пятница, 22 января 2016 г.

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ 3 ЧАСА

Картинки по запросу сказы бажова в иллюстрациях художников палехаУрок первый
      П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка». Отличие сказа от сказки

  П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя     

     
Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. — спустя 18 лет после отмены крепостного права, за 38 лет до Октябрьской революции, изменившей коренным образом жизнь страны. Будущий писатель родился и прожил свою жизнь на Урале.
      «Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
      Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую -„рукодельню“, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа» 3.
      Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.
      «Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток» 4. «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», — писал Бажов.
      Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:
      «Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь — сказку!“»
      Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
      Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и предоставлялось общежитие.
      После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.
 

«Медной горы Хозяйка»

      Комментированное чтение
      Текст сказа передает неспешность, атмосферу тайны, легкую ироничность и глубокую мудрость, особый колорит диалектных и устаревших слов.
      Чтение сказа занимает около 20 минут. Объясним некоторые слова.
      Крепость — здесь имеется в виду крепостное право (рабочие уральских заводов были крепостными, прикрепленными к тем заводам, на которых они работали, и являлись, как и крестьяне, собственностью хозяев-заводчиков).
      Душной (о приказчике) — вонючий, такой, от которого идет сильный дух, т. е. запах.   

Отличие сказа от сказки

      Беседа
      — Похож ли сказ на сказку? Чем он отличается от нее?
      В сказке идет речь о вымышленных героях и событиях. Реальны в ней некоторые детали быта и жизни людей. Необыкновенны говорящие животные, волшебные предметы и помощники, в сказке действуют фантастические персонажи: Баба-яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный.
      Сказ похож на сказку, в нем тоже есть необыкновенные персонажи, например Хозяйка Медной горы; с героями происходят необыкновенные события. И все же сказ отличается от сказки.
      Запишем в тетради определение сказа.

      Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.

      В основе сказа лежат события, которые реально происходили когда-то давно. Поэтому в сказе картины жизни и быта людей сочетаются с фантастическими событиями.
      Прочитаем 11-й вопрос (с. 65 учебника), подумаем, почему в волшебных сказках место указывается неопределенно, а в сказах точно: «за Северушкой где-то», «на Гумешках то есть», «с Красногорки».
      — Какие предания лежат в основе сказов Бажова?
      — Как вы представляете себе рассказчика?
      Нам представляется, что рассказчик — старый, опытный человек, который очень хорошо знает рудное дело, всю жизнь живет и работает на том же месте, где живут его герои. Он любит и уважает своих товарищей, со вниманием относится к природе, к чувствам и жизни других людей. Кажется, что сказитель старый, с седой бородой, с добрыми глазами и глубокими морщинами на лице. Одет он в старинную русскую одежду. Когда он рассказывает, то немного грустно улыбается.

      Домашнее задание
      Подготовить выразительное чтение сказа «Медной горы Хозяйка». Выполнить (письменно или устно — на усмотрение учителя) 9-е задание (с. 65 учебника).
Урок второй
Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

 Язык сказа

      Словарная работа
      — Сказ Бажова «Медной горы Хозяйка» интересен тем, что в нем с обычным человеком происходят необыкновенные события. Необыкновенный язык погружает нас в атмосферу русской старины.
   
     Оба в горе робили — оба работали в шахте на руднике, добывали малахит.
      B там протча, что подойдет — и другие, прочие породы, которые встречались в шахте.
      Этот и вовсе изробленный — измученный, заболевший от непосильной работы.
      Девка небольшого росту, из себя ладная — невысокая красивая девушка.
      Артуть-девка — девушка, подвижная, как ртуть.
      Слово молвить — сказать что-нибудь.
      Виду не оказывает — не показывает виду.
      Парню забедно стало — парню обидно стало.
      Я в горе роблю — я в шахте на руднике работаю.
      На глазах таял — худел, бледнел, становился все более болезненным.
      Молвил — сказал, произнес.
      Обзарился — позарился.
      Перст — палец.
      Посмеяться ладил — хотел, намеревался посмеяться, поиздеваться.
      Здоровьем хезнул — стал чахнуть, болеть.
      Хворал — болел.
      С помощью этих слов и выражений писатель передает местные особенности и народный характер речи.

Выразительное чтение      

      Поют-радуются — повтор, как в русской народной сказке.
      От земли воспарение, дух легкий — в теплую сухую погоду легкий воздух насыщен ароматами земли, трав.
      Разморило — люди расслабились, их потянуло в сон.
      Ровно... толкнул — словно толкнул.
      На грудке руды — на руде, сложенной в груду, на куче.
      А по косе видать — девка — косы носили девушки, замужние женщины по обычаю убирали волосы, покрывали их головным убором.
      Ссизачерная — сизо-черная, черная с сизым, синим отливом.
      Сквозь светеют — святятся насквозь.
      Уж такое крутое колесо — очень подвижная, непоседливая.
      Лопочет — быстро и негромко говорит что-то.
      По-каковски — на каком языке.
      Только смешком все — все слова говорит с усмешкой, с коротким смехом.

Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

      Беседа
      — Что фантастично, что реально в этом сказе?
      
Реально крепостное право, реальна работа горняков до изнеможения («Этот и вовсе изробленный»), трусливые и жестокие приказчики и надзиратели («Известно, какое время было, — крепость. Всяко галились над человеком»). Бажов описывает домашнее хозяйство рабочих и тяжелые условия труда в забое.
      Фантастична встреча с Хозяйкой Медной горы, ее превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы, помощь в забое волшебных ящерок.
      — Что предложила сделать Малахитница Степану? Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче? (2-й вопрос, с. 64 учебника.)
      Хозяйка предложила парню передать свое повеление приказчику, который распределял горняков на работы. Высказать такие слова, даже от имени Хозяйки, мог решиться только очень смелый человек.
      Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменну девку».

      — Как исполнила Хозяйка свои обещания? (3-й вопрос.)
      Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит, помогла освободиться из крепостного состояния, затем помогла найти нужные глыбы для столбов.
      — Как закончилась жизнь Степана? (4-й вопрос, с. 65.)
      Степан выдержал первые два испытания, но не смог выполнить третье — не смог забыть Малахитницу. Он начал болеть, купил ружье, чтобы ходить будто бы на охоту, и стал ходить к тому месту, где первый раз встретил Хозяйку Медной горы. Однажды осенью ушел и домой не вернулся. Потом его нашли мертвого.
      — Какими словами вы можете охарактеризовать Степана?
    


      Литература и изобразительное искусство
      — Рассмотрите рисунок палехских художников к сказу (с. 57). Что вы помните о палехской лаковой миниатюре?
      — Что изображено на рисунке? Чем вам нравится эта иллюстрация?

     Выразительное чтение сказа
      В оставшееся время урока работаем с учениками над выразительным чтением сказа (отрывка).

      Домашнее задание
      Подготовить рассказ о Степане.
      Взять в библиотеке и читать сказы П. П. Бажова.

      Индивидуальное задание
      Подготовить выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка».
Урок третий
«Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова
Урок внеклассного чтения

Выборочный пересказ

            Степан жил еще при крепостном праве, т. е. до 1861 года. Жил он на Урале в местности, где были шахты и рудники, недалеко от Гумешек и Красногорского рудника. Покосы у него были за Северушкой. Степан «робил в горе», т. е. добывал на Гумешках в шахте малахит-руду. Он был молодой парень, неженатый, но работа в горе плохо сказывалась на его здоровье. Рассказчик говорит, что «в глазах у его зеленью отливать стало». У Степана была невеста, сиротка Настасья.
      Однажды Степан с товарищем пошел траву на покосе смотреть, да заснули они оба у Красногорского рудника. Степан проснулся, точно его в бок толкнули, и увидел девку у большого камня. По одежде он понял, что это сама Хозяйка Медной горы. Хозяйка приказала Степану передать заводскому приказчику, чтобы он убирался с Красногорского рудника, и пообещала выйти замуж за него, если он выполнит ее наказ.
      Степан не хотел жениться на ящерке, но ему было стыдно оказаться хвастуном, и он передал приказчику слова Хозяйки. Приказчик разгневался, велел выпороть Степана и в забое приковать на цепь. Хозяйка помогла ему выполнить урок и отвела в свои комнаты смотреть приданое. Гора расступалась перед ней, получался ход, будто штольня, а дальше — комнаты с драгоценными камнями. Но Степан не позарился на красоту Хозяйки Медной горы и отказался брать ее в жены. Малахитница обрадовалась, что Степан оказался честным, смелым и нежадным человеком, и обещала ему помочь: вызволить его от приказчика и устроить его жизнь. Но поставила третье условие: чтобы Степан забыл о ней.
      Степан вернулся в свой забой. Надзиратель перевел его в другой забой, а Степан по-прежнему добывал хороший малахит. Приказчик пообещал ему выпустить его на волю, если он найдет малахитовую глыбу во сто пуд. Расковал Степана и дал приказ прекратить работы на Красногорке.
      Степан нашел глыбу, но приказчик обманул его, не дал воли. Барин пообещал Степану отпустить его на волю, если он найдет огромные малахитовые камни, чтобы из них вырубить столбы. Степан потребовал сначала написать вольную для себя и для невесты Насти, а потом уже начал искать глыбы. Когда нашел, из этих глыб сделали столбы в церковь.
      Степан не смог забыть Хозяйку. Он женился, построил дом, родились дети, но Степан начал болеть, таять на глазах. Он купил ружье и стал ходить как будто бы на охоту. Умер он на том месте, где впервые встретил Хозяйку Медной горы. Когда люди нашли мертвого, над ним плакала большая зеленая ящерка. Подарок Хозяйки, горсть медных изумрудов, Степан не продал, тайно сохранял, «с ними и смерть принял».

«Малахитовая шкатулка». Сказы П. П. Бажова

      
      — Какие сказы Бажова вы читали? Какие сказы вам особенно понравились? Чем?
      — Рассмотрите иллюстрации к сказам палехских художников (с. 66—67). К каким сказам сделаны эти иллюстрации? Что объединяет эти сказы?
      1) «Малахитовая шкатулка».
      2) «Горный мастер».
      3) «Каменный цветок».
      4) «Серебряное копытце».
      Первые три сказа объединяет образ Хозяйки Медной горы и другие общие герои. Все четыре сказа объединяет место действия — Уральские горы. Но наиболее важна особая манера сказывания, по которой можно сразу отличить произведения Бажова. Кажется, что старый рабочий с рудника вспоминает о том, что произошло с хорошо знакомыми ему людьми или людьми, которые когда-то жили на этом же месте и «робили в горе». Повествование построено так, что читатели верят, что все это и вправду было в жизни.

      Выразительное чтение
      
      Домашнее задание
      Читать сказы П. П. Бажова (сборник «Малахитовая шкатулка»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога