I. Знакомство с учебником «Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях». Авторы-составители: В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной / 18-е издание, переработанное. М.: «Просвещение», 2011.
.
Продолжая работу, начатую в 5 классе, назовем автора, редактора, художников-оформителей и авторов иллюстраций, рассмотрим репродукции на обложке и форзацах учебника.
Предложим школьникам вспомнить, что такое обложка, форзац, титульный лист, выходные данные, и показать это на примере учебника.
— Чем отличается учебник 6 класса от учебника 5 класса?
Обратим внимание, какие приложения есть в книге, что изменилось по сравнению с учебником 5 класса, что осталось прежним.
Предложим детям назвать фамилии авторов, произведения которых они уже изучали в школе.
— Какие это были произведения?
Спросим, есть ли среди имен авторов такие, произведения которых читали самостоятельно.
Выделим границы разделов:
— Какие это были произведения?
Спросим, есть ли среди имен авторов такие, произведения которых читали самостоятельно.
Выделим границы разделов:
- «Устное народное творчество»,
- «Древнерусская литература»,
- «Произведения русских писателей XVIII века»,
- «Произведения русских писателей XIX века»,
- «Произведения русских писателей XX века».
- Новым будет раздел «Из литературы народов России».
- В конце второй части — большой раздел «Из зарубежной литературы», который включает «Мифы Древней Греции».
— Какие разделы будут новыми по сравнению с предыдущим годом? Произведения каких авторов вам хотелось бы прочитать?
6 класс лучше начать с мифов, чтобы потом перейти к литературе более близких нам веков.
II. «В дорогу зовущие»
Чтение статьи учебника «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Беседа по вопросам 1, 4—5 (с. 5 учебника).
III. Художественное произведение и автор
Обратимся к теоретическому вопросу: художественное произведение и автор. Основное содержание беседы отразим в тетрадях по литературе.
Предложим ученикам подумать, что такое художественное произведение.
Художественное произведение — это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин).
Рассмотрим переплет учебника с фрагментом репродукции картины И. И. Левитана «После дождя. Плес» (можно использовать большую репродукцию любого другого пейзажа)
— Если бы вы стояли на том самом месте, где стоял художник, с фотоаппаратом в руках и сфотографировали Волгу и город Плес, какой получилась бы фотография? Была бы она похожа на картину? Что отличало бы фотографию от картины И. И. Левитана?
— С чем можно сравнить художественное произведение? Это фотография, которая точно отображает мир, или живописное полотно, в котором выражены настроения и мысли автора?
К определению художественного произведения (см. выше) добавим запись о том, что в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.
— Кто такой автор?
* Автор — это создатель литературного произведения. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, дает свою оценку реальности.
— Для чего автор создает свои произведения? Какова роль читателя художественного произведения? Если бы вы были авторами, для каких читателей вы хотели бы писать?
6 класс лучше начать с мифов, чтобы потом перейти к литературе более близких нам веков.
II. «В дорогу зовущие»
Чтение статьи учебника «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Беседа по вопросам 1, 4—5 (с. 5 учебника).
III. Художественное произведение и автор
Обратимся к теоретическому вопросу: художественное произведение и автор. Основное содержание беседы отразим в тетрадях по литературе.
Предложим ученикам подумать, что такое художественное произведение.
Художественное произведение — это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин).
Рассмотрим переплет учебника с фрагментом репродукции картины И. И. Левитана «После дождя. Плес» (можно использовать большую репродукцию любого другого пейзажа)
— Если бы вы стояли на том самом месте, где стоял художник, с фотоаппаратом в руках и сфотографировали Волгу и город Плес, какой получилась бы фотография? Была бы она похожа на картину? Что отличало бы фотографию от картины И. И. Левитана?
— С чем можно сравнить художественное произведение? Это фотография, которая точно отображает мир, или живописное полотно, в котором выражены настроения и мысли автора?
К определению художественного произведения (см. выше) добавим запись о том, что в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.
— Кто такой автор?
* Автор — это создатель литературного произведения. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, дает свою оценку реальности.
— Для чего автор создает свои произведения? Какова роль читателя художественного произведения? Если бы вы были авторами, для каких читателей вы хотели бы писать?
Если читатель переживает вместе с героями произведения, цитирует фразы из него, отождествляет себя с одним из героев, это значит, что в произведении находит выражение не только личность автора, но и личность читателя. Функция самовыражения при соприкосновении с искусством особенно ярко видна, когда нам кажется, что автор произведения сказал о том, что мы давно думали и чувствовали, но не могли объяснить.
Предложим ученикам связать этот тезис со своим читательским опытом:
— Было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы уже думали и чувствовали то, что пишет автор, но не находили слов, чтобы сказать об этом? При чтении каких произведений у вас возникало это чувство?
При работе с программными произведениями 6 класса мы встречаемся еще с двумя понятиями: повествователь эпического произведения и образ автора.
Повествователь — это особый художественный образ, созданный автором для ведения повествования. В одних случаях он может выражать авторскую позицию, в других — совершенно иные мысли и эмоции.
Яркий образ повествователя создается в пушкинских «Повестях Белкина», в «Левше» Н. С. Лескова, в рассказах А. П. Платонова, в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина и в других произведениях.
Образ автора — это особая эстетическая категория, образ творца данного произведения. Это специфический художественный прием, который выявляет своеобразие данного произведения.
Этот теоретический материал, конечно, не следует давать детям на первом уроке, но в дальнейшем при анализе конкретных произведений учителю необходимо самому осознавать различие этих понятий и предлагать ученикам корректную терминологию.
Автор — это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, в которых он жил.
Но существуют произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора. Что это за произведения?
Ученики называют сказки, загадки, мифы, другие произведения устного народного творчества.
В «Кратком словаре литературоведческих терминов» (ч. 2, с. 321) найдем слово эпиграф и прочитаем его определение. Затем обратимся к главе учебника «Мифы Древней Греции» и познакомимся с эпиграфом к ней (с. 213), автор которого Д. С. Лихачев.
— Для чего важно изучать мифы?
Изучать мифы нужно для того, чтобы глубже проникнуть в культуру других народов, научиться понимать народы разных национальностей и вероисповеданий.
Домашнее задание
Прочитать статью «Мифы Древней Греции» (ч. 2, с. 213—214), ответить на вопросы и выполнить задания .
Предложим ученикам связать этот тезис со своим читательским опытом:
— Было ли у вас когда-нибудь чувство, что вы уже думали и чувствовали то, что пишет автор, но не находили слов, чтобы сказать об этом? При чтении каких произведений у вас возникало это чувство?
При работе с программными произведениями 6 класса мы встречаемся еще с двумя понятиями: повествователь эпического произведения и образ автора.
Повествователь — это особый художественный образ, созданный автором для ведения повествования. В одних случаях он может выражать авторскую позицию, в других — совершенно иные мысли и эмоции.
Яркий образ повествователя создается в пушкинских «Повестях Белкина», в «Левше» Н. С. Лескова, в рассказах А. П. Платонова, в «Кладовой солнца» М. М. Пришвина и в других произведениях.
Образ автора — это особая эстетическая категория, образ творца данного произведения. Это специфический художественный прием, который выявляет своеобразие данного произведения.
Этот теоретический материал, конечно, не следует давать детям на первом уроке, но в дальнейшем при анализе конкретных произведений учителю необходимо самому осознавать различие этих понятий и предлагать ученикам корректную терминологию.
Автор — это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, в которых он жил.
Но существуют произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора. Что это за произведения?
Ученики называют сказки, загадки, мифы, другие произведения устного народного творчества.
В «Кратком словаре литературоведческих терминов» (ч. 2, с. 321) найдем слово эпиграф и прочитаем его определение. Затем обратимся к главе учебника «Мифы Древней Греции» и познакомимся с эпиграфом к ней (с. 213), автор которого Д. С. Лихачев.
— Для чего важно изучать мифы?
Изучать мифы нужно для того, чтобы глубже проникнуть в культуру других народов, научиться понимать народы разных национальностей и вероисповеданий.
Домашнее задание
Прочитать статью «Мифы Древней Греции» (ч. 2, с. 213—214), ответить на вопросы и выполнить задания .
Комментариев нет:
Отправить комментарий