Исходный текст
(1)Иногда
к дяде Коле приходил в гости сельский аптекарь. (2)Звали этого аптекаря
Лазарем Борисовичем. (3)С первого взгляда это был довольно странный
аптекарь. (4)Он носил студенческую тужурку. (5)На его широком носу
едва держалось пенсне на чёрной тесёмочке. (6)Аптекарь был низенький, коренастый
и очень язвительный человек.
(7)Как-то
я пошёл к Лазарю Борисовичу в аптеку за порошками для тёти Маруси.
(8)У неё началась мигрень. (9)Растирая порошки для тёти Маруси, Лазарь
Борисович разговаривал со мной.
–
(10)Я знаю, – сказал Лазарь Борисович, – что молодость имеет свои права,
особенно когда юноша окончил гимназию и собрался поступать в университет.
(11)Тогда в голове карусель. (12)Вы приятный юноша, но вы не любите размышлять.
(13)Я это давно заметил. (14)Так вот, будьте любезны, поразмышляйте о
себе, о жизни, о своём месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для
людей!
–
(15)Я буду писателем, – сказал я и покраснел.
–
(16)Писателем? – Лазарь Борисович поправил пенсне и посмотрел на
меня с грозным удивлением. – (17)Хо-хо? (18)Мало ли кто хочет быть писателем!
(19)Может быть, я тоже хочу быть Львом Николаевичем Толстым.
–
(20)Но я уже писал... и печатался.
–
(21)Тогда, – решительно сказал Лазарь Борисович, – будьте любезны подождать!
(22)Я отвешу порошки, провожу вас, и мы это выясним.
(23)Мы
вышли и пошли через поле к реке, а оттуда к парку. (24)Солнце опускалось к
лесам по ту сторону реки. (25)Лазарь Борисович срывал верхушки полыни,
растирал их, нюхал пальцы и говорил.
–
(26)Это большое дело, но оно требует настоящего знания жизни. (27)Так?
(28)А у вас его очень мало, чтобы не сказать, что его нет совершенно.
(29)Писатель! (30)Он должен так много знать, что даже страшно подумать.
(31)Он должен всё понимать! (32)Он должен работать, как вол, и не гнаться
за славой! (33)Да! (34)Вот. (35)Одно могу вам сказать: идите в хаты, на ярмарки,
на фабрики, в ночлежки! (36)В театры, в больницы, в шахты и тюрьмы!
(37)Так! (38)Бывайте всюду! (39)Чтобы жизнь пропитала вас! (40)Чтобы получился
настоящий настой! (41)Тогда вы сможете отпускать его людям, как чудодейственный
бальзам! (42)Но тоже в известных дозах. (43)Да!
(44)Он
ещё долго говорил о призвании писателя. (45)Мы попрощались около
парка.
–
(46)Напрасно вы думаете, что я лоботряс, – сказал я.
–
(47)Нет! – воскликнул Лазарь Борисович и схватил меня за руку. – (48)Я
же рад! (49)Вы видите! (50)Но согласитесь, что я был немножко прав, и теперь
вы кое о чём подумаете. (51)А?
(52)И
аптекарь был прав. (53)Я понял, что почти ничего не знаю и ещё не думал о
многих важных вещах. (54)И принял совет этого смешного человека и вскоре
ушёл в люди, в ту житейскую школу, которую не заменят никакие книги и
отвлечённые размышления.
(55)Я
знал, что никогда и никому не поверю, кто бы мне ни сказал, что эта
жизнь – с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами
и далёким шумом воды среди ночи – лишена смысла и разума. (56)Каждый из
нас должен бороться за утверждение этой жизни всюду и всегда до конца
своих дней.
(по К.
Г. Паустовскому*)
*
Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский советский
писатель, классик отечественной литературы. Автор рассказов, повестей,
романов, среди них – «Повесть о жизни», «Золотая роза», «Мещёрская сторона»
и др.
Сочинение
Совет
аптекаря
Текст, предложенный для
анализа, представляет собой отрывок из произведения Паустовского. Главный герой
отрывка – сельский аптекарь Лазарь Борисович. Именно он дает юноше, от лица
которого ведется повествование, совет, и этот совет молодой человек понял,
принял и спустя годы вспоминает этот совет сельского аптекаря с благодарностью.
Итак, в тексте про сельского
аптекаря ставится вопрос о выборе жизненного пути и о необходимости бороться за
утверждение в любой человеческой жизни возвышающих человека ценностей настоящей
жизни.
Сначала может показаться,
что аптекарь, «этот смешной человек» в студенческой тужурке и с пенсне на
черной тесемочке, «низенький, коренастый и очень язвительный», «растирая
порошок для тёти Маруси, просто, так сказать, между делом дает наставления: «молодость
имеет свои права», «в голове карусель», «будьте любезны, поразмышляйте… о своем
месте в жизни, о том, что бы вы хотели сделать для людей», - такие проблемные вопросы ставит перед «приятным
юношей» этот язвительный человек.
Затем, узнав, что молодой
человек «уже писал… и печатался», Лазарь Борисович, срывая и растирая ветки
полыни, говорит о назначении писателя.
А в финале текста совет
аптекаря оказывается советом, годным для каждого, кто хочет прожить жизнь
осмысленно, не зря.
Лазарь Борисович советовал
не только размышлять о своем месте в жизни, но и прожить так, чтобы сама эта
жизнь пропитала, чтобы получился настоящий настой, из которого хороший писатель
готовит для людей чудодейственный настой и отпускает в известных дозах. Эти
слова о назначении писателя созвучны со словами Баратынского о том, что «болящий
дух врачуют песнопенья», и эти слова означают, что писатель, как аптекарь или
лекарь, излечивает больных духом людей.
С другой стороны, этот-то
настой и есть та самая жизнь, о которой не узнаешь из книг или отвлечённых
рассуждений, о которой, по словам Бунина, современника Паустовского, «не пишут,
как следует, в книгах». И этот настой жизни и есть самое главное в жизни
всякого человека – не только писателя.
Константин Георгиевич Паустовский
считает, что любому человеку (не только писателю), если он хочет жизни
по-настоящему, надо познать жизнь «с её любовью, стремлением к правде и
счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи». В финале текста
Паустовский прямо говорит: «Каждый из нас должен бороться за утверждение
этой жизни всюду и всегда до конца своих дней».
Таким образом, можно
сказать, что в данном тексте автор размышляет не только о назначении писателя и
выборе жизненного пути, но и шире – о назначении человеческой жизни вообще.
Я согласен с Константином Георгиевичем
и понимаю его мысль так: каждый человек, будь то аптекарь или писатель, должен
стремиться к утверждению настоящей жизни, т.е. проживать свою жизнь насыщенно и
заинтересованно, и главное, с высокой мечтой, с мыслью о служении людям.
Рассказывая об аптекаре,
Паустовский отмечает, что Лазарь Борисович рад, что юноша выбрал трудное
ремесло писателя, и, прощаясь с молодым человеком, говорит: «Но согласитесь,
что я был немножко прав, и теперь вы кое о чём подумаете. А?». Мне так же
симпатичен этот аптекарь с «пенсне на чёрной тесёмочке». Таких людей, как
Лазарь Борисович, видишь сразу: они молоды, несмотря на годы, они увлечены,
несмотря на опыт; они мудры и наивны одновременно.
Литературной иллюстрацией
мысли Паустовского, что «каждый из нас должен бороться за утверждение
этой жизни всюду и всегда до конца своих дней», могут служить Ассоль и Грэй из феерии
Александра Грина. Грин называл такую способность человека умением делать так
называемые чудеса своими руками: сделай чудо для другого - и новая душа будет у него… и у тебя.
Настоящее в жизни, например,
любовь, может сделать жизнь яркой и красивой, а любящие друг друга могут сохранит
высокий идеал, несмотря на бедность и житейские неурядицы, как в рождественской
новелле О. Генри «Дары волхвов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий