русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

четверг, 16 апреля 2015 г.

Устный зачет по литературе. 10 класс

Картинки по запросу Устный зачет по литературе. 10 класс
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ



Билет № 1
1. Человек, природа, мироздание в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Философская проблематика стихотворения «Silentium!».
2. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?
3. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) 
Билет № 2
1. Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
 Билет № 3
1. Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
2. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)
3. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) 
Билет № 4
1. Природа и любовь в поэзии А.А. Фета (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
3. Как в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого.) 
Билет № 5
1.  Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)
2. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? 
Билет № 6
1. Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». 
Билет № 7
1. Образ Наташи Ростовой и «мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Мастерство в изображении «диалектики души» героини.
2. Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
3. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Билет № 8
1. Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Социальное и философское звучание темы «обломовщины» в романе И.А. Гончарова «Обломов». «Сон Обломова» и его место в художественной структуре романа.
3. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)
Билет № 9
1. Природа и любовь в поэзии А.А. Фета (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). «Культ мгновения» в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…».
2. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя). 
Билет № 10
1. Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.)
3. Социальное и философское звучание темы «обломовщины» в романе И.А. Гончарова «Обломов». «Сон Обломова» и его место в художественной структуре романа. Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы. 
Билет № 11
1. Образ Базарова и развитие основного конфликта романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Образ Петербурга и тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Толстовское понимание истории. Психологизм романа, изображение внутреннего мира героев («диалектика души»). «Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX в.


При проведении устного экзамена по литературе оценивается глубина и прочность знаний, полученных в рамках конкретной программы литературного образования, по которой было организовано обучение, поэтому на экзамен выносится достаточно объемный учебный материал. В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:
• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• умение выразительно читать наизусть;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
В школе с родным (нерусским) языком обучения дополнительным критерием является умение экзаменуемых привлечь материал родной литературы для проведения параллелей с русской литературой, для выявления фактов типологической общности русской и родной литературы.

Отметка «5» 

ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.

Отметка «4» 

ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.

Отметка «3» 

ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.

Следует отметить, что предложенные рекомендации по оцениванию ответа выпускника не должны рассматриваться как жесткий шаблон, позволяющий автоматически оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.




Подготовка к выпускному экзамену по литературе. От автора.

УРОКИ ПОВТОРЕНИЯ РУССКОЙ КЛАССИКИ

      «Обломов»
      Рассказы

БЛОГ:
Гончаров
Островский
Тургенев
Тютчев. Фет. Некрасов
Достоевский
Лев Толстой



ЛИТЕРАТУРА – XI класс

Итоговая государственная аттестация по литературе выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации проводится в форме обязательного письменного экзамена и устного экзамена по выбору выпускников.
Форма проведения устного экзамена по литературе может быть различной: экзамен с использованием билетов, собеседование, защита реферата. В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в экзаменационных билетах. В том случае если выпускник выбирает собеседование, то по предложению аттестационной комиссии он без предварительной подготовки дает развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету. Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником темы работы с учетом рекомендаций учителя, глубокое изучение избранной для реферата проблемы и, наконец, написание работы, в которой излагается суть проблемы и формулируются выводы на основе исследованного материала. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю. Во время экзамена аттестационная комиссия знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет итоговую оценку выпускнику после защиты реферата. Такая форма экзамена рекомендуется учащимся, проявившим интерес к научным исследованиям в избранной области знаний. Вопросы экзаменационных билетов, темы рефератов даются выпускнику заблаговременно (желательно в начале второго полугодия).
Предлагаемые экзаменационные билеты составлены с учетом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования (приказы Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56), а также государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Таким образом, в ситуации переходного периода экзаменационный материал, частично сохраняя требования старой нормативной базы, в значительной мере отражает новые подходы, зафиксированные в стандарте литературного образования. Экзаменационные билеты включают те термины и понятия, которые вошли в раздел стандарта «Основные теоретико-литературные понятия». Некоторые изменения коснулись отбора литературных произведений, на материале которых проводится устный экзамен. В частности, снята альтернатива в выборе произведений А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, М.А. Шолохова, поскольку «Гроза», «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Вишневый сад» и «Тихий Дон» представлены в новом стандарте безальтернативно (в соответствии с новым стандартом выбор допускается при изучении романов М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита», что нашло отражение в билетах). В соответствии с новым стандартом в комплекты билетов включены вопросы по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор», по лирике М.И. Цветаевой и О.Э. Мандельштама (в старых минимумах эти имена отсутствуют, хотя изучение их творчества давно вошло в школьную практику).
Большая часть вопросов экзаменационных билетов базируется на литературном материале, указанном в стандарте среднего (полного) общего образования, однако в комплекты включен ряд произведений, указанных в обязательном минимуме содержания основного общего образования (с учетом традиций литературного образования в итоговый контроль в XI классе включаются «Слово о полку Игореве»; комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»; лирика и баллады В.А. Жуковского; лирика А.С. Пушкина, его поэма «Медный всадник», а также романы «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»; лирика, поэмы и роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова; комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя; сатира М.Е. Салтыкова"Щедрина; поэма «Василий Теркин» А.Т. Твардовского).
Комплекты разработаны с учетом двухуровневого образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, позволяющего реализовать задачи профильного обучения. В целом разработано четыре комплекта: два комплекта билетов предназначены для сдачи экзамена по выбору выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений с родным (русским) языком обучения, два других комплекта отражают специфику программ школ с родным (нерусским) языком обучения. Все четыре комплекта билетов ориентированы на названные выше нормативные документы и не нацелены на какую"либо из авторских программ.
В основу всех комплектов заложены некоторые общие подходы к проверке уровня обученности выпускников по предмету. Каждый экзаменационный билет включает три вопроса. Содержание вопросов определяется задачами изучения литературы на базовом или профильном уровнях, а также спецификой образовательного стандарта для общеобразовательных учреждений с родным (русским) языком обучения и с родным (нерусским) языком обучения. Все экзаменационные билеты учитывают Требования к уровню подготовки выпускников и опираются на основные произведения, названные в обязательных минимумах содержания образования, представляя их в экзаменационном материале в определенных пропорциях с учетом времени, традиционно выделяемого на их изучение. Вопросы экзаменационных билетов для школ с русским (родным) языком обучения подобраны таким образом, чтобы были представлены три литературные эпохи. Вопрос может быть отнесен к литературе первой половины XIX в. (в ряде случаев это произведения древнерусской литературы или классики XVIII в.) либо к литературе второй половины XIX в., или связан с художественными произведениями XX в. (право выбора последовательности ответа на вопросы предоставляется экзаменуемому). При составлении каждого экзаменационного билета реализована установка на включение произведений, относящихся к различным литературным родам и жанрам. Билеты сбалансированы по уровню сложности проверяемого учебного материала.
Помимо общих подходов, в каждом комплекте билетов имеется своя специфика. Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на базовом уровне, включают вопросы, которые выявляют прежде всего знание содержания изученных литературных произведений, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений, умение анализировать и интерпретировать художественное произведение. Вопросы, связанные с лирическими произведениями, предполагают чтение наизусть стихотворения либо стихотворных фрагментов. Формулировки вопросов достаточно просты, не содержат избыточного количества терминов и понятий. Третье задание в каждом билете нацелено на проверку именно базового уровня освоения предмета. Выпускникам предлагается ответить на проблемный вопрос по одному из произведений школьной программы. Ответ на него не требует привлечения значительного объема литературного материала, но позволяет проявить самостоятельность мышления, умение давать свою интерпретацию тому или иному литературному факту или явлению.
Экзаменационные билеты для выпускников, изучавших предмет на профильном уровне, имеют ряд особенностей. Характер вопросов усложняется: они опираются на разнообразные термины и понятия, включают дополнительные формулировки, предполагающие углубленный анализ какой-либо из сторон художественного произведения. Третье задание в каждом билете содержит вопрос обобщенно"аналитического характера, требующий выхода в литературный контекст с опорой на внутрипредметные связи.
Комплект билетов для школ с родным (нерусским) языком обучения отражает специфику преподавания русской литературы в нерусской языковой и этнокультурной среде. Литературное образование в школе с родным (нерусским) языком обучения включает два предмета (русскую и родную литературы) и строится на основе диалога двух литератур (культур). Поскольку этот принцип заложен в процесс преподавания русской литературы в школе с родным (нерусским) языком обучения, он нашел отражение в комплектах билетов по русской литературе для итоговой аттестации учащихся таких школ как на базовом, так и на профильном уровне. Первый вопрос билетов содержит материал по русскому фольклору, древнерусской литературе или литературе XVIII–XIX вв. Второй вопрос – по русской литературе ХХ в. Третий вопрос большинства билетов базового уровня предлагает учащимся раскрыть взаимосвязи русской литературы с родной, рассказать о влиянии творчества русского писателя на развитие родной литературы, показать черты общности обеих литератур. Такая же постановка проблемы предлагается и в ряде заданий первого или второго вопросов, где есть возможность выхода на диалог обеих литератур. В отдельных случаях третье задание билетов для базовой школы с родным (нерусским) языком обучения, так же как и третье задание билетов для русской школы, предлагает проблемный вопрос по одному из произведений школьной программы. Для профильного уровня в качестве третьего вопроса предлагаются задания разного типа:
• задания, направленные на раскрытие черт общности в произведениях русского писателя и писателя – представителя родной литературы, на выявление влияния творчества русского писателя на развитие родной литературы; на сопоставление русского текста с его переводом на родной язык учащихся;
• задания, нацеливающие на самостоятельный анализ фрагмента художественного текста или лирического стихотворения. Эти задания соотнесены с заданиями первого или второго вопроса билетов.
В вопросы билетов для итоговой аттестации выпускников школ с родным (нерусским) языком обучения включены задания по тем произведениям русской литературы (в ряде случаев в образовательном стандарте они даны курсивом), в которых наиболее ярко отображены обычаи, традиции русского народа, факты русской культуры, особенности русского национального характера (например, русские народные сказки, былины, жития, рассказы Н.С. Лескова, раскрывающие тип «героя"праведника»). Предложены также задания по тем произведениям, в которых нашли отражение этническое многообразие России, контакты разных слоев русского общества с местным населением, духовные связи русских поселенцев с коренными жителями, «русский путь» освоения края (например, рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница», «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова). Эти вопросы особенно актуальны в настоящее время для воспитания учащихся в духе взаимоуважения и сопричастности к иным культурам.
Экзаменационные билеты всех предложенных комплектов носят примерный характер и могут быть использованы при разработке экзаменационных материалов в соответствии с особенностями образовательной программы конкретной школы. В предложенный материал можно внести изменения исходя из особенностей выбранной учителем программы по литературе: частично заменить вопросы, дополнить другими заданиями, а также разработать свои варианты. В целях нормализации нагрузки выпускника в период сдачи экзамена рекомендуется не включать в экзаменационный комплект более 30 экзаменационных билетов (вместе с тем число билетов в комплекте не должно быть меньше 20). Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления (традиционно экзаменационные билеты рассматриваются на методическом совете и утверждаются директором школы).
При проведении устного экзамена по литературе оценивается глубина и прочность знаний, полученных в рамках конкретной программы литературного образования, по которой было организовано обучение, поэтому на экзамен выносится достаточно объемный учебный материал. На подготовку выпускника к ответу следует отводить не менее 40 минут.
В целях повышения объективности при выставлении отметки рекомендуется анализировать ответ выпускника по следующим позициям:
• понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
• аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
• использование необходимых для ответа терминов и понятий;
• композиционная стройность ответа;
• умение выразительно читать наизусть;
• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.
В школе с родным (нерусским) языком обучения дополнительным критерием является умение экзаменуемых привлечь материал родной литературы для проведения параллелей с русской литературой, для выявления фактов типологической общности русской и родной литературы.
Отметка «5» ставится, если выпускник ответил на все вопросы билета и его ответ в целом соответствовал приведенным выше требованиям.
Отметка «4» ставится, если выпускник полноценно ответил на два из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на третий вопрос, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал тем или иным приведенным выше требованиям.
Отметка «3» ставится, если выпускник полноценно ответил на один из трех предложенных вопросов, лишь обозначив основные позиции ответа на два других вопроса, либо ответил на все три вопроса билета, но в каждом случае его ответ не соответствовал основным предъявляемым требованиям.

Следует отметить, что предложенные рекомендации по оцениванию ответа выпускника не должны рассматриваться как жесткий шаблон, позволяющий автоматически оценивать качество ответа: особое внимание должно быть уделено самостоятельности подходов к раскрытию проблемы, проявлению творческого начала, поскольку предлагаемый экзаменационный материал направлен не только на проверку знаний по предмету, но и на выявление способностей к практическому применению полученных знаний и умений, а также на раскрытие творческого потенциала учащихся.


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Билет № 1
1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве».
2. Тема революции и ее воплощение в поэме А.А. Блока «Двенадцать».
3. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

Билет № 2
1. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого)*.
* В скобках указывается минимальное количество произведений, необходимых для раскрытия темы (экзаменуемый имеет право расширить число рассматриваемых текстов).
2. Философские вопросы в прозе И.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого).
3. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Билет № 3
1. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
3. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Билет № 4
1. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне».
3. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Билет № 5
1. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого).
3. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

Билет № 6
1. Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

Билет № 7
1. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Как в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова"Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого.)

Билет № 8
1. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
3. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А.Н. Островского «Гроза»?

Билет № 9
1. Печорин и Максим Максимыч в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».
3. Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

Билет № 10
1. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Образ Руси в поэзии С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Билет № 11
1. Сатира на чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Образ матери и трагедия народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
3. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

Билет № 12
1. Сатира на помещичью Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Интимное и гражданское в лирике А.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. В чем смысл финала рассказа А.П. Чехова «Ионыч»?

Билет № 13
1. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
2. Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

Билет № 14
1. Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора?

Билет № 15
1. Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
3. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Билет № 16
1. Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).
3. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

Билет № 17
1. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов».
2. Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Билет № 18
1. Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».
3. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?

Билет № 19
1. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
2. Гражданственность и исповедальность лирики А.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала?

Билет № 20
1. «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.)
2. Своеобразие лирического героя поэзии О.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

Билет № 21
1. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
2. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).
3. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной?

Билет № 22
1. Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).
2. Философские мотивы лирики С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого)
3. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»?

Билет № 23
1. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).
3. В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова?

Билет № 24
1. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору экзаменуемого).
3. Как в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы?

Билет № 25
1. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

Примечание от создателя сайта:  авторы и произведения, упоминаемые в этом комплекте билетов:
"Слово о полку Игореве" конец XII в.
Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)
"Недоросль" 1782
В.А. Жуковский – (1783 – 1852)
"Светлана" 1812
А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)
"Горе от ума" 1824  
А.С. Пушкин – (1799 – 1837)
"Медный всадник" 1833
"Евгений Онегин" 1823-1838
"Капитанская дочка" 1836
М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)
"Мцыри" 1839
"Герой нашего времени"  1840
Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)
"Ревизор" 1836
"Шинель" 1839
"Мертвые души" 1842
Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)
И.А. Гончаров – (1812 – 1891)
"Обломов" 1859
И.С. Тургенев – (1818 – 1883)
"Отцы и дети" 1862
Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)
"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76
Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)
"Преступление и наказание" 1866
А.Н. Островский – (1823 – 1886)
"Гроза" 1860
А.А. Фет – (1820 – 1892)
М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)
Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)
"Война и мир" 1867-1869
А.П. Чехов – (1860 – 1904)
"Ионыч" 1898
"Вишневый сад" 1903
М. Горький – (1868 – 1936)
"Старуха Изергиль" 1895
"На дне" 1902
А.А. Блок – (1880 – 1921)
"Двенадцать" 1918
С.А. Есенин – (1895 – 1925)
В.В. Маяковский (1893 – 1930)
И.А. Бунин – (1879 – 1953)
О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)
М.А. Булгаков – (1891 – 1940)
"Белая Гвардия" 1922-1924
"Мастер и Маргарита" 1928-1940
М.И. Цветаева – (1892 – 1941)
Б.Л. Пастернак – (1890-1960)
А.А. Ахматова – (1889 – 1966)
"Реквием" 1935-40
М.А. Шолохов – (1905 – 1984)
"Тихий Дон" 1927-28
А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)
"Василий Теркин" 1941-1945
А.И. Солженицын – (род. 1918)
"Матренин двор" 1961
  
Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века .
Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в.
Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в.
Нравственная проблематика современной отечественной прозы.




ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Билет № 1
1. Жанровое своеобразие и идейное звучание «Слова о полку Игореве». Связь «Слова…» с устным народным творчеством.
2. «Музыка революции» в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Многозначность образа Христа в финале поэмы.
3. Мотив дороги и его философское звучание в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 2
1. Своеобразие романтической поэзии В.А. Жуковского (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Лирический сюжет и символика стихотворения «Море».
2. Судьба человека в контексте эпохи. (По рассказам И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» и «Чистый понедельник».)
3. Патриотическая тема в произведениях отечественной литературы.

Билет № 3
1. Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Особенности языка и стиха пьесы.
2. Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».
3. Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии XIX в.

Билет № 4
1. Любовь и дружба в поэзии А.С. Пушкина: жанровое своеобразие и образ лирического героя (на примере 4–5 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне».
3. Образ скучающего героя в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 5
1. «Вечные» вопросы и их осмысление в лирике А.С. Пушкина (на примере 4–5 стихотворений по выбору экзаменуемого). Философское звучание стихотворения «…Вновь я посетил…».
2. Евангельские мотивы в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого).
3. Тема «отцов и детей» в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 6
1. «История души человеческой» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Черты романтизма и реализма в романе.
2. Противостояние художника и «страшного мира» в лирике А.А. Блока (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Стихотворение «Незнакомка» как программное произведение поэта.
3. Сны героев. Их художественная функция в произведениях отечественной литературы.

Билет № 7
1. Проблема взаимоотношений дворянства и народа в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Роль эпиграфов в романе.
2. Лирический герой и проблематика ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Черты футуризма в стихотворении «А вы могли бы?».
3. «Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 8
1. Основные мотивы и образы лирики М.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Нравственно"философское звучание стихотворения «Дума».
2. Путь исканий Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Смысл финала шолоховской эпопеи.
3. Мотивы преступления и возмездия в произведениях отечественной литературы.

Билет № 9
1. Печорин и его двойники в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Многообразие приемов психологической характеристики героя в романе.
2. Смысл четырех «долой!» в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах». Художественное своеобразие поэмы.
3. Тема подвига и самопожертвования в произведениях отечественной литературы.

Билет № 10
1. Образ Петербурга и тема «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль детали в художественной структуре романа.
2. Философская глубина и патриотическая направленность лирики С.А. Есенина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Идейное содержание и художественное совершенство стихотворения «Я покинул родимый дом…».
3. Образ странствующего героя в произведениях отечественной литературы.

Билет № 11
1. Своеобразие интриги и развитие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина как социальное явление.
2. Конкретно"историческое и вечное в проблематике поэмы А.А. Ахматовой «Реквием». Своеобразие композиции поэмы.
3. «Испытание любовью» как средство характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 12
1. Автор и его герои в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Жанровое своеобразие произведения.
2. Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А.А. Ахматовой (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Земное и вечное в стихотворении «Приморский сонет».
3. Тема чести в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 13
1. Черты социально"бытовой драмы и высокой трагедии в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Роль второстепенных персонажей в художественной структуре пьесы.
2. «Русь"жена» как один из центральных образов в лирике А.А. Блока (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). История и вечность в стихотворении «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…».
3. Роль отцовского завета в судьбах героев произведений отечественной классики XIX в.

Билет № 14
1. Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров.
2. Образ художника в лирике М.И. Цветаевой. Тема поэта и Родины в стихотворении «Тоска по родине. Давно…».
3. Образ природной стихии и его роль в раскрытии проблематики произведений отечественной классики XIX в.

Билет № 15
1. Человек, природа, мироздание в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Философская проблематика стихотворения «Silentium!».
2. Автор и главный герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Роль фольклорных мотивов в поэме.
3. Предыстория героя как способ характеристики героя в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 16
1. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как движущаяся панорама народной жизни. Фольклорные мотивы и образы в поэме.
2. Идейно"художественное своеобразие произведения современной отечественной прозы (по выбору экзаменуемого).
3. Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 17
1. Социальное и философское звучание темы «обломовщины» в романе И.А. Гончарова «Обломов». «Сон Обломова» и его место в художественной структуре романа.
2. Человек, природа, творчество в лирике Б.Л. Пастернака. Художественное своеобразие стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..».
3. Тема греха и покаяния в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 18
1. Природа и любовь в поэзии А.А. Фета (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). «Культ мгновения» в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…».
2. Нравственная проблематика прозы А.И. Солженицына. (По повести «Один день Ивана Денисовича» или рассказу «Матренин двор».)
3. Образ Петербурга в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 19
1. Личность и история в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа. Роль авторских комментариев в произведении.
2. Тема поиска «правды сущей» и исторической памяти в лирике А.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). Стихотворение «Вся суть в одном"единственном завете…» как программное произведение поэта.
3. Образ «маленького человека» и его воплощение в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 20
1. Духовный облик любимых героев Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Разнообразие средств психологической обрисовки героев в произведении.
2. Диалог времен и культур в лирике О.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). Роль изобразительных средств в стихотворении «За гремучую доблесть грядущих веков…».
3. Тема «русского бунта» в произведениях отечественной литературы.

