«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — восхищался «Записками охотника» Ф.И. Тютчев. Цикл очерков «Записки охотника» в основном сложился за пять лет (1847—1852), но Тургенев продолжал работать над книгой.
К двадцати двум ранним очеркам Тургенев в начале 1870-х годов добавил еще три. Еще около двух десятков сюжетов осталось в набросках, планах и свидетельствах современников.
К двадцати двум ранним очеркам Тургенев в начале 1870-х годов добавил еще три. Еще около двух десятков сюжетов осталось в набросках, планах и свидетельствах современников.
Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» перерастают в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.
Домашнее задание
Внимательно перечитать описания мальчиков, постараться представить себе этих детей (с. 177—179, ч. 1 учебника).
Внимательно перечитать описания мальчиков, постараться представить себе этих детей (с. 177—179, ч. 1 учебника).
УРОКИ ПО РАССКАЗУ ТУРГЕНЕВА "БЕЖИН ЛУГ"
Урок I.
И. С. Тургенев: страницы биографии. «Бежин луг»
Домашнее задание
Внимательно перечитать описания мальчиков, постараться представить себе этих детей (с. 177—179, ч. 1 учебника).
Внимательно перечитать описания мальчиков, постараться представить себе этих детей (с. 177—179, ч. 1 учебника).
Чтение первой части: описание мальчиков и рассказ первой истории про домового на бумажной фабрике (до с. 182 учебника). Самое серьезное внимание уделить выразительному чтению этого рассказа, отработать интонации описания природы и путешествия рассказчика.
Передавая разговоры мальчиков, необходимо предварительно продумать интонации каждого мальчика, выяснить, как, каким голосом говорит каждый из них, и суметь артистически передать эти интонации. Так, Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», используя повторы, характерные для устной речи; в его историях чувствуются интонации бывалого, опытного рассказчика, который знает все деревенские предания. Костя говорит «тонким голоском», в его речи слышатся песенные интонации, каждая история в его устах звучит как законченное произведение. Костя часто повторяет в речи обращение «братцы мои», вопросы завершает часто междометием «ась?». Голос Павла автор называет «неторопливым», чтец передаст уверенность и легкую насмешку в его голосе.
Урок II.
«Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков
Комментированное чтение
Обратите внимание на интонацию опасного разговора персонажей «Бежина луга», на таинственность поверий, на постепенное нарастание напряжения.
— Какое ощущение оставляет у вас этот рассказ?
— Какие истории понравились вам? Рассказываете ли вы сами подобные истории? Как можно назвать эти истории: россказнями, преданиями или поверьями?
Рассказы мальчиков можно назвать преданиями, поверьями. Слово россказниозначает измышления, выдумки. Многое из того, что рассказывают дети, действительно является выдуманным, но дети искренне верят, что все это именно так: что существуют лешие, русалки и Тришка.
— Кто из мальчиков вам понравился больше?
Домашнее задание
Отметить в тексте все, что относится к характеристике мальчиков: 1) Феди и Вани; 2) Кости; 3) Ильюши; 4) Павлуши. (Ученики работают по вариантам, задания даются с учетом работы детей в группах на следующем уроке.)
Обратите внимание на интонацию опасного разговора персонажей «Бежина луга», на таинственность поверий, на постепенное нарастание напряжения.
— Какое ощущение оставляет у вас этот рассказ?
— Какие истории понравились вам? Рассказываете ли вы сами подобные истории? Как можно назвать эти истории: россказнями, преданиями или поверьями?
Рассказы мальчиков можно назвать преданиями, поверьями. Слово россказниозначает измышления, выдумки. Многое из того, что рассказывают дети, действительно является выдуманным, но дети искренне верят, что все это именно так: что существуют лешие, русалки и Тришка.
— Кто из мальчиков вам понравился больше?
Домашнее задание
Отметить в тексте все, что относится к характеристике мальчиков: 1) Феди и Вани; 2) Кости; 3) Ильюши; 4) Павлуши. (Ученики работают по вариантам, задания даются с учетом работы детей в группах на следующем уроке.)
Урок III.
Крестьянские дети в русской литературе
— Какое произведение, посвященное крестьянским детям, мы читали в 5 классе?
— Какое произведение, посвященное крестьянским детям, мы читали в 5 классе?
Образы крестьянских мальчиков, их портреты и рассказы, духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность.
Подготовить рассказ о герое по плану. План рассказа
1. Портрет мальчика.
2. Рассказы мальчика, его речь.
3. Поступки мальчика.
4. Отношение автора к мальчику.
Подготовить рассказ о герое по плану. План рассказа
1. Портрет мальчика.
2. Рассказы мальчика, его речь.
3. Поступки мальчика.
4. Отношение автора к мальчику.
Урок IV.
Значение художественной детали. Картины природы в рассказе «Бежин луг»
I.Значение художественной детали
II. Картины природы в рассказе «Бежин луг»
— Как рассказчик набрел на Бежин луг?
Обучение выразительному чтению
Домашнее задание: читать первый рассказ из «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч».
II. Картины природы в рассказе «Бежин луг»
— Как рассказчик набрел на Бежин луг?
Обучение выразительному чтению
Домашнее задание: читать первый рассказ из «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч».
Комментариев нет:
Отправить комментарий