Текст по Акунину про бесстрашие
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Прокомментируйте
сформулированную проблему. Включите в комментарий два
примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению,
важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования).
Сформулируйте
позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с
точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение
аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на
знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём
сочинения – не менее 150 слов.
Работа,
написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не
оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью
переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то
такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение
пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым
почерком.
Исходный текст по Акунину
(1)Недавно я прочитал интереснейшую
про одну американку, у которой начисто отсутствует чувство страха.
(2)То есть вообще ноль целых ноль десятых. (3)Ученые обвешали ее датчиками,
пугали-пугали всеми способами, на которые хватало воображения –
никаких отрицательных эмоций.
(4)Причина бесстрашия нашей американки
была сугубо медицинская. (5)В мозгу есть миндалевидный закуточек,
который называется амигдала. (6)Именно он отвечает за формирование
страха.
(7)При редкой болезни случается совсем
уже редкое осложнение, в результате которого амигдала атрофируется.
(8)Именно это с несчастной (или, наоборот, счастливой?) американкой
и произошло.
(9)Иногда такой опыт ставят над животными.
(10)Удалят мыши амигдалу, и она начинает наскакивать на кошку.
(11)А древние инки, как я где-то читал,
владели начатками нейрохирургии и умели делать воинам в голове
дырку, от которой те становились неустрашимыми.
(12)Пытаюсь представить себе, каково
это – жить вообще без страхов. (13)Хотел бы я так или нет?
(14)Первый порыв, конечно, ответить:
да, очень хотел бы!
(15)Страх – ужасно противное чувство.
(16)У Толстого замечательно описано,
как Николай Ростов празднует труса, убегая от французов: «Одно нераздельное
чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом.
(17)Быстро перепрыгивая через межи, с тою стремительностью, с которою
он бегал, играя в горелки, он летел по полю, изредка оборачивая свое
бледное, доброе, молодое лицо, и холод ужаса пробегал по его спине».
(18)Должно быть, поручик Толстой знал это состояние не понаслышке –
оно впечатляюще описано и в «Севастопольских рассказах».
(19)А сколько недостойных поступков
и подлостей совершается от страха, сколько ломается судеб.
(20)Нет, решено. (21)Удалите мне амигдалу,
пожалуйста. (22)Хочу ничего не бояться. (23)Вообще ничего. (24)Как
пел Высоцкий: «Я не люблю себя, когда я трушу».
(25)С другой стороны… (26)Всем наверняка
в жизни приходилось делать что-то через страх.
(27)У меня одно из ранних воспоминаний,
как мы во дворе зачем-то затеяли прыгать с крыши гаража. (28)Мне было, наверное,
лет шесть-семь. (29)Как обычно, нашелся кто-то бесшабашный, а за ним полезли
остальные, и я в том числе. (30)Сверху вниз посмотрел – ужас, оцепенение.
(31)Особенно когда мой приятель, более смелый, чем я, прыгнул, подвернул
ногу и завопил от боли. (32)А я – следующий. (33)Снизу девочки смотрят
(они умнее нас — не полезли). (34)Прыгнул, конечно. (35)Куда деваться?
(36)И впервые в жизни испытал чувство победы – самой драгоценной из
побед, победы над собой. (37)Может, не такая уж это была глупость – прыгать
с крыши гаража.
(38) Зачем нужен страх с биологической
точки зрения, понятно – срабатывает инстинкт самосохранения.
(39)Но страх необходим и для развития личности. (40)Страх нужен затем,
чтобы у тебя было, что побеждать. (41)Смелость – это не бесстрашие, а умение
побеждать амигдалу. (42)Трусость – наоборот. (43)Когда амигдала побеждает
тебя.
(44)Страх очень извивист и живуч.
(45)Справишься с одним — обязательно вылупится новый. (46)При этом в
каждом возрасте свои страхи.
(47)Ну а у человека моей профессии
есть свой специфический страх. (48)Я много раз слышал от коллег-писателей,
находящихся в творческом кризисе, боязливые речи, что волшебное состояние
полета никогда больше не вернется. (49)Допустим, у меня несколько
иная писательская специальность – я беллетрист. (50)Мне полеты ни к
чему, я строю архитектурные конструкции, снизу вверх – так высоко, как
умею. (51)Но и это занятие страшноватое. (52)Невозможно написать
живую книгу, если не вибрируешь от страха, что у тебя ни черта не получится.
(53)Даже если это просто детектив. (54)И что бы я был без этого страха?
(55)Нет, хочу бояться и радоваться победе
над страхом.
(56)Не троньте мою амигдалу.
(по Б. Акунину*)
* Борис Акунин — русский писатель, литературовед,
переводчик, общественный деятель.
Сочинение
В данном тексте Борис Акунин, русский писатель,
литературовед, переводчик, общественный деятель, размышляет о том, зачем
человеку чувство страха. Свои размышления Акунин начинает с рассказа об одной
американке, лишенной чувства страха, о которой Акунин узнал, видимо, из заметки
или статьи (в первом предложении не хватает слова: «я прочитал интереснейшую…». Вероятно, надо - «статью» или «заметку»).
Акунин объясняет, что американка
бесстрашна по медицинской причине: в результате редкой болезни у нее атрофировалась
амигдала, «миндалевидный закуточек» в мозгу, «именно он отвечает за формирование
страха». Еще Акунин вспоминает, что если мыши удалить амигдалу, то она
бросается на кошку и что древние инки «умели делать воинам в голове дырку,
от которой те становились неустрашимыми».
Автор задается вопросом, «каково это –
жить вообще без страхов»? Хотел бы он так или нет? И отвечает, что «первый
порыв, конечно, ответить: да, очень хотел бы! Страх – ужасно противное чувство».
В защиту мнения, что страх мешает
человеку, что это чувство противное, унизительное, Акунин приводит описания
этого чувства у Толстого («как Николай Ростов празднует труса, убегая от французов»),
который, как считает Акунин, знал об этом чувстве не понаслышке и впечатляюще
описал его в «Севастопольских рассказах».
Борис Акунин приходит к выводу, что,
конечно, он хотел бы ничего не бояться, потому что от страха люди совершают
подлости, недостойные поступки, и в качестве последнего аргумента, что страх
мешает человеку, приводит слова Высоцкого: «Я не люблю себя, когда я трушу».
Однако с другой стороны, Акунин понимает,
что человек, лишенный чувства страха, обречен на гибель. А главное, Акунин
понимает, что «страх необходим и для развития личности». Вспоминая, как в
детстве он прыгнул с гаража, преодолев чувство страха, Акунин приходит к
противоположному выводу: «Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать.
(41)Смелость – это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. (42)Трусость –
наоборот. (43)Когда амигдала побеждает тебя».
А еще Акунин вспоминает, что страх нужен
для того, чтобы сомневаться, мучиться, чтобы с ним, с этим страхом, бороться,
потому что, если ты ничего не боишься, «у тебя ни черта не получится».
Кроме того, страх необходим Акунину как
писателю: «Невозможно написать живую книгу, если не вибрируешь от страха...
(53)Даже если это просто детектив. (54)И что бы я был без этого страха?»
Итак, в финале текста становится понятно,
что Акунину, как и любому человеку, чувство страха необходимо, ведь главное – в
преодолении этого противного, низкого чувства. Если человек бесстрашен, потому
что у него дырка в голове, – это уже не бесстрашие, а глупость или болезнь. Да
это уже и не человек даже. Как Германн у Пушкина, когда играет наверняка, зная
три карты, он уже не испытывает страха «жертвовать необходимым», не испытывает
страха от игры с судьбой. И, утративший человечность, уверенный в победе,
Германн всё же «обдернулся»: вместо туза поставил даму и сошел с ума.
Человек может заблуждаться, искать,
«рождать орган для шестого чувства», но нельзя лишать человека того, что
присуще ему от природы. Бесстрашный лишён наслаждения от неизведанного. Бесстрашный
лишён восторга гибели (У Высоцкого: «чую с гибельным восторгом»), о котором
Пушкин писал: «все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит
неизъяснимы наслажденья». И еще у Пушкина: «Оставь герою сердце! Что же он
будет без него? – Тиран». Человек без чувства, или без чувств, –
бесчувственный человек, бесчеловечный.
Бесстрашие, как и беспамятство, ведет к
бесчеловечности, деспотизму и тирании, к несвободе и к войне, т.е. к гибели.
Я согласен с Акуниным, что быть человеком
важнее, чем бесстрашным истуканом, и что жить по своей воле, по своему «хочу»,
как говорил Достоевский, лучше, чем по чужому. И я присоединяюсь к финальным
словам писателя Акунина:
«Нет, хочу бояться и радоваться победе над страхом.
Не троньте мою амигдалу».
Комментариев нет:
Отправить комментарий