I. Проверка
домашнего задания
Словарная
работа
Комментарии
Приезд
его возвестила учительша. Возвестила — сообщила о приезде; учительша — жена
учителя.
Извозчичьи
сани — сани, которыми управлял извозчик.
Учительша
начала приседать в ожидании столь почтенного гостя — по правилам
этикета того времени, дамы должны были приседать в глубоком реверансе в знак
приветствия.
Шлем
пернатый — шлем, украшенный перьями.
Десерт — сладкое
блюдо.
Бергамот — здесь:
сорт сочных сладких груш.
Бекеша — мужское
пальто в талию со сборками.
Околыш
(околышек) — часть головного убора, ободок, непосредственно
облегающий голову.
Сон
его преодолел — сейчас мы говорим сон одолел.
Я
своего платья теперь не сыщу. Платье — в старину любая верхняя
одежда; не сыщу — не найду, однокоренные
слова — искать, ищу, сыщик.
Шандал — большой
подсвечник.
Изразцы — плитки
из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытые с лицевой стороны
глазурью.
Нарисованы
были синей муравой люди и звери. Мурава — состав, которым
поливают глиняную посуду и изразцы; синоним — полива.
Кровать
с белыми кисейными занавесками. Кисейный — сделанный из кисеи,
прозрачной тонкой ткани.
В
минеральном кабинете — в кабинете минералогии, где собраны
различные минералы. В XVIII в. большое внимание уделялось изучению минералов,
полезных ископаемых.
Ростом
не более как с пол-аршина. Аршин — русская мера длины, равная
0,71 м.
Мантия — широкая
длинная одежда в виде плаща.
Шлейф — волочащийся
сзади удлиненный подол платья.
В
пунцовых платьях — в ярко-красных одеждах.
Сколь
до Алеши ни было лестно — как бы ни было Алеше приятно.
Ему
казалось неучтивым — ему казалось невежливым.
Изъявляя
признательность — выражая признательность, благодаря.
Яхонт — старинное
название рубинов или сапфиров.
Завтра
начнутся классы, а я еще не успел выучить всех своих уроков. Классами в
то время назывались занятия в классе с учителем, т. е. то, что мы сейчас
называем словом уроки. Уроками в то время назывались
домашние задания; например, исторический урок — это
домашнее задание по истории.
II. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет
Краткий
пересказ
— Когда
перед нами стоит задача сделать краткий пересказ, это значит, что мы должны
выделить и пересказать сюжет произведения. Как вы понимаете, что такое сюжет?
Литературоведческое
определение запишем, оно дано в учебнике, в «Кратком словаре
литературоведческих терминов»:
Сюжет —
ряд
событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.
Вот,
например, мы читаем о том, что учитель и учительша ждали важного гостя и потому
кухарке Трине был дан приказ зарезать черную курицу. Этот факт имеет отношение
к развитию сюжета. А вот рассказ о том, какие яства были приготовлены к приезду
директора и как была украшена прическа учительши, к развитию действия отношения
не имеет, это ответвление, которое при кратком пересказе мы опускаем.
— Приведите еще примеры таких ответвлений.
Можно
вспомнить описание забора из барочных досок с круглыми дырочками, в которые
подолгу смотрел Алеша.
— Зачем же нужны такие ответвления? Для чего автор вставляет подобные описания в сказку?
Благодаря
этим описаниям мы хорошо представляем себе обстановку, в которой жил мальчик, и
словно бы переживаем те чувства, которые были в его душе.
— Если бы вам предложили представить сюжет этой сказки в виде узора, каким был бы этот узор?
Причудливый сюжет.
Посмотрим,
как в этой сказке сочетаются фантастические и достоверно-реальные элементы.
— Как вы докажете, что перед нами сказка, а не просто повесть из жизни мальчика XVIII века?
— Какие события и явления можно назвать в этом повествовании сказочными, фантастическими?
— Какие особенности сказки заставляют нас иногда верить, что перед нами не сказка, а реальная история?
— Какие факты, описания показывают нам действительную, реальную жизнь того времени, достоверно рисуют перед нами события и обычаи той эпохи?
— Могла ли такая сказка быть народной?
Сделаем вывод:
сочетание реального и фантастического — одна из
особенностей литературной сказки.
Учебник
предлагает для обсуждения вопрос, который поможет четко прочертить грань между
народной и литературной сказками (вопрос 6, с. 152):
— Похож
ли Алеша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или
отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
Дети
заметят, что герой народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или
герой, или злодей. В народной сказке никогда не описывается характер: перед
нами четко обозначенный тип. В сказке Антония Погорельского описано изменение
нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за причинами, за
динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать свои собственные
поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
Есть
еще один важный вопрос, это сущность и форма обучения детей двести лет назад.
В те времена от ученика часто требовалось только одно: выучить
назубок и дословно повторить за учителем или книгой заданные тексты. Такой тип
обучения называется репродуктивным, воспроизводящим. Традиция эта
берет начало в церковных (а именно христианских) учебных заведениях в Средние
века, когда главной книгой, которую изучали, была Библия. Считалось, что это
абсолютная истина, что все самое важное уже сказано в ней и задача человека
состоит в том, чтобы выучить наизусть как можно больше библейских текстов, не
привнося ничего нового, ничего личного, никаких фантазий от себя.
Несмотря
на то что наука постепенно развивалась, принцип обучения оставался тем же.
Детей часто не учили анализировать, понимать смысл читаемого, учили лишь
повторять уже сказанное церковными или научными авторитетами. Инерция такого
стиля в педагогике оказалась исключительно велика.
В
течение последних двух столетий педагогический стиль постепенно меняется, так
как меняются задачи обучения. Сейчас ценятся не те люди, которые умеют слепо
повторять сказанное кем-то, а те, кто способен совершать свои открытия, кто
готов к творческому поиску. Повторять и сейчас часто бывает необходимо, чтобы
накапливать знания, расширять объем памяти. Но этого мало: надо уметь выделять
главное — для этого мы учимся составлять планы, писать конспекты и
пересказывать текст. Надо уметь анализировать — для этого мы пытаемся
понять причины и делать выводы. Надо уметь сопоставлять разные
явления — для этого мы учимся сравнивать.
— Если бы мы получили волшебное семечко сейчас, помогло бы оно нам написать сочинение, выиграть олимпиаду по математике или, скажем, по географии либо придумать собственную компьютерную программу?
Семечко
помогало воспроизводить, повторять, от Алеши не требовалось творчества.
Написать сочинение, решить нестандартную задачу или создать свою программу без
творческих усилий невозможно. Творить можно лишь опираясь на собственную
внутреннюю силу и знания.
III. Нравоучительное содержание сказки
Выразительное
чтение
Следующий
отрывок сказки до слов: «Увы! бедный Алеша не знал, что для исправления самого
себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю
самонадеянность» (с. 140—147)
— Как изменялся характер, по-старинному говоря, нрав Алеши после того, как он получил волшебный подарок?
Найдем
абзацы, в которых рассказывается об изменениях Алешиного нрава.
1) «Учитель
очень его хвалил; однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием,
которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос его говорил,
что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого
труда» (с. 140).
2) «Сначала
он очень о том [об отсутствии Чернушки] горевал, но потом успокоился мыслию,
что она, вероятно, занята важными делами по своему званию. Впоследствии же
похвалы, которыми все его осыпали, так его заняли, что он довольно редко о ней
вспоминал» (с. 141).
3) «Алеша,
как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не
заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его
дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он
много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе,
что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился,
из доброго, милого, скромного мальчика он сделался гордым и непослушным» (с. 141).
4) «Притом
Алеша сделался страшным шалуном. Не имея нужды твердить уроки, которые ему
задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался
шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав» (с. 142).
— Есть художественные произведения, авторы которых просто развлекают читателей. Есть произведения, авторы которых учат. Как вы думаете, к какому виду принадлежит эта сказка?
— Чему учит пример превращения Алеши?
— Автор в этой сказке учит нас на примере Алеши, но не только. Есть несколько абзацев, в которых мы видим прямые наставления. Найдите эти абзацы.
1) «Совесть
часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: „Алеша, не гордись!
Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за
то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты
лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты,
при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!“»(с. 142).
2) «— Не
полагай, — отвечала Чернушка, — что так легко исправиться
от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в
дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен
беспрестанно и строго смотреть за собою» (с. 146—147).
3) «...Для
исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и
излишнюю самонадеянность» (с. 147).
Домашнее задание
Подготовить
выразительное чтение конца сказки (с. 147—151).
Приготовиться
объяснить свое понимание выделенных наставлений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий