Понятие об однородных членах предложения Однородными называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения). Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства. Например: Сосны, березы, лиственницы мелькают по сторонам (Песков); Десятки шустрых синиц слетались на стол и склевывали крошки (Паустовский); Люди ближних сел несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мед (Фадеев); Побывали они и (Набоков). Однородные члены предложения обычно выражаются словами одной части речи, но могут быть выражены и словами разных частей речи. Например: Я люблю идти в лесу (Пришвин); Я бродяга и страстно люблю жизнь (Паустовский). В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы: а) соединительные: и; да в значении и; ни ..., ни; как ..., так и; не только ..., но и; тоже; также; б) противительные: а; но; да в значении но; зато; однако; в) разделительные: или; либо; то ..., то; не то ..., не то; то ли ..., то ли. Примечание. Не являются однородными членами повторяющиеся в предложении слова, используемые для большей выразительности и представляющие собой один член предложения. Например: Зимы ждала, ждала природа (Пушкин). При однородных членах могут быть обобщающие слова, значение которых как бы охватывает весь ряд однородных членов. Обобщающие слова могут стоять или перед однородными членами, или после них. Например: Вдруг все ожило: и леса, и пруды, и степи. Затуманенный лес, озеро, небо — все было серое. Упр. 18. Прочитайте, соблюдая интонацию однородности. Определите, какими членами предложения являются однородные члены в каждом предложении и как они между собой связаны. Начертите схемы 3, 7, 8-го предложений. 1. Внизу мерно и широко шумел прибой (Казаков). 2. То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов). 3. В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно (Казаков). 4. Поворчал он, да не посмел ослушаться (Короленко). 5. Голос слепого нищего был слаб и дрожал... (Горький). 6. Она молода, изящна, любит жизнь... (Чехов). 7. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков). 8. Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел и сделал таким образом 200 верст лишних, зато увидел Ермолова (Пушкин). Упр. 19. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их в следующем порядке: а) с однородными членами, выражающими соединительные (перечислительные) значения; б) с однородными членами, выражающими разделительные (взаимоисключение, чередование) значения; в) с однородными членами, выражающими противительные (противопоставление, сопоставление) значения. 1. [О, О, О]. 2. [О, О и О]. 3. [О, но О]. 4. [О или О]. 5. [Не только О, но и О]. 6. [То О, то О]. 7. [И О, и О, и О]. Однородные и неоднородные определения Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны (по цвету, форме, размеру) или создают целостную картину о предмете. Однородные определения соединены между собой сочинительной связью; они равно непосредственно относятся к определяемому существительному и произносятся с перечислительной интонацией. Между однородными определениями обычно можно вставить союз и. По мшистым, топким берегам чернели избы здесь и там (Пушкин). Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон. При этом непосредственно к определяемому слову относится только ближайшее определение, а другое относится к сочетанию определяемого существительного с первым определением. Между неоднородными определениями нет сочинительной связи, они произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза и. Как правило, неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов (например, качественным и относительным). Был жаркий августовский день. Упр. 20. Найдите в предложениях однородные и неоднородные определения. Перепишите, подчеркивая их, и вставьте, где нужно, запятые. 1. Солнце низвергало на землю золотые сияющие потоки света (Шолохов). 2. Вдали виднелась небольшая березовая роща (Тургенев). 3. На огромном расстоянии разлегся город и тихо пламенел и сверкал синими белыми желтыми огнями (Короленко). 4. Она взглянула на него и улыбнулась но не веселой и радостной а испуганной жалостной улыбкой (Л. Толстой). 5. Около родника зеленеет короткая бархатная травка (Тургенев). 6. Молодая осина дрожала над головой лимонными нежными листьями (Паустовский). 7. Снежные сугробы подернулись тонкой ледяной коркой (Чехов).
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Обо мне
Архив блога
-
▼
12
(104)
-
▼
сентября
(66)
- Что необходимо на уроке литературы
- МАСТЕРСТВО ТОЛСТОГО
- Тесты и задания по русскому языку от gramma.ru
- ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
- Платонов. Рассказы «Никита», "Корова", "Неизвестны...
- "АЛЫЕ ПАРУСА".
- Грин "Алые паруса"
- Поэты XIX века. 6 класс
- "Мороз, красный нос"
- "ДУБРОВСКИЙ"
- Русское барство
- Тургенев "Бежин луг"
- «Выстрел»: три выстрела и три рассказа о них. 6 класс
- Литература. 6 класс. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
- ВОПРОСЫ ПО ПОВЕСТИ «ВЫСТРЕЛ»
- В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»
- Кладовая солнца
- Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену
- Морфологический разбор имени числительного
- Числительное
- Наклонение глагола
- Переходность глагола
- Вид глагола
- Имя прилагательное и его грамматические признаки
- Образование и употребление степеней сравнения прил...
- Глагол
- ВИД ГЛАГОЛА
- Правописание окончаний прилагательных
- О ВЕДЕНИИ ТЕТРАДЕЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОМУ ОТВЕТУ
- Разграничение однородных и неодородных определений.
- Второстепенные члены предложения
- КАК ДЕЛАТЬ Д/З ПО ЛИТЕРАТУРЕ
- «Ревизор». Вопросы по первому и второму действию
- ВОПРОСЫ ПО "ПОВЕСТЯМ БЕЛКИНА"
- Задачи преподавания курса литературы в классах гум...
- Вопросы по Сэлинджеру
- Итоговый урок по "Мастеру и Маргарите": "Как устро...
- «Легкое дыхание». Метафизика любви и смерти в расс...
- “Господин из Сан-Франциско”
- Вопросы по рассказу «Солнечный удар».
- Дама без собачки: чеховский подтекст в рассказе И...
- Бабеля. Конармия. ГЕДАЛИ
- ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ_тест
- ГИА9_Русский язык
- ГОДОВОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ...
- ЛЕТНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ПАМЯТКА)
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 7 КЛАССА
- ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ОТЗЫВА (И ПИСЬМЕННОГО, И УСТНОГО)
- Список литературы из 8 в 9
- ГИА9_Время выполнения работы (2012 год)
- Годовое тематическое планирование уроков литератур...
- Порядок морфемного разбора (по составу слова)
- Словообразовательный разбор слова
- Шкала перевода баллов в отметки (ГИА-2012)
- Критерии оценки письменной части ОГЭ/ ГИА9
- ГИА: Что такое сжатое изложение?
- 5 класс: Литература как учебный предмет
- 5 класс: Писатели о роли книги в жизни человека и ...
- Фольклор. Малые жанры фольклора.
- РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ
- «Царевна-лягушка». 5 класс
- Иван-царевич — победитель житейских невзгод.
- Народная мораль и поэтика волшебной сказки
- «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная бо...
-
▼
сентября
(66)
Комментариев нет:
Отправить комментарий