Билет № 21
1. Образ Онегина и нравственно"философская проблематика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Роль автора"повествователя в романе.
2. Мотивы и образы поэзии одного из современных авторов (по выбору экзаменуемого).
3. Тема героя и толпы в произведениях отечественной литературы.

Билет № 22
1. Жанровое и тематическое своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова"Щедрина (на примере одного из произведений). Художественная функция «эзопова языка» в произведениях писателя.
2. Философские вопросы бытия в лирике С.А. Есенина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Тема жизни и смерти в стихотворении «Мы теперь уходим понемногу…».
3. Фантастические мотивы и образы в произведениях отечественной литературы.

Билет № 23
1. «Татьяны милый идеал» в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Роль сна Татьяны в развитии сюжета.
2. Художественное своеобразие одного из произведений современной отечественной драматургии.
3. Тема города и деревни в произведениях отечественной литературы.

Билет № 24
1. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских образов и мотивов в романе.
2. Философские мотивы лирики Н.А. Заболоцкого (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Роль пейзажа в произведениях отечественной литературы.

Билет № 25
1. Герои и тематика лирики Н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Особенности жанра и проблематики стихотворения «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
2. Герои и проблематика произведения А.И. Куприна (по выбору экзаменуемого).
3. Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы.

Билет № 26
1. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Роль символики и подтекста в чеховской драматургии.
2. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Тип «гордого человека» и его воплощение в произведениях отечественной литературы.

Билет № 27
1. Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» как комедия воспитания. Черты классицизма и реализма в пьесе.
2. Женские образы и средства их воплощения в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».
3. Письма героев как средства их характеристики в произведениях отечественной литературы.

Билет № 28
1. Проблема личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Композиционное своеобразие поэмы.
2. Герои и проблематика одного из произведений А.П. Платонова (по выбору экзаменуемого).
3. Образ метели в произведениях отечественной литературы.

Билет № 29
1. Человек и среда в повестях и рассказах А.П. Чехова (на примере 2–3 рассказов по выбору экзаменуемого). Роль детали в чеховской прозе.
2. Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне».
3. Образ Наполеона и тема «наполеонизма» в произведениях отечественной классики XIX в.

Билет № 30
1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Роль пейзажа в поэме.
2. Проблема добра и зла в прозе Л.Н. Андреева (на примере одного произведения по выбору экзаменуемого).
3. Образ моря и его художественное воплощение в произведениях отечественной классики XIX в.





ШКОЛЫ С РОДНЫМ (НЕРУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
Базовый уровень
Билет № 1
1. Отражение в русских сказках быта русского народа, его представлений о добре и зле (на примере 2–3 сказок по выбору экзаменуемого).
2. Лирика А.А. Ахматовой как выражение богатства женской души (на примере 1–2 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Образы животных в русских сказках и сказках родного фольклора.

Билет № 2
1. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока. Соотнесение идеала и действительности (на примере 1–2 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Когда и почему происходит воскресение души Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Билет № 3
1. Образ богатыря в русском героическом эпосе (на примере былины «Илья Муромец и Соловей"разбойник»).
2. Сатирические произведения В.В. Маяковского (на примере 1–2 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Отражение в русском и родном героическом эпосе представлений о добре и зле.

Билет № 4
1. Смысл названия и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Концепция свободного, сильного, смелого человека в ранних романтических рассказах М. Горького (на примере одного рассказа по выбору экзаменуемого).
3. Почему в легенде о Данко осторожный человек наступил ногой на пылающее сердце Данко? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

Билет № 5
1. Образ героя"праведника в прозе Н.С. Лескова (на примере одного рассказа по выбору экзаменуемого).
2. Философский спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне». Образы Луки и Сатина.
3. Смысл сцены пьесы М. Горького «На дне», в которой звучат строки из стихотворения Беранже.

Билет № 6
1. Социальная и нравственная проблематика комедии А.П. Чехова «Вишневый сад».
2. Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница». Противоречия между правдой русских поселенцев и правдой Вождя кочевников. Авторская позиция в решении конфликта.
3. А.П. Чехов и родная литература.

Билет № 7
1. Духовные искания главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (образы князя Андрея и Пьера Безухова).
2. Русская драматургия второй половины ХХ в. (на примере одной пьесы по выбору экзаменуемого).
3. Как изменилось душевное состояние князя Андрея после первого посещения дома Ростовых?

Билет № 8
1. Тема народного бунта и образ Савелия, «богатыря святорусского», в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
2. Основные темы и проблематика лирики М.И. Цветаевой (на примере 1–2 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Мотив народного горя в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и в произведениях родной литературы учащихся (на примере 1–2 произведений родной литературы по выбору экзаменуемого).

Билет № 9
1. Образ Наташи Ростовой и «мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Мастерство в изображении «диалектики души» героини.
2. Тема революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Многозначность финала.
3. Л.Н. Толстой и родная литература учащихся.

Билет № 10
1. Историческая основа «Слова о полку Игореве». Нравственно-патриотическая идея «Слова…».
2. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. Традиции и новаторство (на примере 1–2 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Черты общности в поэзии В.В. Маяковского и в лирике поэта, представителя родной литературы.

Билет № 11
1. Романтизм поэзии В.А. Жуковского. Мир человека и мир природы в лирике поэта (на примере 1–2 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Система образов в пьесе М. Горького «На дне». Судьбы ночлежников и проблема духовной разобщенности людей.
3. С какой целью Лука рассказывает историю о грабителях?

Билет № 12
1. Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» как социальная сатира и как комедия воспитания.
2. Обличение пошлости и мещанства в рассказах А.П. Чехова (на примере одного рассказа по выбору экзаменуемого).
3. За что и как наказана госпожа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Билет № 13
1. Тематическое многообразие лирики А.С. Пушкина, ее гуманизм и философская глубина (на примере 3–4 стихотворений, чтение наизусть одного из стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. «Вечные» темы в прозе И.А. Бунина (на примере одного рассказа по выбору экзаменуемого).
3. А.С. Пушкин и родная литература.

Билет № 14
1. Образы Онегина и Татьяны Лариной в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Гражданственность лирики А.Т. Твардовского (на примере 1–2 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Как в письмах Онегина и Татьяны проявилась внутренняя суть их личности?

Билет № 15
1. Противоречивая сущность характера Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности композиции романа.
2. Тематика и художественные особенности одного из стихотворений Н.С. Гумилева (по выбору экзаменуемого).
3. Почему Печорин сравнивает себя с «топором в руках судьбы»?

Билет № 16
1. Проблема чести и долга в жизни представителей разных сословий русского общества. (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)
2. Тема родины в лирике С.А. Есенина. Романтический образ Востока и русские мотивы в «восточных» стихотворениях поэта (на примере 2–3 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Черты общности в поэзии С.А. Есенина и в лирике поэта, представителя родной литературы.

Билет № 17
1. Тема родины и образ Кавказа в лирике М.Ю. Лермонтова. Мотив одиночества в лермонтовской поэзии (на примере 2–3 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
2. а) Изображение белогвардейского движения в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».
б) Эпическая и сатирическая направленность романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (По выбору экзаменуемого.)
3. Черты общности в поэзии М.Ю. Лермонтова и в лирике поэта, представителя родной литературы.

Билет № 18
1. Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
2. Человек и природа в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 1–2 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Традиции гоголевской сатиры в родной литературе (на примере одного произведения родной литературы по выбору экзаменуемого).

Билет № 19
1. Семейный и социальный конфликт в пьесе А.Н. Островского «Гроза».
2. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» как эпопея жизни донского казачества в период трагических событий начала ХХ в.
3. Общность подходов к изображению Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» и в творчестве писателей родной литературы (на примере одного произведения родной литературы по выбору экзаменуемого).

Билет № 20
1. Н.А. Некрасов о назначении поэзии и роли поэта. Художественное своеобразие некрасовской лирики, ее связь с народной поэзией (на примере 1–2 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
2. Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской прозе второй половины ХХ в. (на примере одного произведения по выбору экзаменуемого).
3. Общность подходов к осмыслению темы Великой отечественной войны в русской и родной литературе (на примере одного произведения по выбору экзаменуемого).

Билет № 21
1. Основные темы, проблемы и образы лирики Ф.И. Тютчева (на примере 1–2 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
2. Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Автобиографизм произведения.
3. Любовная лирика Ф.И. Тютчева и тема любви в лирике поэта, представителя родной литературы (по выбору экзаменуемого).

Билет № 22
1. Обломов и «обломовщина» в романе И.А. Гончарова «Обломов». Роль главы «Сон Обломова» в сюжете произведения.
2. Русская поэзия второй половины ХХ в. (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Что послужило внешним поводом и что было подлинной причиной выхода Обломова в отставку? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

Билет № 23
1. «Фрегат «Паллада» И.А Гончарова: изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
2. Образы мировой художественной культуры в лирике О.Э. Мандельштама (на примере одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Что подразумевается под выражением «русский якут»? (По произведению И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада».)

Билет № 24
1. Образ Базарова и развитие основного конфликта романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Трагедия личности и народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
3. Почему в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» автор сравнивает Павла Петровича Кирсанова с «мертвецом»?

Билет № 25
1. Своеобразие любовной и пейзажной лирики А.А. Фета (на примере 1–2 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
2. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
3. Пейзажная лирика А.А. Фета и тема природы в лирике поэта, представителя родной литературы (по выбору экзаменуемого).

Билет № 26
1. Разоблачение нравственных пороков чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Темы города и деревни, нравственная проблематика в произведениях В.М. Шукшина, В.И. Белова, В.Г. Распутина, В.П. Астафьева (на примере произведения одного из авторов по выбору экзаменуемого).
3. Почему с такой легкостью чиновники города N приняли Хлестакова за ревизора?

Билет № 27
1. Сатирическое творчество М.Е. Салтыкова"Щедрина (на примере одного произведения по выбору экзаменуемого).
2. Тема родины в лирическом цикле А.А. Блока «На поле Куликовом» (на примере 1–2 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Почему в своем творчестве М.Е. Салтыков"Щедрин часто обращался к фантастическим сюжетам?





Профильный уровень
Билет № 1
1. Идейный смысл и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве». Образ Ярославны как нравственный идеал русской женщины. Фольклорные мотивы в произведении.
2. Конфликт личности и государства и его развитие в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Образ Петра и трагедия «маленького человека».
3. Сопоставление поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» с ее художественным переводом на родной язык учащихся.

Билет № 2
1. «Вечные» темы в лирике А.А. Фета: природа, любовь, смерть (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Тема Великой Отечественной войны в русской прозе второй половины ХХ в. (на примере одного произведения по выбору экзаменуемого).
3. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений А.А. Фета (по выбору экзаменуемого).

Билет № 3
1. Романтическая поэзия В.А. Жуковского. Изображение человека и мир природы в лирике поэта (на примере 1–2 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. «Вечные» темы в рассказах И.А. Бунина. Судьба человека в контексте эпохи, счастье и трагедия любви (на примере 1–2 рассказов по выбору экзаменуемого).
3. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений В.А. Жуковского (по выбору экзаменуемого).

Билет № 4
1. «Житие Сергия Радонежского». Образ Сергия Радонежского как носителя высоких нравственных начал русского народа.
2. Героизация действительности в поэзии Н.С. Гумилева. Романтическая традиция в лирике поэта (на примере 1–2 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Черты русского национального характера в произведениях древнерусской литературы (в сопоставлении с произведениями родного фольклора и литературы).

Билет № 5
1. Человек, природа, родина в поэзии Ф.И. Тютчева. Философский характер лирики поэта (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).
2. Рассказ А.П. Платонова «Песчаная учительница». Диалог культур в рассказе: конфликт русских поселенцев и кочевников. Авторский подход к решению конфликта.
3. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений Ф.И. Тютчева (по выбору экзаменуемого).

Билет № 6
1. Проблема чести и долга в жизни представителей разных сословий русского общества в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Взаимоотношение народа и дворянства, тема «русского бунта».
2. Пьеса М. Горького «На дне» как социально"философская драма. Смысл названия пьесы.
3. Анализ финальной сцены пьесы М. Горького «На дне». Образ Татарина и его роль в пьесе.

Билет № 7
1. Лирика А.С. Пушкина 30"х гг. XIX в. Интерес поэта к религиозной проблематике (христианство и ислам) на примере стихотворения из цикла «Подражания Корану» (IХ).
2. Символика названия повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» и ее нравственная проблематика.
3. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений А.С. Пушкина (по выбору экзаменуемого).

Билет № 8
1. Жанр и композиция романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Онегинская строфа». Образ автора. Нравственная и философская проблематика романа.
2. Эволюция лирического героя в поэзии А.А. Блока. Символический образ Прекрасной Дамы. Образы «страшного мира» (на примере 2–3 стихотворений).
3. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений А.А. Блока (по выбору экзаменуемого).

Билет № 9
1. Сатирическое, эпическое и лирическое в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Система персонажей. Образ дороги и его символический смысл. Образ автора, его роль в поэме.
2. Цикл А.А. Блока «На поле Куликовом». Тема родины, исторического пути России.
3. Традиции гоголевской сатиры в родной литературе.

Билет № 10
1. Особенности романтической лирики М.Ю. Лермонтова (на примере 2–3 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
2. Романтический идеал и действительность в ранних рассказах М. Горького (на примере 1–2 рассказов по выбору экзаменуемого).
3. Литературная и общественная деятельность М. Горького и его роль в развитии родной литературы.

Билет № 11
1. Философский смысл романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Трагедия героя"индивидуалиста. Максим Максимыч и горцы.
2. Проблематика и пафос поэмы А.А. Блока «Двенадцать». Своеобразие композиции, интонации и ритма в поэме. Многозначность финала.
3. Традиции и обычаи народов Кавказа в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Билет № I2
1. Катерина в системе образов драмы А.Н. Островского «Гроза». Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.
2. Идейно"художественное своеобразие русской поэзии второй половины ХХ в. (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений русской поэзии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Билет № 13
1. Особенности сюжета, композиции и системы образов романа И.А. Гончарова «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа.
2. Бунтарские мотивы и гуманистический пафос ранней лирики В.В. Маяковского. Тема поэта и поэзии. Новаторство Маяковского (на примере 2–3 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Сопоставление стихотворения В.В. Маяковского с его художественным переводом на родной язык (по выбору экзаменуемого).

Билет № 14
1. «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова. Изображение жизни, занятий, черт характера коренных народов Сибири. Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями. «Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
2. Народно"песенная основа, музыкальность лирики С.А. Есенина. Есенин о роли Кавказа в русской культуре. Романтический образ Востока. Русские мотивы в стихотворениях о Востоке (на примере 2–3 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Сопоставление лирики С.А. Есенина с ее переводами на родной язык учащихся.

Билет № 15
1. Смысл названия романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отражение в нем общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов.
2. Основные проблемы и темы творчества М.И. Цветаевой. Своеобразие стиля, конфликт быта и бытия, времени и вечности в творчестве поэта (на примере 1–2 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Чтение наизусть и анализ одного стихотворения М.И. Цветаевой (по выбору экзаменуемого).

Билет № 16
1. Образ Хлестакова в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Сатира на чиновничество в пьесе. Многозначность финала комедии.
2. Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Воплощение в характере Теркина лучших черт русского народного характера. Фольклорная основа образа.
3. Постановка комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» на сцене национального театра.

Билет № 17
1. «Праведник» как национальный русский тип. Характеристика героя-праведника в одном из рассказов Н.С. Лескова.
2. Поэма А.А. Ахматовой «Реквием». Биографическая основа поэмы, история ее создания и публикации. Своеобразие композиции.
3. Чтение наизусть и анализ фрагмента поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» (по выбору экзаменуемого).

Билет № 18
1. Темы и образы сатиры М.Е. Салтыкова"Щедрина. «Эзопов язык» в произведениях сатирика (на примере одного произведения писателя по выбору экзаменуемого).
2. Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Тема поэта и поэзии, человека и природы (на примере 1–2 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Традиции сатиры М.Е. Салтыкова"Щедрина в родной литературе (по выбору экзаменуемого).

Билет № 19
1. Особенности лирического героя в поэзии Н.А. Некрасова. Мучительные раздумья о судьбе родины и покаянные мотивы в лирике поэта (на примере 2–3 стихотворений, чтение наизусть одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
2. Русская проза 60–70"х гг. ХХ в. Образы «чудиков» в рассказах В.М. Шукшина.
3. Сопоставление произведений русских писателей второй половины XX в., отражающих конфликт традиционной культуры и современной цивилизации, с близкими произведениями родной литературы (по выбору экзаменуемого).

Билет № 20
1. Социальная и нравственная проблематика комедии А.П. Чехова «Вишневый сад». Особенности конфликта. Система образов. Новаторство Чехова-драматурга.
2. Евангельские мотивы в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого). Роль эпиграфов в одном из романов.
3. Анализ финальных эпизодов в романе «Белая гвардия» (сон Петьки Щеглова и описание ночи) или «Мастер и Маргарита» (беседа Понтия Пилата с Иешуа на «лунной дороге») (по выбору экзаменуемого).

Билет № 21
1. Религиозная символика и библейские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Система образов и проблематика романа. Противоречивая сущность человека в изображении писателя.
2. Традиции С.А. Есенина в лирике русских поэтов второй половины ХХ в. (на примере 1–2 стихотворений по выбору экзаменуемого).
3. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений Н.М.Рубцова (по выбору экзаменуемого).

Билет № 22
1. Жанровое своеобразие романа"эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Толстовское понимание истории. Психологизм романа, изображение внутреннего мира героев («диалектика души»).
2. Система образов в пьесе М. Горького «На дне». Проблема истины и сострадания. Философский спор о человеке.
3. Влияние романа Л.Н. Толстого на развитие жанра исторического романа в родной литературе учащихся.

Билет № 23
1. Жанровое своеобразие комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Черты классицизма и реализма в пьесе.
2. Широта эпического повествования в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». Изображение Гражданской войны как национальной трагедии. Поиски Григорием Мелеховым общенародной правды.
3. Сопоставление фрагментов романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» с их художественным переводом на родной язык учащихся.

Билет № 24
1. Русская жизнь в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Система образов поэмы. Тема женской доли, народного бунта. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Фольклорные мотивы в поэме.
2. Исповедальный характер лирики А.Т. Твардовского. Роль некрасовской традиции (на примере 1–2 стихотворений).
3. Чтение наизусть и анализ одного из стихотворений А.Т. Твардовского (по выбору экзаменуемого).

Билет № 25
1. Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Конфликт человека с окружающей его средой. Кавказский колорит поэмы. Черты романтизма.
2. Нравственная проблематика рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Воспроизведение в образе Матрены черт «человека"праведника».
3. Сопоставление поэмы Лермонтова «Мцыри» с ее переводом на родной язык учащихся.

Билет № 26
1. «Мильон терзаний» Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Соотношение любовной интриги и общественно"политического конфликта комедии. Смысл названия грибоедовской пьесы.
2. Идейно"художественное своеобразие русской прозы второй половины XX в. (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого).
3. Чтение наизусть и анализ монолога из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (по выбору экзаменуемого).

Билет № 27
1. Путь идейно"нравственных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Образ Платона Каратаева.
2. Историзм, философичность и ассоциативность лирики О.Э. Мандельштама (на примере одного стихотворения по выбору экзаменуемого).
3. Переводы романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на родной язык учащихся.

Билет № 28
1. Тема любви в рассказах А.П. Чехова. Лаконизм чеховской прозы, скрытый лиризм, подтекст (на примере 1–2 рассказов по выбору экзаменуемого).
2. Идейно"художественное своеобразие русской драматургии второй половины XX в. (на примере одного произведения по выбору экзаменуемого).
3. Сопоставление произведения одного из русских драматургов второй половины XX в. с типологически сходным произведением национальной драматургии (по выбору экзаменуемого).12 БИЛЕТОВ К ЗАЧЕТУ

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога