(1—2 часа)
УРОКИ 4—5
— знакомство учащихся с понятиями фольклорная лирическая песня, обрядовая поэзия;
— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей русского фольклора;
— закрепление знаний учащихся об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;
— продолжение формирования навыка осмысленного выразительного чтения;
— воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству.
Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе, а также со словом учите-
ля, с беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.
История становления и развития устного народного творчества уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества. На самых ранних этапах его развития, более тысячи лет назад, наши предки не только воевали, пахали и строили, но также пытливо вглядывались в окружающий мир, пытались понять его, научиться жить в ладу с собой и природой.
А еще они любовались красотой этого мира, удивляясь его тайнам, отражая свои впечатления в легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах и поговорках, считалках и заговорах... Так формировалась древнеславянская художественная культура.
Письменности в то время еще не было. Она возникла значительно позже, а когда появилась, навыками письма сперва овладели немногие. Да и материал, на котором приходилось писать, стоил очень дорого. Перга мен (особым образом выделанная телячья кожа) был очень ценен, и им владели, его хранили только обеспеченные люди. Правда, через некоторое время появился материал для письма попроще, доступный всем, — береста. Но долог ли срок хранения берестяной грамотки? Вспыхнул огонь — и нет ее.
Не случайно простой народ столетиями учился обходиться без письма — создавал фольклор.
Слово фольклор пришло в русский язык из английского в XIX веке, и означает оно в дословном переводе «народная мудрость» (folk — народ, lore — мудрость, знание). Однако в русском языке словом фольклор стали обозначать не только всю народную культуру, народное творчество, но и часть народной культуры, ее словесные формы — устное народное
творчество, народную словесность.
Устное народное творчество (фольклор) — это множество произведений, созданных народом в древние времена и в недавнем прошлом, передающихся из уст в уста, из поколения в поколение, это искусство звучащего слова. К нему относятся сказки и былины, легенды и предания, песни и обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки и другие
жанры.
Несмотря на то что произведения фольклора отличаются необычайным разнообразием форм, сюжетов, тем, всем им присущи общие черты:
устность существования (передача из поколения в поколение в устной форме);
традиционность изобразительно-выразительных средств языка (необходимость запоминать большой и разнообразный материал привела к появлению так называемых «словесных формул» — зачи нов, концо вок, при сказок, рефре нов, постоянных эпитетов и т. п.);
многовариантность, изменчивость текста (один и тот же сюжет может пересказываться по-своему разными сказителями; в одной и той же песне может быть разное количество куплетов, может отличаться припев, могут заменяться некоторые слова или имена и т. п.);
коллективность создания и распространения текста (невозможно назвать одного определенного автора произведения; каждый пересказывает услышанное на свой лад, а любой слушатель легко может стать рассказчиком; в разных местностях песни изменялись или дополнялись исходя из местных реалий — особенностей быта, обычаев, верований).
Кроме того, произведения устного народного творчества предназначались для определенных слушателей: они создавались народом и для народа.
Именно поэтому в большинстве произведений фольклора, например, прославляется трудолюбие и осуждается лень (разве мог человек из народа позволить себе ничего не делать?). Совокупность нравственных принципов, которые воспеваются в произведениях фольклора, получила название общенародного идеала. Он является общим для всех произведений устного народного творчества.
Необходимо вспомнить, что все произведения устного народного творчества предполагали непосредственный контакт исполнителя (творца) и слушателя, возможность включения элементов театрального действа, пения, музицирования. Все это способствовало формированию особой поэтики, где много значат ритм, рифма, выразительность живой разговорной речи.
Фольклор пережил века. Менялось русское государственное устройство, приходили и уходили правители, а бесхитростные на первый взгляд произведения продолжали рассказывать, петь, заучивать наизусть. Это не случайно, ибо фольклор — духовная история народа, его нравственная и эстетическая традиция, жизненный уклад. В произведениях устного народного творчества нашли отражение самые сокровенные мысли и чаяния простых людей, их понимание мира, их верования, представления о жизни, труде, о месте человека на Земле. Вот почему можно утверждать, что фольклор — важнейшая часть национальной художественной культуры, позволяющая воссоздать образ жизни и мировоззрение народа-создателя.
УРОКИ 4—5
Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры,
Не можете ли, ветры, горы раскачати?
Гусли мои, гусли, звончатые гусли,
Цели уроков:— знакомство учащихся с понятиями фольклорная лирическая песня, обрядовая поэзия;
— раскрытие перед восьмиклассниками специфики и художественных особенностей русского фольклора;
— закрепление знаний учащихся об этнографических и художественных отличиях русского фольклора;
— продолжение формирования навыка осмысленного выразительного чтения;
— воспитание любви к культурному наследию русского народа, его устному народному творчеству.
Форма уроков: синтетические уроки с элементами интеграции знаний по истории, культурологии, этнографии и литературе, а также со словом учите-
ля, с беседой о прочитанном и услышанном, работой по группам.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Слово учителя (выборочно под запись).История становления и развития устного народного творчества уходит своими корнями в глубокое прошлое человечества. На самых ранних этапах его развития, более тысячи лет назад, наши предки не только воевали, пахали и строили, но также пытливо вглядывались в окружающий мир, пытались понять его, научиться жить в ладу с собой и природой.
А еще они любовались красотой этого мира, удивляясь его тайнам, отражая свои впечатления в легендах, сказках, песнях, загадках, пословицах и поговорках, считалках и заговорах... Так формировалась древнеславянская художественная культура.
Письменности в то время еще не было. Она возникла значительно позже, а когда появилась, навыками письма сперва овладели немногие. Да и материал, на котором приходилось писать, стоил очень дорого. Перга мен (особым образом выделанная телячья кожа) был очень ценен, и им владели, его хранили только обеспеченные люди. Правда, через некоторое время появился материал для письма попроще, доступный всем, — береста. Но долог ли срок хранения берестяной грамотки? Вспыхнул огонь — и нет ее.
Не случайно простой народ столетиями учился обходиться без письма — создавал фольклор.
Слово фольклор пришло в русский язык из английского в XIX веке, и означает оно в дословном переводе «народная мудрость» (folk — народ, lore — мудрость, знание). Однако в русском языке словом фольклор стали обозначать не только всю народную культуру, народное творчество, но и часть народной культуры, ее словесные формы — устное народное
творчество, народную словесность.
Устное народное творчество (фольклор) — это множество произведений, созданных народом в древние времена и в недавнем прошлом, передающихся из уст в уста, из поколения в поколение, это искусство звучащего слова. К нему относятся сказки и былины, легенды и предания, песни и обрядовая поэзия, пословицы и поговорки, загадки и другие
жанры.
Несмотря на то что произведения фольклора отличаются необычайным разнообразием форм, сюжетов, тем, всем им присущи общие черты:
устность существования (передача из поколения в поколение в устной форме);
традиционность изобразительно-выразительных средств языка (необходимость запоминать большой и разнообразный материал привела к появлению так называемых «словесных формул» — зачи нов, концо вок, при сказок, рефре нов, постоянных эпитетов и т. п.);
многовариантность, изменчивость текста (один и тот же сюжет может пересказываться по-своему разными сказителями; в одной и той же песне может быть разное количество куплетов, может отличаться припев, могут заменяться некоторые слова или имена и т. п.);
коллективность создания и распространения текста (невозможно назвать одного определенного автора произведения; каждый пересказывает услышанное на свой лад, а любой слушатель легко может стать рассказчиком; в разных местностях песни изменялись или дополнялись исходя из местных реалий — особенностей быта, обычаев, верований).
Кроме того, произведения устного народного творчества предназначались для определенных слушателей: они создавались народом и для народа.
Именно поэтому в большинстве произведений фольклора, например, прославляется трудолюбие и осуждается лень (разве мог человек из народа позволить себе ничего не делать?). Совокупность нравственных принципов, которые воспеваются в произведениях фольклора, получила название общенародного идеала. Он является общим для всех произведений устного народного творчества.
Необходимо вспомнить, что все произведения устного народного творчества предполагали непосредственный контакт исполнителя (творца) и слушателя, возможность включения элементов театрального действа, пения, музицирования. Все это способствовало формированию особой поэтики, где много значат ритм, рифма, выразительность живой разговорной речи.
Фольклор пережил века. Менялось русское государственное устройство, приходили и уходили правители, а бесхитростные на первый взгляд произведения продолжали рассказывать, петь, заучивать наизусть. Это не случайно, ибо фольклор — духовная история народа, его нравственная и эстетическая традиция, жизненный уклад. В произведениях устного народного творчества нашли отражение самые сокровенные мысли и чаяния простых людей, их понимание мира, их верования, представления о жизни, труде, о месте человека на Земле. Вот почему можно утверждать, что фольклор — важнейшая часть национальной художественной культуры, позволяющая воссоздать образ жизни и мировоззрение народа-создателя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий