русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

суббота, 21 февраля 2015 г.

"Мертвые души" на licey.net. Вопросы к 8 главе

издательство Лицей, материалы для презентаций, сочинений, рефератов курсовых и дипломных работ по литературе, истории, английскому и русскому языку, биологии
анализ "Мертвых душ"


Краткое содержание: Том 1
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Глава пятая
Глава шестая
Глава седьмая
Глава восьмая
Глава девятая
Глава десятая
Глава одиннадцатая

Биография писателя

Особенности поэмы
История создания произведения
Жанровое своеобразие поэмы
Образ повествователя
Лирические отступления
Сюжет и композиция поэмы. Повесть о капитане Копейкине
Сочинения
Помещичья Русь в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Образы крестьян в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Критики о поэме "Мертвые души" и творчестве Н.В. Гоголя
Критики о произведении:
В.Г. Белинский
Гоголь в русской литературе
Субъективность автора в поэме.
Русский дух, юмор, ирония и сатира в поэме.
К.С. Аксаков
Поэма Гоголя - древний, гомеровский эпос.
Содержание и слог поэмы. Сущность русского народа
Сравнения в поэме Гоголя. Характер героев Гоголя
Гоголь - поэт из Малороссии. Малороссийский язык Гоголя
С.П. Шевырёв
Внешняя жизнь и содержание поэмы. Образ Чичикова
Образы помещиков. Герои поэмы "Мертвые души"
Петрушка и Селифан.Город N-действующее лицо поэмы.
Связь искусства с жизнью.
Комический юмор Гоголя
Творческая фантазия Гоголя.Картины природы. Сравнения
Характеры героев Гоголя - общие типы.
Связь между поэмой и жизнью. Язык и слог "Мертвых душ"

Еще читать: Анализ пьесы "Ревизор"

licey.net: Материалы для сочинений. Анализ литературных произведений

Глава восьмая

1. Какова роль городских разговоров о переселяемых крестьянах Чичикова в создании образа народа в поэме?
(По мнению чиновников и обывателей, крестьяне — народ "буйный", при переселении стоит опасаться "бунта").
2. Отметьте алогизм в описании увлечений чиновников.
(В подтверждение того, что многие были люди просвещенные, автор под маской восторженного обывателя замечает: "...Кто читал Карамзина, кто "Московские ведомости", кто даже и совсем ничего не читал". Нет логики в противопоставлении "тюрюка" и "байбака" — оба лежебоки).
3. Какой прием использует Гоголь при описании губернских дам?
(Скрывшись опять же за маской восторженного и робкого к высоким чинам регистратора пошлых событий, автор якобы не может приступить к описанию дам — он в трепете перед их сановными мужьями, и ему вообще трудно говорить о них: ведь нужно описать "живыми красками их душевные качества". Описать их он так и не смог — видимо, "душевных качеств" не было. Изображению поддалось только наружное, то, что лежит на поверхности. Заглядывать "поглубже" вообще опасно — там могло обнаружиться много дурного).
4. Что в поведении дам говорит об их двуличии?
(Неверность мужьям допускалась, но в тайне; неприличные слова произносились только по-французски, а по-русски заменялись эвфемизмами).
5. Как воздействовал на дам слух, что Чичиков — "миллионщик"?
("Нежное расположение к подлости", обнаружившееся в обществе в связи с этими слухами, коснулось по-своему и дам — они стали отзываться благоприятно о наружности Чичикова, усиленно наряжаться; Чичиков получил слащаво-безвкусное письмо от одной из них).
6. Что означает в Чичикове его особенное внимание к своему телу?
(Гоголь подчеркнуто подробно описывает заботу Чичикова о чистоте тела и белья, о приличности выражения лица и небрежение душой. Слова "может быть, от самого создания света не было употреблено столько времени на туалет" подсказывают, что перед нами некто вроде Антихриста (это переименование Чичикова позднее состоится в поэме).
7. Что "необыкновенного" в реакции на появление Чичикова на балу и в его поведении там?
(Его появление на балу произвело "необыкновенное действие", а сам он "чувствовал какую-то ловкость необыкновенную" — знак чего-то важного, совершаю¬щегося с ним).
8. Мнение Гоголя о причинах необработанности русского языка в художественной литературе. 
(От высших сословий "не услышишь порядочного русского слова", они выражаются на французском, немецком и английском языках, и русский язык не обрабатывается; "сам собою" язык не сделается "стройным, очищенным и благородным").
9. Особенность немой сцены с Чичиковым на балу.
(Чичиков вел себя очень "непринужденно и ловко", изъяснялся с дамами пошло, употребляя туманно-аллегорические фразы, лишенные вкуса — так, иронизирует Гоголь, как герои "светских" повестей и "ловкие военные люди". Военные ассоциации, в их ирони¬ческом звучании, вообще характеризуют поведение Чичикова на балу до немой сцены: дамы находили в нем "что-то даже марсовское и военное".
10. "Вдруг" Чичиков остановился, "будто оглушенный ударом".
Немая сцена вызвана оглушительным воздействием на ловкого героя лица губернаторской дочки, которое художник взял бы "в образец для мадонны". Эта вторая встреча заставила Чичикова припомнить первую, на пути к Собакевичу, и теперь он видит в этом "странное" — их экипажи тогда "странно столкнулись".
11. Вмиг из поведения Чичикова исчезла ловкость.
— Чичиков, что совершенно для него необычно — "смешался", не мог произнести ни одного толкового слова, и когда губернаторша с дочерью уже отошли от него, "все еще стоял неподвижно на одном и том же месте". Неслучайность и высоту переживаний Чичикова Гоголь объясняет воздействием на него "какого-то неведомого духа", результатом чего стала чуждость Чичикова всему окружающему: бал "стал на несколько минут как будто где-то вдали; скрипки и трубы звучали" "где-то за горами", и все подернулось "туманом". Все это было "странным" и необъяснимым для Чичикова. Прелесть юности и простоты девушки ("молоденькие стройные члены", "белое, почти простое платьице") контрастировала с "мутной и непрозрачной толпой".
12. Пропала его слащавая любезность с дамами.
Он устремился за "свеженькой блондинкой" решительно, словно "толкал его кто сзади", но в то же время он "робко" вел себя с девушкой, в его движениях и речах появилась "какая-то неловкость" — он толкнул мешавших ему людей и повел с блондинкой речи, скучные ей многочисленными подробностями; дамам же отвечал "сухими и обыкновенными словами". Чичиков оказался способен к любви, автор обнаруживает в его душе живой участок).
13. Почему пьяная болтовня вруна Ноздрева про Чичикова произвела столь сильное впечатление в обществе?
(Дамы уже были настроены против Чичикова из-за его подчеркнутого внимания к "блондинке", и теперь был найден приличный предлог для "негодования". Но не только дамы, а "все остановились с каким-то деревянным" выражением перед ноздревской информацией — тоже своего рода немая сцена. Законы пошлин, морг-вой жизни города делали свое дело — один "смертный" передал другому "смертному", и слух родился).
14. Обратите внимание, как описываются военные на балу.
(Их поведение — верх светской ловкости, но "талант" нести беседу, или "работать душой и телом" в танце, или подать даме соус на конце обнаженной шпаги — все это вызывает иронию автора, сопоставляющего, конечно, эти "подвиги" с подлинным военно-героическим поведением).
15. Как неприятность с Ноздревым разбудила в Чичикове после бала национальное чувство?
(В неспокойном состоянии "духа" Чичиков негодует на бал в условиях "неурожаев", понимает, что платье за тысячу рублей куплено на счет "крестьянских оброков" или взяток. Бал вообще представляется ему занятием "не в русском духе, не в русской натуре", "нее из обезьянства" перед французами. "После... бала" из-за пустоты этого занятия у Чичикова состояние — точно "грех сделал". Перед нами еще один взлет его духа после умиленна над списком крестьян и восторга перед "мадонной").
16. Какая "странная" причина огорчения Чичикова не открыта автором?
(Автор, обладающий "глубиной душевной", видит, что Чичиков страдает от нерасположения тех, кого совсем не уважает. "Странен человек", — делает вывод Гоголь, много в нем нелогичного. Странное в поэме — способ проявления чудесного, фантастического, необъяснимого).
17. Особенность описания въезда в город Коробочки.
("Странный" экипаж Коробочки, похожий на арбуз, с "шумом и визгом" проехал по городу, и ворота дома протопопши, "разпнувшись, наконец, проглотили это неуклюжее дорожное произведение". Двери захлопнулись, судьба Чичикова оказалась предрешенной. В описании "арбуза" запоминаются "щеки" — деталь, общая с портретом Чичикова).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога