Исходный текст Паустовского по рассказу "Акварельные краски"
1)Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. (2)Не замечал красоты природы
вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «(3)Вот отобьём родную землю и
напоим коней из родной реки».
- (4)Трепотня! - мрачно говорил Берг. - (5)У
таких, как мы, нет и не может быть родины.
- (6)Эх, Берг, сухарная
душа! - с тяжёлым укором отвечали бойцы. - (7)Ты землю не любишь, чудак. (8)А ещё художник!
(9) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи.
(10) Через несколько лет ранней осенью Берг отправился
в муромские леса, на озеро, где проводил лето его друг художник Ярцев, и
прожил там около месяца. (11)Он не собирался
работать и не взял с собой масляных красок, а привёз только
маленькую коробку с акварелью.
(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных полянах и рассматривал
цветы и травы, собирал ярко-красные ягоды шиповника и пахучий можжевельник,
длинную хвою, листья осин, где по лимонному полю были разбросаны чёрные
и синие пятна, хрупкие лишаи нежного пепельного оттенка и вянущую
гвоздику. (13)Он тщательно разглядывал
осенние листья с изнанки, где желтизна была чуть тронута свинцовой
изморозью.
(14)На закатах журавлиные стаи с курлыканьем
летели над озером на юг, и Ваня Зотов, сын лесника, каждый раз говорил Бергу:
- (15)Кажись, кидают
нас птицы, летят к тёплым морям.
(16)Берг впервые почувствовал глупую обиду: журавли показались ему предателями. (17)Они бросали без сожаления этот лесной и торжественный
край, полный безымянных озёр, непролазных зарослей, сухой листвы,
мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и сырыми болотными
мхами.
(18)Как-то Берг проснулся со странным чувством.
(19)Лёгкие тени ветвей дрожали на чистом
полу, а за дверью сияла тихая синева. (20)Слово «сияние» Берг встречал
только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишённым ясного смысла.
(21)Но теперь он понял, как точно это слово передаёт тот особый свет, какой исходит от сентябрьского
неба и солнца.
(22)Берг взял краски, бумагу и, не напившись даже
чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на дальний берег.
(24)Берг торопился. (25)Берг хотел всю силу красок,
всё умение своих рук, всё то, что дрожало
где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить
великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. (26)Берг
работал как одержимый, пел и кричал.
...(27)Через два месяца в дом Берга принесли извещение
о выставке, в которой тот должен был участвовать: просили сообщить,
сколько своих работ художник выставит на этот раз. (28)Берг сел к столу и
быстро написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный
этим летом, - мой первый пейзаж».
(29)Спустя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него
ясное и радостное чувство родины. (31)Оно зрело неделями, годами,
десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей
и Ваня Зотов.
- (32)Эх, Берг, сухарная душа! - вспомнил он слова
бойцов.
(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что теперь он связан со
своей страной не только разумом,
но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его
умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем
раньше.
(по К. Г. Паустовскому*) *
* Константин Георгиевич
Паустовский (1892-1968) — русский советский писатель, классик русской
литературы.
Сочинение
Текст Константина Георгиевича Паустовского
о том, как некий художник Берг, которому «не удавались пейзажи» и который
усмехался, когда произносили слово «родина», обретает «ясное и радостное
чувство родины» и пишет свой «первый пейзаж».
Конечно, можно сказать, что текст
Паустовского поднимает проблему патриотизма, или любви к родине. Паустовский
говорит об этой проблеме тонко и аккуратно. Важно, что в начале рассказа Берг не
любит родную землю, что он «сухарная душа». В финале текста художник Берг
понимает, что чувство родины «зрело неделями, годами, десятилетиями,
но последний толчок дал лесной край, осень, крики журавлей и Ваня Зотов».
Показывая этот последний толчок,
сделавший «умную, но сухую жизнь» художника «тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной»,
Паустовский обращает внимание, что художник «не собирался работать»,
приехав в сентябре в муромские леса погостить к другу-художнику. Однако через
месяц прямого воздействия русской природы Берг уже понимал , что слово «сияние»
лучше всего «передаёт тот особый свет,
какой исходит от сентябрьского неба и солнца». Когда журавли, улетающие в
теплые края, показались Бергу предателями родины, когда захотелось «хоть в
сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и
просто», Берг стал работать «как одержимый, пел и кричал».
Паустовский считает, что можно
десятилетиями жить, не чувствуя родины, не любя родной земли, как художник
Берг, но тогда твоя жизнь будет сухой, скудной. Однако к финалу текста становится
понятно, что Берг вовсе не сухарная душа, не предатель родины, не антипатриот. Берг
- художник. И, как всякий художник, Берг не мог не пройти мимо того, что
называют чувством родины.
Таким образом, текст Паустовского
поднимает не проблему патриотизма как таковую, а проблему обретения человеком
чувства родины. Кто-то рождается с чувством родины (например, Ростовы из «Войны
и мира»), а у кого-то, как, например, у Берга, это чувство дремлет, дремлет
десятилетиями.
Я согласен с мнением Константина
Георгиевича, что обретение чувства родины - вещь личная, индивидуальная.
Согласен с тем, что полюбить родину нельзя по какому-то призыву извне, потому
что, например, "каждый должен любить свою родину". Мне приятно, что
Берг оказался славным человеком и хорошим художником, и я разделяю его радость
от обретения чувства родины, эта радость мне знакома.
Эта радость знакома, наверное, многим,
живущим сейчас в России, и, вероятно, что-то подобное этой радости Берга
испытывали герои Толстого, охваченные "теплотой патриотизма" (как
пишет Толстой) перед Бородино. И как Берг Паустовского от охватившего его
чувства родины, от обиды называет улетающих на юг журавлей предателями, так
Кутузов у Толстого грозит про себя французам, что будут они у него лошадиное
мясо есть, а князь Андрей говорит не брать пленных!
Комментариев нет:
Отправить комментарий