понедельник, 25 января 2016 г.

Орфографический разбор предложения

Орфографический разбор предложения

При написании диктанта, изложения, сочинения, выполнении тестовых заданий орфографический анализ рекомендуется проводить по следующему плану:
1. Установите тип правила, который необходимо исполь­зовать для проверки правописания слова:
1) правописание гласных;
2) правописание согласных;
3) употребление ъ и ь;
4) употребление прописных букв;
5) слитные, дефисные, раздельные написания.
2. Если речь идёт о первом типе правил (правописание гласных), установите, в какой морфеме находится данная гласная (корень, приставка, суффикс, окончание; гласная между корнями в сложном слове; разграничение не и ни):
  • гласная в корне может быть проверяемая, непроверяемая, чередующаяся; особые группы правил существуют для правописания гласных после шипящих и ц, а также – для правописания и и ы после приставок на согласную;
  • гласная в приставке может быть неизменяемой, с чередованием о и а, смысловой – пре- и при-;
  • правописание гласной в суффиксе зависит от того, к какой части речи принадлежит слово; особую группу правил составляет правописание гласных в суффиксах после шипящих и ц;
  • правописание гласной в окончании зависит от того, к какой части речи принадлежит слово; особую группу правил составляет правописание гласных в окончаниях после шипящих и ц;
  • правописание гласной между корнями в сложном слове зависит от того, соединительная ли это гласная, суффикс или окончание – в сложных числительных;
  • разграничение не и ни в неопределённых и отрицательных местоимениях и наречиях зависит от ударения; в других случаях – от значения не и ни.
3. Если речь идёт о втором типе правил (правописание согласных), установите, в какой морфеме находится данная согласная:
  • согласная в корне может быть непроизносимой, двойной, парной – звонкой и глухой, на стыке корня и суффикса;
  • согласная в приставке может быть неизменяемой, двойной – на стыке приставки и корня, с чередованием конечных з и с;
  • правописание согласных в суффиксе зависит от части речи слова.
4. Если речь идёт о третьем типе правил (употребление ъ и ь), установите роль и место ъ и ь.
5. Если речь идёт о четвёртом типе правил (употребление прописной буквы), установите, собственным или нарицательным является данное слово.
6. Пятый тип правил (слитное, дефисное, раздельное написание слов) включает комплекс правил: правописание сложных слов, правописание местоимений и местоименных наречий, правописание наречий, правописание предлогов, союзов и частиц, правописание не и ни.

ПРИМЕРЫ:

Раскройте скобки, вставьте, где необхо­димо, пропущенные буквы.
Алексей Александрович од..ржал бл..стящ..ю победу в заседани.. комис..и.. сем..на..цатого августа, но (в) последстви.. эта победа оказалась (н..) столь оч..видной. Новая комис..ия для ис..ледования во всех отн..шениях быта иноро..цев была составлен..а и отправлен..а на место с (не) обычайн..ю, возбужда..мою Алексеем Александровичем быстр..той и энергией. Через три месяца был представлен отч..т. Быт иноро..цев был ис..лед..ван.. в пол..тическ..м, адм..нистративн..м, эк..номическ..м, этн..графическ..м, мат..риальном и р..лигиозн..м отн..шениях. На все вопросы были пр..красно изложен..ы ответы, и ответы, (не) подл..жащие с..мнению, так (как) они (не) были пр..изведением всегда подвержен..ой оши..кам ч..ловеческой мысли, но все были пр..изведением служебной деят..льности. Ответы были результатом оф..циальных дан..ых, д..несений губ..рнаторов и арх..ереев, основан..ых на д..несениях уез..ных начал..ников и благочин..ых, основан..ых, с своей стороны, на д..несениях волос..ных пр..влений и пр..ходских св..щен..иков; и (по) тому все эти ответы были (не) сомнен..ы.
Все те в..просы о том, что, (на) пример, (по) чему бывают (н..) урожаи, (по) чему жители держ..т..ся своих вер..ваний, в..просы, к..торые без удо(б/п)ства служебной маш..ны (н..) разр..шают..ся и (н..) могут быть разреш..н..ы веками, получили ясное, (не) сомнен...ое разр..шение. И р..шение было в пользу Алексея Александровича. Но Стремов, чу..ствуя себя задетым за живое, уп..требил (не) ожид..н..ую для Каренина такт...ку. Стремов, увлёкши за собою (не) к..торых других членов, вдруг переш..л на сторону Алексея Александровича и с жаром (не) только защ..щал пр..ведение в действие мер, пр..дл..гаемых Карениным, но и пр..дл..гал другие крайние в том (же) духе. Меры эти, усил..н..ые ещ.. против того, что было основн..ю мысл..ю Алексея Александровича, были прин..ты, и тогда обн..ружилась такт..ка Стремова. Меры эти, дов..дён..ые до крайност.., вдруг ок..зались так глупы, что в одно и то (же) время и государствен..ые люди, и обществен..ое мнение, и умные дамы, и газеты – всё обруш..лось на эти меры, выр..жая своё (не) годование и против самих мер и против их призн..н..ого отца, Алексея Александровича. Стремов (же) отстр..нился, делая вид, что он только слепо след..вал плану Каренина и теперь сам уд..влён.. и возмущён.. тем, что сделан..о. Это п..дрезало Алексея Александровича. Но, (не) смотря на падающ..е здоров..е, (не) смотря на семейные гор..с..ти, Алексей Александрович (н..) сдавался. Каренин с партией людей, вид..вших опас..ность рев..люцион..ого отн..шения к бумагам, прод..лжал под..ерж..вать дан..ые, выработ..н..ые ревизион..ою комис..ией. (В) следстви.. этого в высших сферах и даже в обществ.. всё спуталось, и, (не) смотря на то, что всех это крайне интерес..вало, (н..) кто (н..) мог понять, действительно (ли) бе..ствуют и погибают иноро..цы, или процв..тают (Л. Толстой).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога