пятница, 13 сентября 2013 г.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ ПО КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»


1. ОДИН ДЕНЬ В ДОМЕ ПРОСТАКОВЫХ ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКА ХХI ВЕКА.
2. ОПАСЕН ИЛИ СМЕШОН МИТРОФАН?3. ТАК ЛИ ПРОСТА ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА?
4. «ВОТ ЗЛОНРАВИЯ ДОСТОЙНЫЕ ПЛОДЫ!..» ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».
5. ТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».
6. РОЛЬ ЭПИЗОДА «ЭКЗАМЕН МИТРОФАНУШКИ» (ДЕЙСТВИЕ 4, ЯВЛЕНИЕ 8) В КОМЕДИИ.
7. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ИХ РОЛЬ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».
8. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НЕДОРОСЛИ – ПЕТРУША ГРИНЕВ И МИТРОФАНУШКА ПРОСТАКОВ. ПОПЫТКА СОПОСТАВЛЕНИЯ.

Тема 1.
Эта тема предполагает творческое переосмысление почерпнутых в комедии впечатлений и сведений о жизни мелкопоместных невежественных дворян последней трети 18 века. По сути дела, это воссоздание одного самого обычного дня, предшествующего событиям комедии. В этом дне в концентрированном виде должны быть представлены законы семейства Простаковых, их привычки, черты их характеров, их жизненные цели. Прежде чем браться за эту тему, стоит повторить свой устный ответ на тему «Жизнь в семье Простаковых» и «Жизнь слуг в доме Простаковых», вспомнить предысторию Софьи, суть отношений мужа и жены, брата и сестры, родителей и сына в этом доме, дать краткую характеристику каждому персонажу, не забыв о речевой характеристике – и затем приступать к «конструированию» из этих составляющих обычного дня жизни семьи Простаковых. Не следует пересказывать сюжет комедии, не надо давать характеристику, все нужно передать самим описанием того, что вы «видите»- поступками, разговорами. «Глазами ШКОЛЬНИКА ХХI века» - это ваша оценка всего «увиденного» с позиций нашего столетия и вашего жизненного опыта, а также вашего статуса ШКОЛЬНИКА.
Темы 2 и 3.
Эти темы напоминают классическую формулировку «Образ героя». Действительно, проще всего построить свою работу как характеристику персонажа по уже известному вам плану (имя, его роль в создании образа; социальное происхождение, его роль в сюжете; семейное положение, отношения с другими членами семьи, как они характеризуют героя; его взаимоотношения с другими персонажами и их оценка  героя; основные черты его характера; основные привычки и занятия героя; его отношение к основным проблемам произведения (в данном случае воспитание и образование дворянина и человека) и роль в их раскрытии; его судьба в финале; ваше отношение к герою). Затем необходимо ответить на вопрос, заданный темой сочинения. Конечно, в заключительной части вы лишь делаете вывод, а ваше отношение к проблеме должно быть видно в каждом абзаце (абзац же соответствует очередному тезису, очередному пункту плана).
Тема 4.
Эта тема касается сатирической направленности комедии против непросвещенных дворян. Вчитываясь в формулировку темы, понимаем, что следует: а) рассказать, в чем состоит «преступность» Простаковых (и прежде всего Простаковой) с точки зрения авторского идеала ( в данном случае Правдина и Стародума) - его тоже надо рассмотреть); б) показать, как совершаются эти преступления; в)показать, как происходит «наказание» - то есть раскрыть смысл финала комедии (обе развязки общественной сюжетной линии). Ну и, наконец, высказать свое отношение к происходящему.
Тема 5. 
Показать, как развивается в произведении тема, значит перечитать еще раз все эпизоды, связанные с ней (уроки Митрофана, его экзамен, разговор Стародума с Софьей о воспитании, финал), а затем рассказать по собственному плану: какое значение придает Фонвизин воспитанию и образованию человека и дворянина; как и кто учит Митрофана; как учили его родителей; что является следствием воспитания Митрофана.
Тема 6.
Тема «Роль эпизода» всегда пишется по одному плану:
1-передать содержание эпизода, 2- объяснить, какое место он занимает в развитии сюжета (обеих сюжетных линий в данном случае), 3- показать, как раскрываются характеры героев в данном эпизоде, 4- поскольку перед нами комедия, показать, какими способами создания комического пользуется автор (ситуации, речь, суждения героев), 5 –сделать вывод о роли эпизода в комедии.
Особый упор следует сделать на позиции Стародума и его отношении к Митрофану (он тут не так уж и сух, как всегда, даже пошучивает), на образе мыслей самого недоросля (он здесь достаточно сообразителен и далеко не глуп), а также на целях, которые преследуют мать и сын Простаковы, устраивая этот экзамен. Не забудьте об Указе о вольности дворянства. Перечитайте еще раз черновик, формулировку темы, сделайте вывод – и перепишите начисто.
Тема 7.
Охарактеризовать группу персонажей несколько сложнее, чем отдельный персонаж, но делать это удобнее по тому же плану, который предлагается в темах 2 и 3. Коротко охарактеризуйте каждого из этой группы персонажей, расскажите, кто из них какую роль играет в сюжете, как они все дополняют друг друга, создавая образ идеального дворянина, поделитесь наблюдениями за их речью, расскажите, как вы относитесь к их словам, поступкам и к их образам в целом, что в них действительно достойно подражания, а в чем они несовершенны.Не забудьте о цели работы, сделайте вывод.
Тема 8.
Сравнивать героев из разных произведений очень интересно, но сложно дать исчерпывающее сопоставление: для этого надо обладать большой литературной и исторической эрудицией, навыками выполнения такой работы, поэтому мы говорим о попытке сопоставления. В начале работы укажите основание для сопоставления героев разных авторов и разных эпох. Затем сопоставляйте!  Но для начала  перелистайте страницы обеих книг и составьте таблицу для сбора материала: 1. Семья Простаковых и семья Гриневых. Две провинциальные помещичьи семьи. Образ жизни каждой. 2. Учение обоих недорослей сложно назвать серьезным. Расскажите об их учителях. В чем разница в отношении родителей к такому учению сыновей? 3. В жизни каждого из недорослей важную роль играет крепостной, ставший практически членом семьи – Еремеевна и Савельич. Расскажите о них, об их взаимоотношениях с воспитанниками, об отношениях с господами. 4. Расскажите о том, как отец Петруши Гринева определил судьбу сына и как мать Митрофанушки определила будущее (предполагаемое) своего сыночка. Теперь перечитайте и, избегая повторов, расскажите о сходстве и различии в образах двух недорослей 18 столетия. Не забудьте, что Фонвизин и Пушкин имеют свою авторскую позицию и она отражается и в изображении жизни недорослей. Пушкин иронизирует, Фонвизин насмехается. А вы как считаете?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога