русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

четверг, 16 марта 2017 г.

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ по рассказу "Уроки французкого"

Сочинение по литературе 20 века
Валентин Григорьевич Распутин
1.   Перед чтением рассказа В.Г. Распутина «Уроки фран­цузского» познакомься со статьей писателя



«Уроки доброты».
Ответь на вопросы по статье:
-        Почему учительница забыла, что отправляла своему ученику посылку с макаронами?
-        Почему писатель в своем творчестве обращается к ав­тобиографическим жизненным фактам?
-        Как ты понимаешь, что такое духовная память и духов­ный опыт человека?
2.   Внимательно прочитай рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».
Помни: чтобы сочинение получилось содержательным не­обходимо хорошо знать текст произведения.
Рассказ «Уроки французского» занимает около 30 печат­ных страниц. Пересказать его целиком, вспомнить детали, будет довольно сложно.
Подготовьтесь к сочинению. Перечитайте рассказ, подумайте над характерами героев, какие черты характера являются определяющими для главных героев? 

Темы сочинений по «Урокам французского»


ОБРАЗ МАЛЬЧИКА 1. Какие черты характера мальчика проявились на протяжении всего рассказа? Что, на ваш взгляд, в герое рассказа понравилось Лидии Михайловне?

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ 2. Как раскрывался характер Лидии Михайловны? Что в ее облике запомнилось мальчику? Что понравилось вам?

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 3. Сравните Василия Андреевича и Лидию Михайловну
  • первое появление героя
  • портрет
  • окружающую жизненную обстановку
  • отношение с близкими ему людьми
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою и т. д.

Используй примерный тезисный план, Он поможет тебе сохранить в памяти хронологию событий, порядок разви­тия сюжета.
ПЛАН РАЗВИТИЯ СЮЖЕТА
1.Краткое вступление в роли предисловия. Вина перед учителем и родителями за то, что стало с ними после школы.
2.  1948 год. Отъезд из дома для обучения в 5-м классе.
3.  Начало самостоятельной жизни в 11 лет.
4.  Послевоенный голод и как его пытались пережить дети.
5.  Отношение героя к учебе.
6.  Неудачи во французском произношении.
7.  Тоска по родному дому.
8.  Неожиданное воровство продуктов. «Городской» голод. Гордое смирение.
9.  Игра в «чику».
10.  Отсутствие у героя друзей и причины этого.
а)   Птаха
б)   Тишкин
11.  Первые выигрыши. Недовольство Вадика.
12.  Обман.
13.Драка.
14.  Предательство Тишкина.
15.Неприятные представления о встрече с директором школы и страх исключения.
16.  Разговор с Лидией Михайловной.
17.  Голод заставил нарушить слово.
18.Игра и драка.
19.  Решение Лидии Михайловны.
20.  В квартирке учительницы.
21.Портрет Лидии Михайловны.
22.  Отказ от еды.
23.  Посылка.
24.  Разговор с Лидией Михайловной.
25.  Продолжение занятий и успехи во французском языке.
26.  Игра в пристенок с учительницей.


Возможные темы сочинения
1.  Роль пейзажа в рассказе. Функции пейзажа*:
а)       способствует созданию образа героя
б)       является частью общей картины
в)       выявляет состояние, настроение героя
г)        выявляет характер повествования
2.  Черты послевоенного времени в рассказе.
3.  Образ учителя в рассказе.
4.  Добро и зло в рассказе.
5.  Образ мальчика и приемы его создания.


Вопросы к теме: «Роль пейзажа в рассказе»
1.      Какую роль выполняет пейзаж* в произведениях художе­ственной литературы? Много ли картин природы в рассказе Распутина? С чем это связано?
2.      Используя тезисный событийный план, вспомни, в ка­ких эпизодах рассказа встречается пейзаж?
3.      Охарактеризуй первое описание картины природы: - что видит герой рассказа за огородами?
- какие прилагательные и эпитеты использует Распутин при описании пейзажа?
- как данное восприятие природы характеризует героя?
- как изменилось описание поляны (цветовая гамма, характер эпитетов) после сцены первого избиения маль­чика? Почему?
4. Найди в рассказе описание ранней осени. Какие при­меты осени присутствуют в этом пейзаже?
5. Каким художественным приемом пользуется писатель при создании этой картины?
6.  Как ты думаешь, мог ли так тонко и ярко описать при­роду деревенский одиннадцатилетний мальчик? Кто автор этого пейзажа?
7.  Какие времена года описаны в рассказе? Как созда­ется образ каждого времена года?
8. Сделай вывод о роли, которую играет пейзаж в рассказе
а)     передача различных внутренних состояний героя;
б)    образ времени в рассказе.


Вопросы к теме «Черты послевоенного времени»
1. От чьего имени ведется повествование?
2. На какое время выпало детство писателя В.Г. Распутина?
3. Что ты знаешь об этом времени?
4. Почему мальчик должен был с одиннадцати лет жить у чужих людей далеко от родного дома?
5. Как показана бедность колхоза, где мальчик жил с матерью?
Обрати внимание на слова которые тебе не знакомы. Например:
Полуторка - это небольшая грузовая машина, грузоподъ­емность 1,5 тонны.
Райцентр - районный центр.
6. Как дети пытались бороться с голодом?
7. Почему, живя на квартире, мальчик похудел, хотя мать посылала ему из деревни посылки?
8. Где труднее переносить голов - в городе или в деревне?
9. Почему честный, порядочный мальчик стал играть на деньги?
10. Расскажи о школьнике, столкнувшемся с уличными законами жизни в небольшом поселке, об отношении героя к учителям.
11. Почему посылка с яблоками произвела на мальчика такое впечатление?
12. Сделай вывод о целенаправленности, целеустремлен­ности, мужестве и гордости мальчика, жившего в такое тя­желое время.

Вопросы к теме «Образ мальчика в рассказе В.Г. Распу­тина «Уроки французского» и приемы его создания»
1. Кратко расскажи о сегодняшней жизни 10-12-летне­го школьника.
2. Как ты думаешь, сильно ли изменились желания, меч­ты, поведение ваших ровесников, живших в послевоенные 40-е годы?
3. Кто является главным героем рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?
4. Как ты относишься к его желанию продолжать обучение?
5. Как характеризует мальчика его забота о младшем брате и сестре, нежелание расстраивать мать возникшими у него проблемами?
6. Что ты можешь сказать о мальчике, так стойко перено­сящем голод?
7. Почему скромный, неизбалованный мальчик начал иг­рать на деньги?
8. Как героя рассказа характеризует его поведение во время драки? Что более обидело мальчика: унижение изби­того или ложь?
9. Почему герой, не испугавшись угроз, снова приходит на полянку за огородами?
10. Как меняют поведение мальчика жизненные уроки?
11. Как два описания природы полянки изображают раз­личное внутреннее(психологическое]состояние героя?
12. Что испытывает мальчик, ожидая наказания за игру на деньги?
13. Найди развернутые портретные описания мальчика и Лидии Михайловны. Какой художественный прием исполь­зован в этих портретных описаниях?
Составь таблицу:
Лидия Михайловна
мальчик
«Она сидела передо мной ак­куратная вся, умная и краси­вая, красивая и в одежде, и в своей  женской молодой поре...»; «запах духов»; учительница «загадочного французского языка»; «что-то особое сказочное, неподвластное»— «внима­тельные глаза»
Стоял «не смея поднять гла­за на нее, я не посмел и об­мануть ее...»; «беды и несуразности»; «дурная сила»; «крючился на парте дикова­тый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный... в старом застиранном пид­жачишке на обвислых пле­чах..., из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и зап­равленные чирки* марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки»
14. Почему мальчик обращает внимание на одежду учи­тельницы?
15. Почему бедный голодающий мальчик не принял по­сылку с продуктами? Как его характеризует этот поступок?
16. Как мальчик выдержал все жизненные испытания?
17. Привлекая материалы статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты», подумай и ответь, что помогло мальчику вырасти достойным человеком?


Вопросы к теме « Образ учителя в рассказе».
1. Что для тебя значит слово «учитель»?
2. Соответствует ли образ Лидии Михайловны твоему представлению об учителе?
3. Какую роль в рассказе имеет посвящение? (Анастасия Прокопьевна Копылова - мама драматурга Александра Вампилова, учительница, посвятившая детям всю свою жизнь).
4. Проиллюстрируй примерами из текста следующие ка­чества Лидии Михайловны (не забудь послесловие):
- душевная щедрость;
- доброта;
- истинная любовь к детям;
- отсутствие боязни потерять работу из-за нетрадици­онных методов помощи детям;
- желание ободрить, поддержать, помочь;
- чувство собственного достоинства в поведении учи­тельницы.
5. Какое воздействие образ Лидии Михайловны оказал на мальчика?
6. Объясни смысл предисловия.
7. Одиннадцатилетний мальчик или зрелый человек дает оценку прошлому и рассуждает о законах доброты?
8. Какой урок преподает тебе и другим читателям В.Г. Рас­путин?
Все материалы из книги 



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога