понедельник, 2 сентября 2013 г.

Литература_6 класс. Вводный урок

Урок 1

Знакомство с учебником. «В дорогу зовущие». Художественное произведение и автор
   
    I. Знакомство с учебником «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях». Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной / 18-е издание, переработанное. М.: «Просвещение», 2011.
  .
      Продолжая работу, начатую в 5 классе, назовем автора, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций, рассмотрим репродукции на обложке и форзацах учебника.
      Предложим школьникам вспомнить, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и показать это на примере учебника.
      — Чем отличается учебник 6 класса от учебника 5 класса?
      Обратим внимание, какие приложения есть в книге, что изменилось по сравнению с учебником 5 класса, что осталось прежним.
       
Предложим детям назвать фамилии авторов, произведения которых они уже изучали в школе.
      — Какие это были произведения?
      Спросим, есть ли среди имен авторов такие, произведения которых читали самостоятельно.
      Выделим границы разделов: 
  • «Устное народное творчество», 
  • «Древнерусская литература», 
  • «Произведения русских писателей XVIII века», 
  • «Произведения русских писателей XIX века», 
  • «Произведения русских писателей XX века». 
  • Новым будет раздел «Из литературы народов России». 
  • В конце второй части — большой раздел «Из зарубежной литературы», который включает «Мифы Древней Греции».

      — Какие разделы будут новыми по сравнению с предыдущим годом? Произведения каких авторов вам хотелось бы прочитать?
      6 класс лучше начать с мифов, чтобы потом перейти к литературе более близких нам веков.

      II. «В дорогу зовущие»
      Чтение статьи учебника «В дорогу зовущие» (с. 3—4).
Беседа по вопросам 1, 4—5 (с. 5 учебника).

      III. Художественное произведение и автор 
      Обратимся к теоретическому вопросу: художественное произведение и автор. Основное содержание беседы отразим в тетрадях по литературе.
      Предложим ученикам подумать, что такое художественное произведение.
      Художественное произведение — это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин). 
    Рассмотрим переплет учебника с фрагментом репродукции картины И. И. Левитана «После дождя. Плес» (можно использовать большую репродукцию любого другого пейзажа)
      — Если бы вы стояли на том самом месте, где стоял художник, с фотоаппаратом в руках и сфотографировали Волгу и город Плес, какой получилась бы фотография? Была бы она похожа на картину? Что отличало бы фотографию от картины И. И. Левитана?
      
      — С чем можно сравнить художественное произведение? Это фотография, которая точно отображает мир, или живописное полотно, в котором выражены настроения и мысли автора?
      К определению художественного произведения (см. выше) добавим запись о том, что в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.
      — Кто такой автор?
      * Автор — это создатель литературного произведения. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, дает свою оценку реальности.
      — Для чего автор создает свои произведения? Какова роль читателя художественного произведения? Если бы вы были авторами, для каких читателей вы хотели бы писать?
       
Если читатель переживает вместе с героями произведения, цитирует фразы из него, отождествляет себя с одним из героев, это значит, что в произведении находит выражение не только личность автора, но и личность читателя. Функция самовыражения при соприкосновении с искусством особенно ярко видна, когда нам кажется, что автор произведения сказал о том, что мы давно думали и чувствовали, но не могли объяснить.
      Предложим ученикам связать этот тезис со своим читательским опытом:
      — Было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы уже думали и чувствовали то, что пишет автор, но не находили слов, чтобы сказать об этом? При чтении каких произведений у вас возникало это чувство?

   
      При работе с программными произведениями 6 класса мы встречаемся еще с двумя понятиями: повествователь эпического произведения и образ автора.
      Повествователь — это особый художественный образ, созданный автором для ведения повествования. В одних случаях он может выражать авторскую позицию, в других — совершенно иные мысли и эмоции.
      Яркий образ повествователя создается в пушкинских «Повестях Белкина», в «Левше» Н. С. Лескова, в рассказах А. П. Платонова, в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина и в других произведениях.
      Образ автора — это особая эстетическая категория, образ творца данного произведения. Это специфический художественный прием, который выявляет своеобразие данного произведения.
      Этот теоретический материал, конечно, не следует давать детям на первом уроке, но в дальнейшем при анализе конкретных произведений учителю необходимо самому осознавать различие этих понятий и предлагать ученикам корректную терминологию.
      Автор — это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, в которых он жил.
      Но существуют произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора. Что это за произведения?
      Ученики называют сказки, загадки, мифы, другие произведения устного народного творчества.
      В «Кратком словаре литературоведческих терминов» (ч. 2, с. 321) найдем слово эпиграф и прочитаем его определение. Затем обратимся к главе учебника «Мифы Древней Греции» и познакомимся с эпиграфом к ней (с. 213), автор которого Д. С. Лихачев.
      — Для чего важно изучать мифы?
      Изучать мифы нужно для того, чтобы глубже проникнуть в культуру других народов, научиться понимать народы разных национальностей и вероисповеданий.

      Домашнее задание 
      Прочитать статью «Мифы Древней Греции» (ч. 2, с. 213—214), ответить на вопросы и выполнить задания .

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога