русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

среда, 10 октября 2012 г.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Комментированное чтение по строфам.
ДАЛЬШЕ...

В первой строфе поэт обращается к тишине — в традициях латинской поэзии прославляет блага мирной жизни.

Во второй строфе утверждает, что в мире нет ничего краше «Елисаветы и тебя», то есть тишины: выше императрицы только блага мирной жизни.

Третья строфа: Елизавета, вступив на престол, положила конец Русско- шведской войне 1741—1743 годов. Имя«Елизавета» по-древнееврейски означает «Божья благодать». Таким образом, автор использует игру слов (в традициях Симеона Полоцкого и Сильвестра Медведева, который в обращении к царевне Софье использовал значение имени царевны — «мудрость»).
Я россов счастьем услаждаюсь...

В четвертой строфе — прямое обращение к царице: «Божественным устам приличен, / Монархиня, сей кроткийглас... «...Петровы возвышали стены / До звезд плескание и
клик!» — весь  Петербург  радовался  и  рукоплескал,  слыша слова Елизаветы о прекращении войны.

Пятая и шестая строфы — похвала Елизавете. Среди важнейших ее заслуг — забота о науке: «...Здесь в мире расширять науки / Изволила Елисавет».

Седьмая — девятая строфы — прославление Петра. Традиционно для поэзии классицизма обращение к античной мифологии.

Десятая — одиннадцатая строфы — сожаление о смерти Петра и «кроткой Екатерины».

Двенадцатая — пятнадцатая строфы — радость по по  воду воцарения Елизаветы, ее восхваления. Но среди по хвал автор вновь напоминает о необходимости развивать
науки, указывает на их практическую пользу:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
...Почувствуют и камни силу
Тобой восставленных наук.
Ломоносов высказывает свои желания, облекая глаголы в форму будущего времени.

Шестнадцатая — двадцатая строфы — описание мало  освоенных просторов России: Сибири, Дальнего Востока, Приморья. Елизавета, к которой обращается поэт, вместе с ней как бы с высоты осматривая Россию, решает поддержать науки (по замыслу поэта): «И се Минерва ударяет / В верьхи Рифейски копием...» (богиня мудрости Минерва, у греков Афина, ударяет копьем в вершины Уральских гор). Эта фраза должна означать примерно следующее (в переводе на современный): «И вот Елизавета, поняв практическую важность научных изысканий, увеличивает ассигнования на развитие географии, геологии и других естественных наук». В результате «...Сребро и злато истекает / Во всем наследии твоем». Плутон — бог подземного мира — страдает от того, что русские открывают новые залежи полезных ископаемых, в том числе золота и серебра.

Двадцать вторая и двадцать третья строфы призывают юношей заниматься науками и
восхваляют их пользу.
К сожалению, Елизавета, позволившая открыть Московский университет, все же не поняла важности наук и до конца дней ценила Ломоносова в основном как придворно го поэта.

В последней строфе оды автор вновь прославляет Елизавету. Завершается ода благими пожеланиями императрице:
...Тебя Зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.


Слова, малопонятные большинству учеников:
А- ударение в слове
1) класЫ— колосья;
2) порфИра — пурпурная мантия монарха;
3) облобыАла — поцеловала;
4) премЕна — перемена, изменение;
5) понт — море;
6) хОщет — хочет;
7) ЗиждИтель мира — Бог (однокоренные слова — зиждется, созидается, чередование д/дж, здание; Зиждитель — Создатель);
8) зря — видя (однокоренные слова — зрение, взирая);
9) Марс — бог войны;
10) НептУн — бог моря;
11) тщАние — старание;
12) верьхИ — вершины гор;
13) СеквАна — река на территории Галлии;
14) дщерь — дочь;

15) «всегдА хвалЫ егО причАстны» — похвала относится не только к полководцу, но и к его ратникам, солдатам;
16) воззрИ— посмотри;
17) восстАвленных — восстановленных, утвержденных;
18) борЕй — северный ветер;
19) елЕней — оленей;
20) пАки — опять, снова;
21) запОна — препона, преграда, препятствие;
22) вран — ворон;
23) в рассЕлинах — в ущельях;
24) МинЕрва — богиня мудрости;
25) верьхИ РифЕйски — вершины Уральских гор;
26) рачЕнье — старанье (однокоренное слово — рачИтельный);
27) пОльзуют — приносят пользу;
28) завИдя — завидуя;
29) беспреткновЕнну — не встречающую препятствий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога