1.
Подготовьте сообщение об основных событиях и впечатлениях
детских лет, оказавших влияние на миросозерцание Достоевского.
2.
Расскажите о годах учения Достоевского в Военно-инженерном училище, обращая
внимание на факты, обострявшие его болезненный самоанализ.
3.
Сопоставьте «Шинель» Гоголя с «Бедными людьми» Достоевского и покажите, что нового
внес Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие
противоречия открыл он в его внутреннем мире.
4.
Подумайте над вопросом: как мог примирить Достоевский свою глубокую
религиозность с увлечениями утопическим социализмом?
5.
Подготовьте рассказ о тех переменах, которые произошли с Достоевским на
каторге, используя материал учебника и автобиографические мотивы в «Записках
из Мертвого дома».
6.
Попытайтесь кратко сформулировать основные положения «почвеннической»
программы Достоевского.
7.
Объясните, какие события в общественной жизни конца 1860-х годов повлияли на
возникновение замысла романа «Преступление и наказание».
8.
Из разных высказываний Раскольникова в романе проясните и передайте суть той
идеи, которая взяла пленила героя. Проследите по тексту романа, что толкает
Раскольникова на убийство старухи-процентщицы.
9.
Обратите внимание на страницы, посвященные жизни «униженных и оскорбленных»
(Мармеладов и его семейство) и «сильных мира сего» (Лужин, Свидригайлов), и
покажите, как петербургские впечатления укрепляют веру Раскольникова в правоту
его идеи. Достоевский утверждал, что на его творчество оказала большое влияние
поэзия Некрасова. Какие некрасовские мотивы встречаются в описании жизни «униженных
и оскорблённых»?
10.
Докажите на собственном анализе отобранных вами эпизодов
романа субъективность и предвзятость порабощенного идеей взгляда Раскольникова
на окружающую жизнь. Покажите на конкретных примерах, что душа Раскольникова
всегда остаётся богаче и шире поработившей её бесчеловечной идеи.
11.
Проанализируйте душевное состояние и поведение Раскольникова
после страшного сна-воспоминания об избиении саврасой крестьянской клячонки.
12.
Как объяснить, что он, сознательно решивший отказаться от
чудовищного замысла, все-таки идет убивать старуху? В какие тайники фанатически
одержимой души проникает здесь Достоевский? Ответы подтвердите анализом
конкретных эпизодов романа.
13.
Почему после преступления Раскольников оказался в полном
разладе с окружающими его людьми (проследите процесс этого отчуждения,
анализируя эпизод пребывания Раскольникова в полицейской конторе)?
14.
Раскройте психологическую суть отношений Раскольникова со
следователем Порфирием Петровичем (как в поведении и во внутреннем состоянии
героя сбываются пророческие слова Порфирия: «Солгал-то он бесподобно, а на
натуру-то и не сумел рассчитать»?).
15.
Попытайтесь понять и объяснить с опорою на текст романа,
какие противоположные побудительные мотивы тянут Раскольникова к общению с
Сонечкой Мармеладовой.
16.
Как Раскольников рассчитывал объявить Соне о преступлении и
что у него получилось? Покажите с привлечением текста романа, как христианская
душа Сонечки опровергает «самозаконодательство» Раскольникова.
17.
Обратите внимание на сон Раскольникова в финале романа: какие
общественные болезни и эпидемии, угрожающие человечеству, пророчески угадал в
этом сне Достоевский?
18.
В чём видит Достоевский слабость современного «гуманизма» и какой рецепт
спасения мира от нравственного разложения он предлагает?
Дополнительные вопросы и задания по
творчеству Достоевского на профильном уровне:
1.
Какой философско-полемический смысл вкладывает Достоевский в
драматический финал романа «Бедные люди»?
2.
В чём заключается богоборческий, антихристианский смысл
поработившей сознание Раскольникова идеи? Почему Достоевский включает в роман
«Преступление и наказание» демонические, лермонтовские мотивы?
3.
Докажите, опираясь на статью Н. Н. Страхова о «Преступлении и наказании»,
что трактовка мотивов преступления
Раскольникова Писаревым нуждается в существенной корректировке.
4.
Объясните, почему именно автор «Преступления и
наказания» тонко определил трагическую суть героя романа Тургенева «Отцы и
дети» – «беспокойного и тоскующего
Базарова (признак великого сердца), несмотря на весь его «нигилизм»? В чём
сходство и различие Раскольникова и Базарова?
5.
Н. Н. Страхов утверждает, что Достоевский
в лице Раскольникова «взял нигилизм в самом крайнем его развитии». В чем
состоит полемический смысл романа «Преступление и наказание», какова глубинная суть спора Достоевского с
Чернышевским и всей революционной демократией?
6.
Почему Н. Н. Страхов считает Раскольникова «истинно русским
человеком»? Можно ли согласиться с той характеристикой русского национального
характера, которую, вслед за Достоевским, даёт Страхов в конце своей второй
статьи?
7.
Проиллюстрируйте характеристику пушкинского гения, данную
Достоевским, собственными примерами из творчества русского национального поэта.
С какими положениями речи Достоевского о Пушкине вам хотелось бы поспорить?
8.
Сформулируйте основные уроки, которые дают человечеству XXI века романы
Достоевского.
Комментариев нет:
Отправить комментарий