суббота, 1 февраля 2014 г.

Вопросы по Достоевскому

Письменно: "Мое отношение к "подпольному человеку"(сочинение).
Или можно написать рецензию на одно из небольших произведений Достоевского.
Какие факты биографии Достоевского Вам запомнились, почему?
1. Каким предстает герой повести «Записки из подполья»?
2. Как вы понимаете выражение «подпольный человек»?
3. Почему герой отвергает «хрустальный дворец»?
4. Что говорит герой о натуре человека?

1. Какой смысл вкладывает инквизитор в понятие свободы?
2. Как воспринимает человека инквизитор?
З. Почему в «Поэме» Христос молчит?
4. Как вы понимаете смысл поцелуя, «горящего на сердце» инквизитора?
5. Какие философские вопросы пытается осмыслить Достоевский в легенде «Великий инквизитор»?

1. Фантастика и реальность в «Сне смешного человека» Ф. М. Достоевского.
2. Почему герой считает себя смешным? Какую истину он узнал в финале?
3. Напишите отзыв на одно из самостоятельно прочитанных произведений Ф.М. Достоевского. В названии постарайтесь отразить главную идею произведения.

3.  Во второй половине ХIХ века широкое распространение получили философские концепции позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), анархизма (М. Бакунин). Какое отражение эти концепции нашли в романах М. Достоевского?

4. По словам И.И. Гарина, «каждый герой Достоевского, каждый его роман давали начало длинному ряду классических образов. Почти все темы литературы ХХ века предвосхищены, почти все герои намечены». Наибольшее количество вариаций повлекло за собой «Преступление и наказание> и его главный герой. Вот некоторые из них: «Невинная жертва» Г. Д’Аннуцио, «Подземелья Ватикана» А. Жида, «Ученик» П. Бурже, «Человек с гусями» Я. Вассермана, «Пучина» Л. Франка, «Муки ада», «Убийство в век просвещения» Акутагавы. Прочитайте один из этих романов и попытайтесь обосновать: как идеи и образы «Преступления и наказания» Достоевского нашли отражение в данном произведении.

История создания
1. Расскажите о замысле романа «Преступление и наказание».
2. Почему Достоевский выбирает форму повествования от третьего лица?

 Петербург

1. Что мы вкладываем в понятие «Петербург Достоевского»? 
2. Как описания Петербурга соотносятся с изображением переживаний, мыслей Родиона Раскольникова? 
З. В какой цветовой гамме нарисован Петербург? Как это связано с идейным содержанием романа? 
4. Когда в романе появляются описания Невы, ее «величественной» панорамы, как они связаны с нравственными страданиями героя?
Образ Петербурга
Найдите в тексте описание Петербурга (глава 1) до совершения Раскольниковым преступления и описание города (глава II) после убийства старухи-процентщицы. Описание комнат, где живут герои романа, дополняет картину Петербурга. Найдите в тексте романа описание жилища Мармеладовых (часть 1, глава II), Раскольникова (часть 1, глава III), Сони (часть 4, глава 4), старухи-процентщицы (часть 1, глава 1). Что общего в этих описаниях?

Первая часть

1. Для чего вводит Достоевский в роман эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым? Как рассказ Мармеладова повлиял на решение Раскольникова об убийстве старухи?
2. Найдите в романе эпизод получения Раскольниковым письма от Матери. Почему изменилось состояние Раскольникова после чтения письма?
3. Какие еще события первой части повлияли на Раскольникова?
4. Опишите комнату Раскольникова. Расскажите историю семейства Мармеладовых. Что о жизни Дуни узнает Раскольников из письма матери? Опишите участие Раскольникова в судьбе девочки на бульваре. Передайте разговор студента и офицера, услышанный Раскольниковым (часть 1, глава 6).
5. Как Раскольников готовится к «пробе»?
6. Почему под топор Раскольникова автор подводит и беззащитную Лизавету?

Вторая часть

1. Чем вызвано болезненное состояние героя во время встречи с матерью и сестрой? Почему он не смог подать руки матери?
2. Почему, желая совершить "тысячу добрых дел", Раскольников не сумел взять деньги Алены Ивановны, а заклады спрятал под камень в одном из петербургских дворов?
3. Почему Раскольников, второй раз увидевший Мармеладова, принимает столь деятельное участие в его судьбе, помогает донести его, смертельно раненного, до дома?
4. Почему Раскольников признается в убийстве Заметову?

Лужин

Найдите в тексте романа портретное описание Лужина. Что о Лужине мы узнаем из письма Пульхерии Александровны? Что о своих взглядах на жизнь рассказывает Лужин Раскольникову?
1. Как в портрете Лужина раскрывается его характер? Как выявляется отношение автора?
2. Почему Лужин собирается жениться на Дуне?
З. Как теория Лужина соотносится с теорией Раскольникова?
4. Почему Лужин решается обвинить Соню в воровстве? Как это происходит? Как это связано с его отношением к Раскольникову и Дуне?

Сны Раскольникова

Перескажите сны Раскольникова (часть 1, глава 5; часть 1,
глава 6; часть З, глава 7; эпилог, часть 2).
1. Как сны Раскольникова помогают понять противоречивое сознание героя?
2. Почему автор в первом сне возвращает героя ко времени его детства?
З. Когда герой видит третий сон? Каково, по вашему мнению, значение этого сна?
4. Когда видит герой четвертый сон? Какова его символика?
5. Почему после четвертого сна Раскольников отказывается от своей теории?

Лужин

Найдите в тексте романа портретное описание Лужина. Что о Лужине мы узнаем из письма Пульхерии Александровны? Что о своих взглядах на жизнь рассказывает Лужин Раскольникову?
1. Как в портрете Лужина раскрывается его характер? Как выявляется отношение автора?
2. Почему Лужин собирается жениться на Дуне?
З. Как теория Лужина соотносится с теорией Раскольникова? -письменно
4. Почему Лужин решается обвинить Соню в воровстве? Как это происходит? Как это связано с его отношением к Раскольникову и Дуне? (часть 6, главы 2-3)

Теория Раскольникова

Расскажите о теории Раскольникова (часть З, глава 9). Передайте разговор студента и офицера, услышанный Раскольниковым (часть 1, глава 6). Прочитайте сцену признания
Раскольниковым в убийстве старухи и ее сестры Лизаветы Соне (часть 5, глава 4).
1. Чем Раскольников обосновывает свою теорию?
2. Как он готовится к «пробе»?
З. Почему под топор Раскольникова автор подводит и беззащитную Лизавету?

Крушение теории Раскольникова
Опишите сцену встречи Раскольникова с матерью и сестрой. Какое участие принимает Раскольников в судьбе Мармеладова? Опишите сцену покаяния Раскольникова на Сенной площади (часть 6, глава 8).  
1. Чем вызвано болезненное состояние героя во время встречи с матерью и сестрой? Почему он не смог подать руки матери? (часть 3,глава 1)?
2. Почему, желая совершить «тысячу добрых дел», Раскольников не сумел взять деньги Алены Ивановны, а заклады спрятал под камень в одном из петербургских дворов?
3. Почему Раскольников, второй раз увидевший Мармеладова, принимает столь деятельное участие в его судьбе, помогает донести его, смертельно раненного, до дома (часть2, глава 7)?
4. Почему Раскольников признается в убийстве Заметову (часть 2, глава 2)?

Соня Мармеладова

Найдите портретные описания Сони.
1. Как через описание Сони автор раскрывает внутренний мир героини, выражает свое отношение к ней?
2. Каково отношение Сони к детям?
3. Проанализируйте первое свидание Раскольникова и Сони. В чем суть спора между ними (часть 3, глава 4)?
4. Какова роль евангельского эпизода о воскрешении Лазаря в споре Раскольникова и Сони (часть 4, глава 4)?
5. Проанализируйте второе свидание Раскольникова и Сони. Как Соня восприняла признание Раскольникова в убийстве (часть 5, глава 4)?
б. Как складываются взаимоотношения Раскольникова и Сони в эпилоге?

Порфирий Петрович

Найдите изображение Порфирия Петровича в романе. Как ведет себя Порфирий Петрович во время первой встречи с Раскольниковым (часть З, глава 5? О чем идет разговор между Раскольниковым и следователем во время их второй встречи (часть 4, глава 5)?
Каким предстает Порфирий Петрович во время последней встречи с Раскольниковым (часть6, глава II)? О чем он беседует с Раскольниковым?
1. Каково отношение автора к Порфирию Петровичу? Как оно проявляется в тексте романа?
2. Как вы понимаете слова Порфирия Петровича о себе: «Я поконченный человек, больше ничего»?
З. Пользуясь текстом романа, докажите, что в образе Порфирия Петровича автор создал идеальный образ следователя.

Свидригайлов

Что о Свидригайлове становится известно из письма Пульхерии Александровны? Расскажите о прошлом Свидригайлова. Какова роль Свидригайлова в устройстве будущности Сони, детей Катерины Ивановны? Расскажите о свидании Свидригайлова и Дуни(часть6, глава 5). Каким предстает здесь герой? Опишите последний день жизни Свидригайлова.
1. Каковы взгляды Свидригайлова на жизнь? Докажите это примерами из текста.
2. Как вы понимает слова Свидригайлова, обращенные к Раскольникову: «Мы с тобой одного поля ягоды»?
З. Почему, узнав о том, что Раскольников — преступник, Свидригайлов не собирается доносить на него? Как он использует это знание?
4. Какие добрые дела совершает Свидригайлов?
Один из вопросов - письменно!!!
Образ Свидригайлова
·         Проанализируйте 6 главу 6 части. Как “уходит из романа” Свидригайлов? Какое значение имеет в контексте главы и всего романа слово “сигнал”, произносимое Свидригайловым? Каково значение сна о пятилетней девочке?
·         Какой идейно-композиционный смысл имеет в романе тот факт, что Свидригайлову становится известно преступление Раскольникова?
·         Как Раскольников узнаёт о самоубийстве Свидригайлова? Прокомментируйте этот момент.
·         В чём смысл помощи Свидригайлова Соне и детям-сиротам?
·         Какую роль в романе играет “невеста” Свидригайлова? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога