1. ОДИН ДЕНЬ В ДОМЕ ПРОСТАКОВЫХ ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКА ХХI ВЕКА.
2. ОПАСЕН ИЛИ СМЕШОН МИТРОФАН?3. ТАК ЛИ ПРОСТА ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА?
4. «ВОТ ЗЛОНРАВИЯ ДОСТОЙНЫЕ ПЛОДЫ!..» ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».
5. ТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».
6. РОЛЬ ЭПИЗОДА «ЭКЗАМЕН МИТРОФАНУШКИ» (ДЕЙСТВИЕ 4, ЯВЛЕНИЕ 8) В КОМЕДИИ.
7. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ И ИХ РОЛЬ В КОМЕДИИ «НЕДОРОСЛЬ».
8. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НЕДОРОСЛИ – ПЕТРУША ГРИНЕВ И МИТРОФАНУШКА ПРОСТАКОВ. ПОПЫТКА СОПОСТАВЛЕНИЯ.
Тема
1.
Эта
тема предполагает творческое переосмысление почерпнутых в комедии впечатлений и
сведений о жизни мелкопоместных невежественных дворян последней трети 18 века.
По сути дела, это воссоздание одного самого обычного дня, предшествующего
событиям комедии. В этом дне в концентрированном виде должны быть представлены
законы семейства Простаковых, их привычки, черты их характеров, их жизненные
цели. Прежде чем браться за эту тему, стоит повторить свой устный ответ на тему
«Жизнь в семье Простаковых» и «Жизнь слуг в доме Простаковых», вспомнить
предысторию Софьи, суть отношений мужа и жены, брата и сестры, родителей и сына
в этом доме, дать краткую характеристику каждому персонажу, не забыв о речевой
характеристике – и затем приступать к «конструированию» из этих составляющих
обычного дня жизни семьи Простаковых. Не следует пересказывать сюжет комедии,
не надо давать характеристику, все нужно передать самим описанием того,
что вы «видите»- поступками, разговорами. «Глазами ШКОЛЬНИКА ХХI века» - это
ваша оценка всего «увиденного» с позиций нашего столетия и вашего жизненного
опыта, а также вашего статуса ШКОЛЬНИКА.
Темы
2 и 3.
Эти темы напоминают классическую формулировку «Образ
героя». Действительно, проще всего построить свою работу как характеристику
персонажа по уже известному вам плану (имя, его роль в создании образа;
социальное происхождение, его роль в сюжете; семейное положение, отношения с
другими членами семьи, как они характеризуют героя; его взаимоотношения с
другими персонажами и их оценка героя;
основные черты его характера; основные привычки и занятия героя; его отношение
к основным проблемам произведения (в данном случае воспитание и образование
дворянина и человека) и роль в их раскрытии; его судьба в финале; ваше
отношение к герою). Затем необходимо ответить на вопрос, заданный темой
сочинения. Конечно, в заключительной части вы лишь делаете вывод, а ваше
отношение к проблеме должно быть видно в каждом абзаце (абзац же соответствует
очередному тезису, очередному пункту плана).
Тема
4.
Эта
тема касается сатирической направленности комедии против непросвещенных дворян.
Вчитываясь в формулировку темы, понимаем, что следует: а) рассказать, в чем
состоит «преступность» Простаковых (и прежде всего Простаковой) с точки зрения
авторского идеала ( в данном случае Правдина и Стародума) - его тоже надо
рассмотреть); б) показать, как совершаются эти преступления; в)показать, как
происходит «наказание» - то есть раскрыть смысл финала комедии (обе развязки
общественной сюжетной линии). Ну и, наконец, высказать свое отношение к
происходящему.
Тема
5.
Показать,
как развивается в произведении тема, значит перечитать еще раз все
эпизоды, связанные с ней (уроки Митрофана, его экзамен, разговор Стародума с
Софьей о воспитании, финал), а затем рассказать по собственному плану: какое
значение придает Фонвизин воспитанию и образованию человека и дворянина; как и
кто учит Митрофана; как учили его родителей; что является следствием воспитания
Митрофана.
Тема
6.
Тема «Роль эпизода» всегда пишется по одному плану:
1-передать
содержание эпизода, 2- объяснить, какое место он занимает в развитии сюжета
(обеих сюжетных линий в данном случае), 3- показать, как раскрываются характеры
героев в данном эпизоде, 4- поскольку перед нами комедия, показать,
какими способами создания комического пользуется автор (ситуации, речь,
суждения героев), 5 –сделать вывод о роли эпизода в комедии.
Особый
упор следует сделать на позиции Стародума и его отношении к Митрофану (он тут
не так уж и сух, как всегда, даже пошучивает), на образе мыслей самого
недоросля (он здесь достаточно сообразителен и далеко не глуп), а также на
целях, которые преследуют мать и сын Простаковы, устраивая этот экзамен. Не
забудьте об Указе о вольности дворянства. Перечитайте еще раз черновик,
формулировку темы, сделайте вывод – и перепишите начисто.
Тема
7.
Охарактеризовать группу персонажей несколько сложнее, чем
отдельный персонаж, но делать это удобнее по тому же плану, который предлагается
в темах 2 и 3. Коротко охарактеризуйте каждого из этой группы персонажей,
расскажите, кто из них какую роль играет в сюжете, как они все дополняют друг
друга, создавая образ идеального дворянина, поделитесь наблюдениями за их
речью, расскажите, как вы относитесь к их словам, поступкам и к их образам в
целом, что в них действительно достойно подражания, а в чем они несовершенны.Не
забудьте о цели работы, сделайте вывод.
Тема
8.
Сравнивать
героев из разных произведений очень интересно, но сложно дать исчерпывающее
сопоставление: для этого надо обладать большой литературной и исторической
эрудицией, навыками выполнения такой работы, поэтому мы говорим о попытке
сопоставления. В начале работы укажите основание для сопоставления героев
разных авторов и разных эпох. Затем сопоставляйте! Но для начала
перелистайте страницы обеих книг и составьте таблицу для сбора
материала: 1. Семья Простаковых и семья Гриневых. Две провинциальные помещичьи семьи.
Образ жизни каждой. 2. Учение обоих недорослей сложно назвать серьезным.
Расскажите об их учителях. В чем разница в отношении родителей к такому учению
сыновей? 3. В жизни каждого из недорослей важную роль играет крепостной,
ставший практически членом семьи – Еремеевна и Савельич. Расскажите о них, об
их взаимоотношениях с воспитанниками, об отношениях с господами. 4. Расскажите
о том, как отец Петруши Гринева определил судьбу сына и как мать Митрофанушки
определила будущее (предполагаемое) своего сыночка. Теперь перечитайте и,
избегая повторов, расскажите о сходстве и различии в образах двух недорослей 18
столетия. Не забудьте, что Фонвизин и Пушкин имеют свою авторскую позицию и она
отражается и в изображении жизни недорослей. Пушкин иронизирует, Фонвизин
насмехается. А вы как считаете?
Комментариев нет:
Отправить комментарий