русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

суббота, 27 октября 2012 г.

Как писать сочинение по литературе

Как писать сочинение




Цели:

  1. Дать представление об особенностях жанра "школьное сочинение" и требованиях, предъявляемых к нему. 
  2. Научить учащихся объективно оценивать достоинства и недостатки собственных сочинений.

Что такое сочинение вообще?

Сочинение - то, что сочинено, художественное, научное произведение.
Например: собрание сочинений, музыкальное сочинение, домашнее сочинение.
 Нас интересует сочинение как вид письменной школьной работы,
 т.е. ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ

 Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
 Сочинять – «Создавать какое-либо музыкальное или литературное произведение» (Ожегов).
Сочинять  - "Творить умственно, силою духа и воображения".(Даль).

Сочинение – со-чин-ять (почин, чин). Чин – порядок, положение. 

Сочинять - значит приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.

 Таким образом: Сочинение – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему.
Сочинять - значит приводить мысли в порядок, упорядочить свои мысли в связи с данной темой.
                       

Спецификация школьного сочинения

-      Изложение своих мыслей, знаний.
-      Заданная, определенная тема.
-      Фактический материал рассматривается с точки зрения избранной темы.

Требования, предъявляемые к школьному сочинению. 

Оцениваются:   1) содержание
                         2) оформление
                         3) фактический материал, его точность, знание текста

            Требования к содержанию:     
1) раскрыта ли тема
2) глубина и полнота раскрытия темы
3) есть ли в сочинении главная, связующая мысль, раскрытию которой подчинен анализ привлеченного материала.

Сочинение должно быть проблемным, то есть ставить какой-то вопрос.

Рассуждение, движение мысли должно быть последовательным, логичным, ясным, точным, доказательным (опирающимся на анализ, интерпретацию текста).

Требования к оформлению:
-      Все составные части сочинения должны быть неразрывно связны между собой
-      Ясное, четкое начало, сразу вводящее в курс дела, раскрывающее главную мысль
-      Акцентированная концовка
-      Части сочинения должны быть соразмерны
-      В сочинении не должно быть излишней патетики
-  Сочинение должно быть написано живым, образным литературным языком, без грамматических, стилистических и лексических ошибок.

-      Название темы пишется без кавычек.

-      Эпиграф:      
  • желателен, но не обязателен; 
  • должен соответствовать теме;  
  • пишется без кавычек; 
  • инициалы и фамилия автора (без скобок) – в конце.

Цитаты всегда заключаются в кавычки.

Фамилия автора некогда не берется в скобки.

Стихи в кавычки не заключается, если этого не требует конструкция предложения.

Любой пропуск в цитате выделяется многоточием.

Как писать сочинение. Советы и рекомендации.

1.  Тема сочинения и работа с ней. Опорные понятия.

Тема: Предмет, основное содержание рассуждения, изложения, творчества (то, что положено в основу).
Тематика – совокупность тем, круг тем. (Ожегов).

Проблемасложный вопрос, задача, требующий разрешения, исследования
                  - осознание писателем противоречий, вопросов жизни.

Идея – результат познания. Смысл.

Содержание художественного произведения – тема, проблема, идея в неразрывном единстве.


Совет первый

Тема – всегда завуалированная форма вопроса, приглашение к разрешению проблемы.

Пример. 
Тема: Идея свободы в творчестве Пушкина. 
Вопрос: Как понимал идею свободы Пушкин?

Совет второй

Выделите ключевое слово.

Совет третий

Тема – то, что дано. 
Введение – то, что требуется доказать.
Основная часть – доказательство. 
Заключение – вывод.

2.      С чего начать? Вступление.

1.    Поставьте тему в форме вопроса, отшлифуйте стилистически. Это и будет краткое, четкое вступление.
2.    Цитата из анализируемого произведения.
3.    Пояснение автора.
4.    Критическая оценка.
5.    Историческая или биографическая подробность.

3      Заключение.
-      ваши обобщения и выводы.
-      итоговое оформление и логическое завершение главного тезиса, главной мысли.
-      ваши эмоции (искренние).
     
Взвешенность суждений, строгость, умеренность, внутренняя логика.

Внимание! Цитаты!!
Цитаты нужно зубрить. Дословно.Читайте текст с карандашом в руках.
Составте "тематический цитатник".

Цитата должна подтверждать вашу мысль, а не заслонять ее.
Используйте фрагменты цитат.
Не увлекайтесь словами критиков.
                                     

Сочинение оценивается по следующим критериям:

-      Строгое соответствие теме
-      Полнота раскрытия темы
-      Правильность фактического материала
-      Логичность и последовательность изложения
Отсутствие неоправданных повторов, логических ошибок и стилистических шероховатостей
-      Четкость и ясность изложения
-      Понятная авторская (автора сочинения) идея
-      Грамотность, то есть количество орфографических и пунктуационных ошибок

Заповеди (памятка).

1.              В теме сочинения всегда заключен вопрос и главный тезис.
2.              План – ваш верный друг и помощник.
3.             Структура сочинения: Основа 2/3. Введение, заключение по 1/6
4.    Каждое новое доказательство, тезис – новый абзац (подпункты плана должны строго соответствовать вашим абзацам).
5.                Не увлекайтесь чужим мнением, высказываниями критиков.
6.                "Не судите, де не судимы будите!". Избегайте категорических суждений.
7.                Избегайте патетики, лозунгов, штампов.
8.        Помните, что без цитат нет, и не может быть сочинения. Избегайте развернутых цитат.

Если сомневаетесь в правописании, замените слово, измените конструкцию.
Подготовка к сочинению подразумевает работу над художественными произведениями и научными источниками.
Прежде всего нужно хорошо знать содержание программных произведений. Для этого следует перечитать их вновь, обратив внимание на содержание, идейные и художественные особенности, персонажей, композицию, сюжет и события и т.д. Полезно выписать цитаты, склассифицировать их по темам и затем выучить наизусть, чтобы впоследствии использовать в сочинении.
Научную литературу рекомендуется читать по изданиям, рассчитанным на школьников (серия книга для ученика и учителя, школьные учебники). Эти издания учат методике анализа художественного произведения, содержат образцы такого анализа.
Необходимо также знать некоторые критические статьи обязательно.


Требования к сочинению


1.      Сочинение должно соответствовать теме, которая раскрывается на высоком содержательном уровне. Содержательным считается такое сочинение, в котором тема раскрыта глубоко и полно и все мысли организуются общей идеей.
2. Полно и глубоко раскрыть тему - это значит отобрать наиболее важные факты. Проанализировать их, высказав в связи с ними такие мысли, которые позволили бы понять суть вопроса. Это достигается хорошим знание текста художественных произведений и умением самостоятельно их анализировать. Одно из основных достоинств сочинения – его самостоятельность.
3.  Все положения автора сочинения должны быть хорошо аргументированы и подтверждены правильными фактами и при необходимости цитатами из художественных произведений, а также из научно-критической литературы.
4.    Уже в самом начале работы автор должен хорошо представлять основную идею сочинения, которая объединяет весь материал, делает анализ целенаправленным и единым, а изложение последовательным и четким.
5. Сочинение должно быть самостоятельным, то есть автор должен проявить умение самостоятельно и глубоко анализировать, опираясь на его текст и научно-критическую литературу.
6. Необходимо обратить внимание на пропорциональное деление сочинения на три части: вступление, содержание (основная часть) и заключение. Все эти части должны быть связаны между собой.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога