А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Опыт внимательного чтения
Задумывались ли вы, почему главного
героя произведения повести «Станционный смотритель» зовут Самсон Вырин? Чем
похожи и чем отличаются судьбы Дуни и блудного сына? В этом видео
рассказывается опыт внимательного прочтения повести А.С. Пушкина и
нестандартный взгляд на неё.
Великие произведения не устаревают. Может немного
меняться смысл, возможно своеобразное понимание, но главное в человеке со
временем остается неизменным, а великие произведения как раз о главном и
говорят.
«Станционный смотритель» – повесть о главном, о
принятии решений. Героиня принимает решение, которое меняет всю её жизнь. Люди
постоянно принимают различные решения, но в основном это решения, результат
которых можно вычислить. А принципиальными являются именно те решения,
результат которых заранее неизвестен.
Вспомните сказку «Витязь на распутье» (см. рис. 1). Герой
выбирает путь прямо, по которому «головы не сносить». Ведь потеря
коня раньше означала потерю жизненного статуса. Поэтому витязь принимает
решение – до конца своей жизни (сколько бы она ни длилась) быть на коне (не
потерять своего статуса).
Рис. 1. В.М. Васнецов. «Витязь на распутье» (1882 г.)
(Источник)
Но витязь был вынужден пойти по какому-то из путей, у
него не было выбора – нужно ли ему выбирать. А Дуня принимает решение ехать,
хотя могла ничего не менять и остаться. То есть её выбор является активным, а
не реактивным.
Есть решения, кардинально меняющие жизнь, для принятия
которых нет чёткого алгоритма. Литература даёт инструменты размышления в таких
ситуациях.
Для описания ситуации с Дуней подходит
пословица: «Журавль в небе или синица в руках».
Но если бы все выбирали «синицу в руках»,
не было бы героев и многих великих людей.
Например, один человек двадцати лет решил, что он
юрист или успешный бизнесмен, а стал впоследствии великим художником В.В.
Кандинским (см. рис. 2).
Рис. 2. В.В. Кандинский (Источник)
Другой родился за тысячу вёрст от ближайшего моря, а
стал великим адмиралом Ф.Ф. Ушаковым (см. рис. 3).
Рис. 3. Федор Федорович Ушаков (Источник).
В «Станционном смотрителе» читатель видит нищую
станцию, папашу с нетвёрдой душой (вследствие чего он и стал алкоголиком) и
Дуню – разумную девочку, которая «вся в покойницу мать»:
«Дочка-с, – отвечал он с видом
довольного самолюбия, – да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу
мать».
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Она всё понимает, хотя ей всего 15 лет. Понимает, что
нужно делать, чтобы справиться с ударами судьбы. Но мало понимать, нужна ещё
решительность, нужны действия. По первому визиту становится видно, что
решительности Дуняше не занимать. Она кокетничает, когда незнакомец попросил
поцеловать, соглашается:
«Маленькая кокетка со второго взгляда
заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые
глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как
девушка, видевшая свет».
«В сенях я остановился и просил у ней позволения её
поцеловать; Дуня согласилась…»
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Вскоре появляется проезжий гусар, и она решается на
поступок. Читатель ждёт банального развития событий, в котором гусар её бросит,
и можно будет наблюдать повторение сюжета «блудного сына». Но всё происходит не
так. В конце возвращается успешная дочь, с тремя детьми, обеспеченная:
«– Прекрасная барыня, – отвечал
мальчишка, – ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и
с кормилицей, и с чёрной моською;…»
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Читатель понимает, что она сделала правильный выбор.
Можно смотреть на эту ситуацию и сквозь призму нашего
времени. Сейчас есть такое понятие, как социальный лифт. В
произведении этим лифтом тех времён был проезжий влюбившийся гусар, который
стал её шансом.
Для того чтобы решиться на что-то, нужно иметь
какие-то силы, ресурсы, знания, потому что в условиях неопределённости помочь
может только образование, умение. И Дуня имеет такое умение (см. рис. 4):
«При сём известии путешественник
возвысил было голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала
из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет
ему чего-нибудь покушать? Появление Дуни произвело обыкновенное своё действие».
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Рис. 4. Иллюстрация к повести «Станционный смотритель»
(Источник)
В этом умении были её университеты – она научилась
управлять ситуацией, научилась быть смелой, вступать в контакт, влиять с
помощью своего обаяния мужчинами.
Про человека, решившегося на что-нибудь, можно
услышать: «Ну что ей нужно было?». Отец потом так и
рассуждает: «Чего ей не хватало? Я ж её любил, поехала куда-то…».
Ей не хватало самой себя в этой жизни, в которой все решения известны. То есть
фактически и решений-то нет, если они известны. Быть самой собой – вот чего она
хотела.
Вспомните монолог Гамлета. Он начинается такими
словами:
«Быть или не быть, вот в чём вопрос.
Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье»
Уильям Шекспир. Монолог Гамлета
Дуня оказывает сопротивленье. Она способна оказаться
выше, чем обстоятельства. Могло быть и так, что не получилось бы у нее с
Минским. Что было бы тогда? Ее отец выразился таким образом:
«Много их в Петербурге, молоденьких дур,
сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью
кабацкою».
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
В фильме «Карнавал» (1981 г.), например, героиня не
поступила в ВУЗ и метёт улицы.
Вопрос в том, как ты отвечаешь на удары судьбы,
сколько раз ты говоришь, как в песне на стихи Вознесенского:
Начать сначала
Не поздно нам всегда.
Начни сначала,
Хоть лиха беда.
Не всё пропало.
Поверь в себя,
Начни сначала,
Всё начни с нуля!
А. Вознесенский
Удары в жизни обязательно будут. Если человек будет
бороться, то, как в великом стихотворении Тютчева:
Пускай олимпийцы завистливым оком
Глядят на борьбу непреклонных сердец.
Кто ратуя пал, побежденный лишь Роком,
Тот вырвал из рук их победный венец.
Ф.И. Тютчев. «Два голоса»
Тот, кто бьётся до конца, в каком-то смысле всё равно побеждает.
Рассмотрим другой вариант, если бы Дуня осталась с
отцом на станции. Кстати, есть такое произведение, где описано практически
такое развитие событий. Это рассказ А.П. Чехова «Ведьма», в котором женщина
страдает от того, что когда-то сделала неправильный выбор. Заметьте, что герои
Чехова вообще мало решений принимают. А у Пушкина женщины решительны. Это видно
на примере таких героинь, как:
·
Дуня Вырина («Станционный смотритель»);
·
Елизавета Ивановна («Пиковая дама»);
·
Маша Троекурова («Дубровский»);
·
Маша Миронова («Капитанская дочка»);
·
Татьяна Ларина («Евгений Онегин»).
У Пушкина женщины действуют удачно.
Морали у «Станционного смотрителя» однозначной нет,
как нет и смысла жизни. Пока человек его ищет, в этом поиске и суть. Авторы
художественных произведений тоже ищут, пишут про ситуации, где нет однозначного
решения, где решения можно трактовать разным образом.
Кто в жизни ни на что не решился, не реагировал на
возможности, тот найдёт утешение – вернулась, плакала, но поздно было. Но здесь
обратная ситуация, именно потому, что в самом начале Пушкин говорит о картинках
про притчу о блудном сыне, которые висят в прихожей в домике станционного
смотрителя.
Рассмотрите картину Х. Рембрандта «Возвращение
блудного сына» (см. рис. 5).
Рис. 5. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»
(Источник)
Художник свою личную трагедию (он потерял тогда сына)
превратил в шедевр. Обратите внимание на руки отца. Каждый, кто кого-либо
когда-то жалел, поймёт этот жест. Гений перерабатывает всё личное в искусство.
У Пушкина мы видим полное отрицание «формулы блудного
сына». Во-первых, перед читателями дочь, которая не взяла ничего из дома, в
отличие от блудного сына. К тому же она вернулась успешной и богатой на могилу
к отцу. Тут можно заметить иронию автора. Еще в начале ясно, что будет ирония,
когда идёт рассуждение:
«В самом деле, что было бы с нами, если
бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление
другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!»
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Этот абзац задает добродушно-ироничный тон. И
действительно, всё заканчивается хорошо, насколько это возможно: старые
умирают, молодые строят успешную жизнь.
Стоит обращать внимание на имена. Детали в
художественном произведении чрезвычайно важны, случайностей не бывает. Если
автор выбрал имя Самсон Вырин и название «Станционный смотритель», значит, это
важно.
Самсон –
это герой ветхозаветных преданий, наделённый невиданной физической силой (см.
рис. 6).
Рис. 6. Самсон (Источник)
Слово «выря» происходит от
южнорусских диалектов, передающих слова «пучина, водоворот, заверть».
Так тверские и псковские крестьяне звали колдунов и ворожей.
Самсон Вырин символизирует ситуацию затягивающую: тут
тепло, тут всё ясно, неужели нужно куда-то уехать. Наша героиня решается. Она
сообразна по силе духа, она может преодолеть эту ситуацию.
Дуня бросила отца одного, не писала ему. Но никто и не
говорит, что Дуня – идеальный человек, она делала свою жизнь, ведь отец свою
уже сделал. Часто говорят, что нужно вернуть долг родителям. Но дети должны
отдавать долг своим детям. Должна присутствовать такая формула: данное
родителями отдай детям своим. Вспомните притчу про птицу, переносящую птенцов.
Она спасла птенца, который сказал, что будет заботиться о своих детях так же,
как она о нём.
Иначе была бы слишком легкая задача, потому что мы не
можем родить своих родителей, долг всё равно отдать не получится. А по
отношению к детям вы можете это сделать и воспитать их.
Есть образ Родины-матери (см. рис. 7), он хороший и
положительный: благодаря ему мы все можем считаться братьями и сёстрами.
Рис. 7. Родина-мать (Источник)
Но ещё более важным и нужным был бы образ Родины-дитя:
дитя, которое мы вместе все воспитываем, потому что к своему ребёнку чувства
проявить легче, это более естественно.
Отец Дуняши, если бы был жив, должен был радоваться за
неё. Но он был эгоистичен: «На ней все держалось, весь дом: и приберёт,
и приготовит». Дуня ещё и спасала его от гнева проезжающих. То есть в
каком-то смысле отец её использовал.
«Станционный смотритель» – повесть о принятии решений
в молодом возрасте, когда очень важно понимать, на что ты решаешься, ведь это
твоя жизнь.
Список литературы
1. Александр Сергеевич Пушкин
в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. – М.:
АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
2. В. Воеводин. Повесть о
Пушкине. – М.: Детская литература, 1955.
3. Литература. 6 класс. В 2 ч.
/ [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я.
Коровиной. – М., 2013.
4. Пушкин А.С. Повести
Белкина. – М.: Рипол Классик, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети
Интернет
Домашнее задание
1. Охарактеризуйте поступок
Дуни. Почему, на ваш взгляд, она так легко приняла решение уехать?
2. Каким образом сюжет повести
«Станционный смотритель» пересекается с мотивом притчи о блудном сыне?
3. Объясните значение имени
Самсона Вырина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий