин написал в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны.
      — Сколько лет было писателю?
      Пришвин стал учителем для многих русских писателей, которые посвятили свои произведения красоте родной природы.
      — Прочитаете в учебнике, что говорил о М. М. Пришвине К. Г. Паустовский. Ответьте на вопросы учебника.    
     Домашнее задание:
      Прочитать сказку-быль до конца. Письменно: характеристика персонажа (Настя или Митраша).
План характеристики персонажа
Портрет - Происхождение - Привычки, интересы, образ жизни - Речь - Мировоззрение, характер - Отношение автора.
УРОК ВТОРОЙ. «Кладовая солнца» М. М. Пришвина как сказка-быль.
      I. «Кладовая солнца»      
      — Какие эпизоды больше всего поразили вас, пробудили волнение и чувство сопереживания?
      — Где и когда происходит действие?
      — Похожа ли, по вашему мнению, «Кладовая солнца» на настоящую сказку? Есть ли в ней зачин?
      — Как вы думаете, есть ли общее между сказкой-былью А. П. Платонова «Неизвестный цветок», сказкой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и сказкой-былью «Кладовая солнца» М. М. Пришвина?


      II. Составление плана произведения
      Составить простой или цитатный план.
       Домашнее задание
      Подготовить ответы на 1—6 вопросы рубрики учебника «Разберемся в прочитанном» 


УРОК ТРЕТИЙ. Настя и Митраша.
ВОПРОСЫ-ПОДСКАЗКИ
Образы Насти и Митраши. Нравственная суть взаимоотношений брата и сестры. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»


ВОПРОСЫ-ПОДСКАЗКИ ПО ВСЕЙ СКАЗКЕ
      — Какие эпизоды больше всего поразили вас, пробудили волнение и чувство сопереживания?
      — Где и когда происходит действие?
      — Похожа ли, по вашему мнению, «Кладовая солнца» на настоящую сказку? Есть ли в ней зачин?
      — Как вы думаете, есть ли общее между сказкой-былью А. П. Платонова «Неизвестный цветок», сказкой Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и сказкой-былью «Кладовая солнца» М. М. Пришвина?

— Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок-в-мешочке»? (1-й вопрос учебника.)
— Найдем в тексте портреты героев: «золотой курочки» и «мужичка-в-мешочке». — Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
— Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше.
— Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
— Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
— Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни? (3-й вопрос.)
 — О чем вспоминал Митраша, глядя на компас?
 — Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?
 — В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
— Как писатель дает нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
 — Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие еще признаки сказки есть в этом произведении?
      — Перескажите своими словами спор Насти и Митраши. Можно ли догадаться, на чьей стороне автор?
      — Найдите и прочитайте описания солнца. Как изменяется солнце? В каком произведении мы сталкиваемся с подобным по характеру описанием?
      — Прочитайте описание природы после ссоры детей со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась...» до «...завыли, застонали». Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
      — Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? (5-й вопрос.)
      — Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше? (6-й вопрос.)
      — Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героя? (7-й вопрос учебника.)
      — Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»? (8-й вопрос.)
      — Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
      — Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М. М. Пришвин отказался от этого названия? (1-й вопрос рубрики учебника «Сделаем выводы».)
      — Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль» (2-й вопрос рубрики «Сделаем выводы».)
Рассказ о прежней жизни Травки и Антипыча и о жизни Травки без хозяина, о ее противоборстве с волком.
      — Какой эпизод является решающим в этом произведении?
      Прочитаем выразительно кульминационный эпизод, когда Травка вытаскивает нового Антипыча из Слепой елани.
      — Почему Травка пришла на помощь человеку? Почему она после смерти Антипыча в каждом человеке пыталась увидеть своего хозяина?
      — Как вы понимаете выражение: «Маленький человек остановил в себе большое сердце»?

"Кладовая солнца" Продолжение.
(вопросы учебника и ответы на них!)
Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»
      I. Образы Насти и Митраши. Нравственная суть взаимоотношений брата и сестры. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца»
      — Что автор говорит о Насте и Митраше в самом начале своего произведения? Какой смысл вкладывает он в слова «золотая курочка», «мужичок-в-мешочке»? (1-й вопрос учебника. Разберемся в прочитаном)
      Настя и Митраша жили в деревне возле Переславля-Залесского. Действие сказки-были происходит в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Дети недавно осиротели: мать умерла от болезни, отец погиб на фронте.
      Найдем в тексте портреты героев: «золотой курочки» и «мужичка-в-мешочке». Прочитаем их вслух.
      — Как вы думаете, почему мальчику дали такое прозвище?
      «Мужичком» его называли за упрямый характер. Митраша всегда ходил в старых отцовских куртках, подпоясывая их ремнем. Куртки были ему велики, и со стороны казалось, что на мальчике надет подпоясанный мешок. Поэтому мальчика прозвали «Мужичок в мешочке».
      — Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше.
      Отношения автора к детям помогают понять сравнения и эпитеты, с помощью которых автор описывает детей. Настя — «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький». Митраша — «мужичок в мешочке», «в золотых веснушках», носик «чистенький тоже, как у сестры».
      — Выпишите из словесных портретов детей существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какое чувство автора к детям они передают?
      — Какие, по-вашему, черты этих детей особенно дороги автору?
      Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, желание дружно работать и участвовать в жизни села, присоединяясь к общественной работе.
      — Как жили Настя и Митраша после смерти родителей? Что, на ваш взгляд, было особенно удивительным в их жизни? (3-й вопрос.)
      После смерти родителей Настя и Митраша жили дружно, вместе хозяйствовали и заботились друг о друге и о живых существах: о корове, телушке, козе, курах, овцах и поросенке. Настя, как и покойная мать, готовила еду, вела хозяйство. Митраша выучился у отца делать деревянную посуду и делал для людей бочонки и кадушки. Он бывал на собраниях и старался принимать участие в общественной работе.
      — О чем вспоминал Митраша, глядя на компас?
      — Итак, дети отправились за клюквой. Жанр этого произведения Пришвин определяет так: сказка-быль. Как можно назвать ту часть, о которой мы сейчас говорили? Что это — сказка или быль?
      Былью является конкретная история осиротевших во время войны детей, которым трудно жилось, но они дружно трудились и помогали друг другу и людям, чем могли.
      — В какой момент дети подходят к границе сказки? Где сказка входит в их жизнь?
      — Как писатель дает нам почувствовать, что мы приблизились к границам иного мира?
     Выразительно прочитайте два абзаца, начиная со слов «Лет двести тому назад...».
      — Мы уже говорили, что в этой сказке-были, как в народной сказке, есть зачин. Какие еще признаки сказки есть в этом произведении?
      Сказочными можно назвать природные образы: ворон, деревья, елочки-старушки, серый волк, Лежачий камень. 
      Сказочными выглядят эпизоды, в которых действуют эти герои. Эти образы и эпизоды превращают обычную историю о том, как дети заблудились в лесу, в сказочную историю о заколдованных деревьях, о лесных тайнах и говорящих лесных жителях.
      Главная проблема, которая лежит в основе произведения, — проблемы выбора своего пути. Первый звоночек, который сигнализирует об этом, — Настин поступок во время рассказа Митраши о словах отца. Настя заботилась о пище, а Митраша, «думая, что сестра все стоит за спиной, рассказывал ей о чудесной палестинке». И вот дети, как сказочные герои, оказываются перед волшебным камнем, т. е. в ситуации выбораКамень имеет свое имя — Лежачий камень. На нем не написано: «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — сам пропадешь». Но именно во время отдыха на камне встает перед детьми проблема выбора пути.
      — Перескажите своими словами спор Насти и Митраши. Можно ли догадаться, на чьей стороне автор?
      Симпатии автора на стороне брата. Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе своего пути, а не просто ходить и делать то, что все люди.
      — Найдите и прочитайте описания солнца. Как изменяется солнце? В каком произведении мы сталкиваемся с подобным по характеру описанием?
      — Прочитайте описание природы после ссоры детей со слов «Тогда серая хмарь плотно надвинулась...» до «...завыли, застонали». Как, по-вашему, автор относится к происходящему?
      Автор относится к происходящему с горечью. Он описывает природу так, как будто серая хмарь, злой ветер и стон деревьев хотят предупредить детей об опасности и горюют вместе с ними.
      — Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как автор относится к Митраше в этой истории? (5-й вопрос.)
   
      Не забудем, что сам Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем и для него пойти по неизведанной тропинке означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового.
      Короткий путь исследователя отнюдь не является легким, но требует действительно учитывать опыт, накопленный людьми. Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошел по тонкой тропинке. Но он пока еще был только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: «И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка».
      Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: «Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слезы». Характерно, что корзинка с едой осталась у Насти.
      — Как вела себя Настя, оставшись одна? Почему она забыла о Митраше? (6-й вопрос.)
      Настя пошла по протоптанной тропе, по которой «все люди ходят», но потом все же незаметно для себя свернула с нее. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Ее охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Человек в жадности теряет истинно человеческие качества.
 Вернемся еще раз на распутье, к Лежачему камню. Пришвин нам показал не только момент выбора пути двумя детьми, он показал нам путь человеческой мысли. Человечество всегда стоит перед выбором: пойти по старой, хорошо известной дороге или по новой, неизведанной тропе. Но эволюция, развитие всего человечества происходит именно потому, что находятся люди, выбирающие тонкую тропку исследователя или вовсе идущие вперед по бездорожью, чтобы проложить путь будущим поколениям.

УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ. Рассказ о сосне и ели, растущих вместе.
II. Рассказ о сосне и ели, растущих вместе
      Обучение выразительному чтению
   Готовим выразительное чтение наизусть прозаического отрывка из «Кладовой солнца» со слов «Лет двести тому назад...» до слов «...а волк выл от неизбывной злобы к нему».
      При работе над выразительным чтением важно воскресить знания о том, что такое ритм, как проявляется ритм в прозаическом произведении.
     Запишем два-три предложения как стихотворение:
С тех пор уже лет, может быть, двести
эти ель и сосна вместе растут.
Их корни с малолетства сплелись,
их стволы тянулись вверх рядом к свету,
            стараясь обогнать друг друга.
Деревья разных пород боролись между собой
            корнями за питанье,
            сучьями — за воздух и свет.
Поднимаясь все выше,
толстея стволами,
они впивались сухими сучьями в живые стволы
и местами насквозь прокололи друг друга.
      Если потребуется, то таким образом можно записать весь абзац Самое важное —  почувствовать ритмичность пришвинской прозы и попытаться передать характер сказки-были.
       Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение наизусть прозаического отрывка.
      Подготовить по учебнику ответы на 7, 8, 10-й вопросы рубрики «Разберемся в прочитанном» и на 1—3 вопросы рубрики «Сделаем выводы» (с. 73).
   
      Индивидуальное задание (кто хочет)
      Подготовить рассказ о Травке и Антипыче.
Домашнее задание:
УРОК ПЯТЫЙ. Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе. Смысл названия произведения. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы
      I. Проверка домашнего задания
      Выразительное чтение наизусть прозаического отрывка

      II. Смысл рассказа о сосне и ели, растущих вместе
      — Зачем писатель вставляет в свое повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе? Почему этот рассказ помещен в самом начале описания пути героя? (7-й вопрос учебника.)
      Писатель вставляет в повествование рассказ о ели и сосне, растущих вместе, в самое начало описания пути героев по болоту. Он как бы дает этим понять, что обычная история кончилась и начинается сказка. С этого момента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказках и былинах, начинается выбор человеком собственного пути, и обычный лес с помощью образов сосны и ели, которые вместе растут, стонут и плачут на все болото, превращается в заколдованный, сказочный лес, где разговаривают птицы и звери, где живет собака — друг человека и волк — враг человека. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.



      III. Смысл названия произведения
      — Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»? (8-й вопрос.)
      Автор описывает Блудово болото, с одной стороны, как сказочное место, где под ногами трясина, растут елочки-старушки, летает ворон, говорящий на своем языке, болото, враждебное человеку. С другой стороны, автор говорит от имени разведчиков природных богатств, что Блудово болото «со всеми огромными запасами горючего торфа есть кладовая солнца». «Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство».
      В словосочетание «кладовая солнца» автор вкладывает большое значение. Вновь вспомним о том, что автор был агрономом, биохимиком, исследователем, следил за развитием современной ему науки. После окончания Гражданской войны и до начала Великой Отечественной русский ученый Александр Леонидович Чижевский впервые научно показал колоссальное влияние солнечной энергии на развитие жизни на Земле. То, что нам сейчас, в начале XXI века, кажется естественным, в прошлом веке приходилось доказывать, вкладывая в это все свои силы.
      Пришвин в «Кладовой солнца» не просто писатель, а просветитель. В простой и ясной форме он рассказывает о серьезных естественнонаучных открытиях. Солнце отдает свое тепло растениям, растения отмирают и падают на дно болота, и там накапливается постепенно слой торфа. Торф — это природное богатство, которое жизнь на Земле копила веками. Но целебная клюква, деревья и травы, животные и птицы этого болота — это тоже кладовая природы.
      — Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
      — Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека». Почему, по-вашему, М. М. Пришвин отказался от этого названия? (1-й вопрос рубрики учебника «Сделаем выводы».)
      Если бы Пришвин назвал рассказ «Друг человека», то весь акцент перенес бы на образ собаки, которая спасла мальчика. Но главная идея рассказа в том, что природа — это огромная кладовая и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качества. Название «Кладовая солнца» вполне соответствует этой идее.
      — Какой смысл вложил писатель в выражение «сказка-быль» (2-й вопрос рубрики «Сделаем выводы».)
      «Сказка-быль» — это жанровое определение произведения. Сказка — это повествование, основанное на вымысле. Быль — это история о том, что действительно было. Пришвин подчеркивает, что в его произведении вымысел переплетается с реальностью. Автор хочет, чтобы читатели воспринимали это повествование не просто как историю о двух детях, которые заблудились. Автор хочет, чтобы читатели почувствовали обобщающий характер этого произведения.







IV. Образы Травки и Антипыча. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы

  Рассказ о прежней жизни Травки и Антипыча и о жизни Травки без хозяина, о ее противоборстве с волком.
      — Какой эпизод является решающим в этом произведении?
      Прочитаем выразительно кульминационный эпизод, когда Травка вытаскивает нового Антипыча из Слепой елани.
      — Почему Травка пришла на помощь человеку? Почему она после смерти Антипыча в каждом человеке пыталась увидеть своего хозяина?
      — Как вы понимаете выражение: «Маленький человек остановил в себе большое сердце»?
      Митраша маленький по возрасту, но душа у него, как у взрослого сильного и душевного человека. О таких людях говорят, что у них большое сердце.
      — Почему жители деревни говорили о Митраше: «Был мужичок... да сплыл, кто смел, тот два съел: не мужичок, а герой»?

      Мужичок — слово шутливое, с уменьшительно-ласкательным суффиксом, оно указывает на то, что мужичок — это еще не настоящий мужчина. Жители деревни сделали вывод, что Митраша проявил себя как настоящий мужчина, когда узнали, что он сумел не потерять силы духа и нашел способ спастись из болота. Во-вторых, он не растерялся и застрелил волка Серого Помещика, которого не могли застрелить даже опытные охотники.

   

       Домашнее задание
      Прочитать рассказы М. М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг» и другие, об одном из рассказов написать отзыв.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога