русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

четверг, 20 марта 2014 г.

Рассказ Шукшина "Обида". Вопросы.

Не было бы добрых людей,жизнь бы давно остановилась. (В.Шукшин)
До обидного мало - 45 лет прожил В.М.Шукшин. Но и того, что сделано, хватило бы на несколько биографий. Впервые был опубликован в 29 лет рассказ "Двое на телеге". Но писать он начал, когда учился в школе, где имел прозвище "Гоголь". Непримиримость к человеческому унижению, к хамству - отличительная черта его характера. Главная тема искусства есть необходимость добра и знаний среди людей. В его произведениях очень редки прямые авторские оценки, нет назидательности.
Не только литературу 60-70-х годов, но и современную прозу нельзя представить без Шукшина. Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве. За его нестандартным подходом к человеку видится яркость, глубина личности художника, его требовательный взгляд, исполненный любви и терпеливого внимания.
Шукшин различал несколько типов рассказов:
  • Рассказ - судьба
  • Рассказ - характер
  • Рассказ - исповедь
  • Рассказ - анекдот

"Обида". Вопросы


  1. Что показалось интересным, точно подмеченным?
  2. В чем суть происшествия в магазине? Была ли причина для обиды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупатели?
  3. Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще? Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его намерения? Почему? Проследите за развитием Сашкиной мысли? Только ли оскорбленное чувство собственного достоинства говорит в нем? Что еще?
  4. Какова натура Сашки? Что он за человек? Что стоит за авторским замечанием: "Последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. И оттого еще, что держал в руке маленькую родную руку дочери", за словами жены: "С кем опять драку затеваешь? ..Опять на тебе лица нету..?"
  5. Зачем в рассказ введен ребенок? Какие стороны натуры Сашки высвечивают отношение к дочери? Какую роль в тексте имеют реплики девочки, что тети и дяди плохие?
  6. Как автор относится к своему герою, к общей атмосфере жизни?
  7. Какие "художественные детали" рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: привычное хамство, неуважение к человеку, подозрительность, озлобление, желание заклеймить?
  8. В чем смысл вступительной части рассказа об обидах, благоразумии, деревянных мечах, об отчаянии? Не приоткрывает ли она отношение писателя к типу поведения, изображенному в Сашкиной истории? Каково оно? Почувствовали ли вы в начале рассказа авторскую иронию?
  9. Почему автор обращается к такой обыденной ситуации - ссора в магазине? Чем автору интересен Сашка? В каких его словах сокрыта самохарактеристика, выражающая тип мышления и строй чувств?
  10. Какова авторская оценка общей картины жизни, людей, их поведения?
  11. Сашка наивно верит, что человеку можно что-то объяснить. Здесь столкновение противоположных позиций - романтический веры в силу слова и в силу добра и непробиваемой тупости, злобы, нравственной глухоты.
  12. В общем масштабе Сашка прав, но здесь уже ничего изменить нельзя, т.к. для этих людей ничего изменить невозможно, потому что правда, истина, справедливость, уважение к человеку для них ничего не значат.

Творческие задания

Попробуйте выразительно прочитать и проанализировать рассказ, который вам понравился, используя известные подходи к тексту:
Какими изображены герои, их отношения?
Можно начать с анализа сюжета, высказать суждения о кульминации и развязке.
Необходимо выйти на главный результат: Какой вопрос ставил автор в рассказе, сформулировать его, и как он решается автором?
Своеобразие рассказов Шукшина
В центре большинства рассказов - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи. Характеры изображены на фоне черт обыденной жизни.
Писатель распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное.
Рассказы начинаются без каких-либо вступлений. Автор сразу водит нас в ситуацию.
Рассказы часто остроконфликтные. Герои Шукшина своей сутью, манерой поведения опровергают усредненное, обыденное представление о человеческой личности, убеждают нас в бесконечном разнообразии характеров, голов и сердец.
"В каждом рассказе должно быть что-то настоящее. Пусть это будет брань, пусть будет пьянка, пусть будет наносная ложь, но где-то, в чем-то - в черте характера, в поступке, в чувстве - проговорилосьнастоящее. И тогда, к концу своей писательской жизни, написав 1000 рассказов, я расскажу, наконец, онастоящем человеке. А если даже в каком-то рассказе нет ничего от настоящего, то там есть - тоска по нему, по настоящему" (из рабочих записей Шукшина).
Настоящее - это не случайные, не мелочные вопросы, а такие, которые заслуживают того, чтобы о них напряженно думать, ими жить. Этим настоящим и связаны рассказы Шукшина.
- Как связаны ситуации и характеры?
Кто такие "чудики"?
Как относится к ним автор?
Есть ли пейзаж и его особенности?
Почему финалы отсутствуют?
Кто ведет повествование?
"Будь человеком" - призывает своим творчеством В.Шукшин.
Почти все рассказы отличаются философским осмыслением жизни, многотемностью, особыми героями, которые часто кажутся примитивными. "Прямая речь позволяет мне крепко поубавить описательную часть: какой человек? Как он думает? Чего хочет? :мы ведь так и составляем понятие о человеке - послушав его"
Темы творчества:
  • противопоставление города и деревни (в деревне нравственнее, чище)
  • "светлые" души
  • любовь
  • "чудики" и отношение к ним писателя
  • смысл жизни
Важна жизнь духа, а не факты биографии героев.
Обобщение знаний по творчеству В.Шукшина
Перечитать рассказы.
Как автор относится к героям? Что дорого в них? Чего он не принимает?
Назовите рассказ, где диалог движет действия.
Проследите за развитием сюжета. В каком легко найти кульминацию и развязку?
Итог урока

Домашнее задание: прочитать и проанализировать рассказы "Раскас", "Упорный", "Чудики".

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога