Летний_вечер_(Блок)
О,_как_безумно_за_окном_(Блок)
Мелколесье._Степь_и_дали_(Есенин)
Пороша_(Есенин)
Перед_весной_бывают_дни_такие_(Ахматова)
«У самого моря» А .Ахматова
Николай Рубцов - Звезда полей
О,_как_безумно_за_окном_(Блок)
Мелколесье._Степь_и_дали_(Есенин)
Пороша_(Есенин)
Перед_весной_бывают_дни_такие_(Ахматова)
«У самого моря» А .Ахматова
Николай Рубцов - Звезда полей
А. А. Блок
Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты («последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»),обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне...»).
Следующее стихотворение Блока — «О, как безумно за окном...» —описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.
Следующее стихотворение Блока — «О, как безумно за окном...» —описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.
С. А. Есенин
В учебнике приведены два стихотворения Сергея Есенина. Оба они посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь и дали...» и«Пороша». В первом стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:
Эх вы, сани! Что за сани! Звоны мерзлые осин. У меня отец — крестьянин, Ну, а я — крестьянский сын. |
В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцызарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.
В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. Во втором четверостишии начинается сказка:
Заколдован невидимкой, (метафора)
Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)
Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)
Подвязалася сосна (метафора).
В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:
Понагнулась, как старушка, (сравнение)
Оперлася на клюку, (метафора)
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)
В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), иметафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль»(олицетворение).
Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.
В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. Во втором четверостишии начинается сказка:
Заколдован невидимкой, (метафора)
Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)
Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)
Подвязалася сосна (метафора).
В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:
Понагнулась, как старушка, (сравнение)
Оперлася на клюку, (метафора)
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)
В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), иметафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль»(олицетворение).
Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.
А. А. Ахматова
Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...»описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревьявесело-сухие», «теплый ветер»). Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:
...И дома своего не узнаешь, И песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь. |
Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.
Учтем, что стихотворение написано в 1915 году, когда Ахматовой было 26 лет. При чтении этого стихотворения можно показать ученикам репродукцию известного портрета Анны Андреевны, написанного в 1914 году Н. И. Альтманом (хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).
Надо учитывать, что с именем А. А. Ахматовой дети встречаются в 6 классе первый раз; именно яркое детское восприятие поэта помогает поддерживать и развивать интерес к нему в старшем возрасте. Если первое знакомство будет мимолетным, неярким, то потом не будет особого желания обращаться к творчеству нового автора.
Мы рекомендуем выбрать время и прочитать с детьми вслух в классе поэму Ахматовой «У самого моря» (1914). Эти восемь страниц поэтического текста станут первой поэмой, с которой познакомятся дети, поэмой загадочной, торжественно-романтической, исполненной драматизма. И когда придет время обратиться к творчеству А. А. Ахматовой более подробно, ученики вспомнят поэму «У самого моря» и их отношение к поэтессе станет более глубоким, осознанным и душевным.
Учтем, что стихотворение написано в 1915 году, когда Ахматовой было 26 лет. При чтении этого стихотворения можно показать ученикам репродукцию известного портрета Анны Андреевны, написанного в 1914 году Н. И. Альтманом (хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).
Надо учитывать, что с именем А. А. Ахматовой дети встречаются в 6 классе первый раз; именно яркое детское восприятие поэта помогает поддерживать и развивать интерес к нему в старшем возрасте. Если первое знакомство будет мимолетным, неярким, то потом не будет особого желания обращаться к творчеству нового автора.
Мы рекомендуем выбрать время и прочитать с детьми вслух в классе поэму Ахматовой «У самого моря» (1914). Эти восемь страниц поэтического текста станут первой поэмой, с которой познакомятся дети, поэмой загадочной, торжественно-романтической, исполненной драматизма. И когда придет время обратиться к творчеству А. А. Ахматовой более подробно, ученики вспомнят поэму «У самого моря» и их отношение к поэтессе станет более глубоким, осознанным и душевным.
Н. М. Рубцов
Глубокая любовь к Родине слышится в стихотворении Николая Рубцова«Звезда полей». Рубцов не описывает какое-то конкретное время года. Он сосредоточивает свое внимание на звезде как на символе стремления человека к лучшей жизни, к счастью и добру.
В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью.
Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры).
В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету:
В первой строфе мы видим конкретную картину: морозная ночь, двенадцать часов, зима. Страна спит. Звезда (олицетворение) смотрит в полынью.
Во второй строфе поэт пишет, что звезда горит всегда — и «под золотом осенним», «над зимним серебром» (метафоры).
В третьей строфе картина словно бы расширяется, и мы видим не одно поле и речку с полыньей, а всю страну и даже планету:
Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей Земли... |
Тревога жителей противопоставляется приветливому (эпитет) лучу звезды. Так поэт использует антитезу.
В четвертой строфе «города, поднявшиеся вдали», противопоставляются русскому полю:
В четвертой строфе «города, поднявшиеся вдали», противопоставляются русскому полю:
Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней. |
Оригинальный эпитет «во мгле заледенелой» соединяется в одно целое с постоянным эпитетом, который употребляется в русских сказках и других произведениях устного народного творчества: «на свете белом». Так в этом стихотворении Николай Рубцов объединяет личные чувства с чувствами своего народа.
Методический комментарий
Новый вариант программы (2006) выделяет Н. М. Рубцова из общего ряда поэтов. Читаем аннотацию программы:
«Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
„Звезда полей“, „Листья осенние“, „В горнице“. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в „тихой“ лирике Рубцова»1.
Стихотворения «Листья осенние» и «В горнице» учитель найдет самостоятельно и прочитает (или споет) детям.
Материал о жизни и творчестве Н. М. Рубцова учитель может выбрать из методических пособий2.
Статья-аннотация к стихотворению «Звезда полей» в учебнике (с. 191—192, ч. 2) начинается такими словами: «В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придает им бодрость и мирит их с тревожной и тяжелой жизнью. Н. М. Рубцов в стихотворении „Звезда полей“ называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников „горит звезда моих полей“».
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, проанализированных на уроке, или другого стихотворения (по выбору учеников). Продолжить подбор и подготовку представлений художественных и музыкальных иллюстраций.
Методический комментарий
Новый вариант программы (2006) выделяет Н. М. Рубцова из общего ряда поэтов. Читаем аннотацию программы:
«Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.
„Звезда полей“, „Листья осенние“, „В горнице“. Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в „тихой“ лирике Рубцова»1.
Стихотворения «Листья осенние» и «В горнице» учитель найдет самостоятельно и прочитает (или споет) детям.
Материал о жизни и творчестве Н. М. Рубцова учитель может выбрать из методических пособий2.
Статья-аннотация к стихотворению «Звезда полей» в учебнике (с. 191—192, ч. 2) начинается такими словами: «В целительную силу и мощь поэзии верят все русские поэты. Многие из них признаются, что только природа придает им бодрость и мирит их с тревожной и тяжелой жизнью. Н. М. Рубцов в стихотворении „Звезда полей“ называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников „горит звезда моих полей“».
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, проанализированных на уроке, или другого стихотворения (по выбору учеников). Продолжить подбор и подготовку представлений художественных и музыкальных иллюстраций.
Стихотворения русских поэтов XX века о природе и Родине
Урок внеклассного чтения (контрольный урок)
I. Проверка домашнего задания
Слушаем выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений.
I. Самостоятельная работа
В предыдущие издания учебника были включены итоговые вопросы. Детям можно дать по ним самостоятельную работу (исключая вопрос 5-й и соответственно изменив нумерацию).
Вопросы помогут вспомнить и повторить материал, который изучался в течение года. Задания не равнозначны по уровню сложности. Учитель в зависимости от знаний каждого конкретного ученика может определить вопросы, на которые ученик будет отвечать в первую очередь. В соответствии с выбором вопросов учитель установит критерии оценки самостоятельных работ.
Учитель может воспользоваться другими вопросами, найденными в различных пособиях, или составить свои задания.
Слушаем выразительное чтение наизусть подготовленных дома стихотворений.
I. Самостоятельная работа
В предыдущие издания учебника были включены итоговые вопросы. Детям можно дать по ним самостоятельную работу (исключая вопрос 5-й и соответственно изменив нумерацию).
Вопросы помогут вспомнить и повторить материал, который изучался в течение года. Задания не равнозначны по уровню сложности. Учитель в зависимости от знаний каждого конкретного ученика может определить вопросы, на которые ученик будет отвечать в первую очередь. В соответствии с выбором вопросов учитель установит критерии оценки самостоятельных работ.
Учитель может воспользоваться другими вопросами, найденными в различных пособиях, или составить свои задания.
Итоговые вопросы
1. С какими новыми произведениями устного народного творчества вы познакомились в этом учебном году? К какому жанру они относятся?
2. Что такое миф, легенда? Чем они отличаются от сказки?
3. По отдельным отрывкам определите героя литературного произведения. Назовите главное в его характере. К какому жанру относится каждое произведение?
а) «...а я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».
б) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».
в) «И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как борец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».
4. Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи? В приведенных отрывках найдите эпитеты,сравнения, олицетворения и объясните их роль:
2. Что такое миф, легенда? Чем они отличаются от сказки?
3. По отдельным отрывкам определите героя литературного произведения. Назовите главное в его характере. К какому жанру относится каждое произведение?
а) «...а я терпеть шутки от ваших холопьев не намерен, да и от вас их не стерплю, потому что я не шут, а старинный дворянин».
б) «Об этом, — говорит, — спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».
в) «И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчете движения, как борец в определяющем исход борьбы ударе: жить ему или умереть».
4. Какие вы знаете изобразительно-выразительные средства художественной речи? В приведенных отрывках найдите эпитеты,сравнения, олицетворения и объясните их роль:
а) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. б) На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. в) Кувшины, звуча, налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студеный ручей. |
5. Какие произведения из прочитанных в этом году посвящены жизни детей и подростков, вопросам справедливости и добра?
Комментариев нет:
Отправить комментарий