русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

среда, 21 января 2015 г.

ВРЕМЯ В МИРЕ ДОСТОЕВСКОГО

Раскольников мыслитель-теоретик живет вне времени; Раскольников-деятель входит во время.
В мире Достоевского измерение времени не такое, как в нашей действительности. Герои его живут не в математическом времени, а в "реальной длительности" («duree reelle» Бергсона). Время то беспредельно растягивается, то сжимается, то почти исчезает. В зависимости от духовного напряжения героев, отрезки времени вмещают большее или меньшее количество событий.
В экспозиции время разворачивается медленно; с восходящим движением действия ускоряется, а перед катастрофой превращается в вихрь. Так же, как и пространство, оно до конца очеловечено и одуховлено: это — функция человеческого сознания. Набрасывая план "Преступления и наказания", писатель сообщал Каткову, что Раскольников "почти месяц проводит после того (преступления) до окончательной катастрофы".
В печатной редакции этот срок еще сокращен. Трудно поверить, что все сложное и разнообразное действие романа вмещается в рамку двух недель. История Раскольникова начинается ex abrupto: "в начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер".
Часть первая
Автор ведет точный счет дням. В первый день герой делает "пробу" и знакомится с Мармеладовым. На второй — получает письмо от матери, бродит по городу и на Сенной случайно узнает, что старуха будет одна завтра в семь часов вечера. На третий — совершает убийство. На этом кончается первая часть: она обнимает событие трех дней — подготовку и совершение преступления. 
Часть вторая
Во второй части сознание времени потухает у Раскольникова; он заболевает и впадает в беспамятство. "Иной раз казалось ему, что он уже с месяц лежит, в другой раз — что все тот же день идет". На четвертый день герой возвращается к действительности. Ритм времени резко ускоряется;
Части третья и четвертая
события третьей и четвертой части занимают всего два дня. Перед развязкой, герой снова выпадает из временного порядка. "Для Раскольникова наступило странное время: точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение... Он был убежден положительно, что во многом тогда ошибался, например,; в сроках и времени некоторых событий". Мир теряет свою реальность: временная и причинная связь тускнеет в сознании преступника. Он выпадает из миропорядка. Его апатия, "похожая на болезненно равнодушное состояние иных умирающих", — начало небытия.
Контраст между точной фиксацией времени и провалами во вневременность — тонкий художественный прием. Раскольников мыслитель-теоретик живет вне времени; Раскольников-деятель входит во время. Его преступление — точка пресечения идеи
и действительности. И оно обставлено точными временными опре­делениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога