Исходный текст
(1)Без сомнения, старость – это ступень нашей
жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную
атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых
стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая
смысл нашему существованию.
(3)Быть старым – такая же прекрасная и необходимая
задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только
ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени
жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный
труд и старается от них увильнуть.
(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить
своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со
старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да».
(6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа,
мы теряем – стары мы или молоды – ценность и смысл своих дней и обманываем
жизнь.
(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями,
мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия
нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, – а сегодня, осторожно
листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся
тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной.
(8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится
наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится
наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной
жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики
и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и
тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.
(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая
в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила
какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась
и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась
и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте
надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором
мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо.
(15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж
страшно стары.
(16)Когда совсем молодые люди с превосходством
их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу
тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой
же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь
мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что
переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего
и вам желаем.
(по по Г. Гессе*)
* Герман Гессе (1877–1962) – немецкий писатель и
художник, лауреат Нобелевской премии.
Сочинение по тексту Германа Гессе о старости
Лауреат Нобелевской
премии, Герман Гессе рассказывает о старости как ступени человеческой жизни,
отвечая на вопрос, какой должна быть старость, чтобы «у седовласых стариков»
была цель и был смысл, чтобы в старости человек не терял цель жизни.
Можно сказать, что
Герман Гессе поднимают проблему правильного старения. Старик, которому
«старость и седины только ненавистны и страшны», - «недостойный представитель
своей ступени жизни», - считает Гессе. Гессе отмечает, что в старости человек
лучше видит природу и радуется возможности «без критики», «с участием и тихой
грустью, иногда со смехом и чистой радостью» спокойно наблюдать за
быстротекущей деятельной жизнью.
Гессе считает, что в
старости человек радуется возможности «уйти от гонки и отдаться жизни
созерцательной». Отвечая на вопрос, как правильно стареть, Гессе приходит к
выводу, что человек должен сказать старости «да», а к старческой немощи
относиться с юмором, как относятся его пожилые герои, разговаривая в саду у
костра, который они шутливо называют подготовкой к аду: «в нашем возрасте надо
приноравливаться к аду». И в конце беседы восьмидесятилетние люди со смехом и
самоиронией все-таки признаются, что они «не так уж страшно стары».
Я согласен с тем, что
нужно принимать старость такой, какая она есть. Примерно то же говорит герой
романа Гончарова «Обломов» Андрей Штольц, что сосуд жизни нужно пронести так,
чтобы не расплескать ни одной капли, и что человеческая жизнь как четыре
времени года, каждое из которых нужно прожить достойно.
Примером хорошей,
достойной старости для меня является Василий Иванович Базаров, рассуждающий о паллиативных
средствах и тихо радующийся здоровью и силам молодых. Примером плохой, тяжелой
старости можно считать случай старого князя Болконского. Он ушел от дел, когда
еще способен был служить, затаил обиду и изводит близких и домашних.
Комментариев нет:
Отправить комментарий