суббота, 10 января 2015 г.

Учебник Лебедева: Вопросы по творчеству Пушкина

Вопросы по творчеству Пушкина на базовом и профильном уровне его изучения:
1. Подго­товьте рассказ о том, какие впечатления детских и отроческих лет спо­собствовали формированию «русского гения». Почему детство Пушкина многие знатоки его творчества считают счастливым? Какие впечатления детских лет облегчали Пушкину возложенную на него историей отече­ственной литературы задачу создания русского литературного языка?
2. Анализируя стихи Пушкина, посвящённые дню лицейских годовщин, дайте характеристику того духовного братства, которое сложилось меж­ду лицеистами. Почему Пушкин называл союз выпускников лицея «пре­красным»?
3. Проследите по тексту «Воспоминаний в Царском Селе» движение поэтической мысли Пушкина. Как использует и обновляет юный поэт традиции классицистической оды XVIII века? Что сближает стихи Пушкина с «Певцом во стане русских воинов» В. А. Жуковского и в чём заключается пушкинская оригинальность в решении граждан­ской темы?
4. Подготовьте самостоятельный разбор одного из пушкин­ских стихотворений петербургского периода («К Чаадаеву», «Воль­ность», «Деревня» и др.). В процессе анализа покажите, что нового вно­сит Пушкин в поэзию «гражданского романтизма», её тематику и осо­бенности художественной формы.
5. Подготовьте связный рассказ о жизни и твор­честве Пушкина периода южной ссылки. В чём пушкинская литературная и общественная позиция совпадала с декабристами и в чём принципиально с ними расходилась?
6. Наказанием или благом обернулась для Пушкина ссылка в Михайловское? (Развернутый ответ сопроводите доказательствами и примерами из писем поэта и его произведений.)
7. Подготовьте ответ на вопрос: в чём видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах своё право на бессмертие?
8. Почему Пушкин протянул руку Николаю I и в какие отношения с царём он вступил? Сохранял ли он в этих отношениях внутреннюю свободу? (Ответ подтвердите текстами пушкинских произведений.)
9. Какие мотивы звучат в философской лирике Пушкина, в чём заключается её художественное своеобразие? Раскройте смысл поэтиче­ского диалога Пушкина с митрополитом Филаретом.
10. Продумайте рассказ о любовной лирике Пушкина, обратив внимание на следующие вопросы: почему Белинский сказал, что любовь у Пушкина – «это не просто чувство человека, но чувство человека-художника»? Каков содер­жательный смысл композиции стихотворения «Я помню чудное мгно­венье...»? Что подкупает вас в стихах «На холмах Грузии...» и «Я вас любил...»? Какими художественными средствами передаёт поэт драматизм любовного чувства?
11. Охарактеризуйте лирику Пушкина конца 1830-х годов. Как изменяется любовь Пушкина к жизни в позднем лирическом твор­честве, почему осень является для него надежным источником поэтиче­ского вдохновения?
12. Как обновляет  Пушкин традиционный поэтический жанр в стихотворении «Элегия»?
13. Подготовьте сообщение «Тема Пет­ра Великого в поэмах Пушкина».
14. На чьей стороне – Всадника или бедного Евгения – находится Пушкин?
15. Какую роль играет в поэме «Медный всадник»  образ разбушевавшейся стихии?
16. Подготовьте доклады: «Москва и Петербург в жизни Пушкина», «Дуэль и смерть Пушкина».
17. Обра­щаясь к тексту романа, докажите правоту слов Белинского о «Евгении Онегине» как «энциклопедии русской жизни».
18. Почему Пушкин при написании романа создал специальную онегинскую строфу? В чём её структурные и содержательные особенности? (Ответ сопроводите собст­венным анализом выбранной вами строфы.) Как понять слова Пушкина о «дьявольской разнице» между романом в стихах и романом в прозе? 
19. Проследите по тексту романа соотношение поэтического и повество­вательного сюжета, времени автора и времени героя. Какую роль игра­ет диалог двух времён в создании реалистического характера героя? В какой момент начинаются приятельские отношения автора с героем? В чем сходство и различия между героем и автором?  Какую роль играют в романе автобиографические строфы? Что это: лирические отступления или  значимая для понимания главного героя романа сюжетная линия?                       
20. Покажите, как осуществляется типизация характера Онегина в 1-й главе романа.               
21. Проследите по тексту романа условия воспитания Ленского: чем они отличаются от онегинских и как это сказывается на различиях в харак­терах героев? Какой дополнительный приём в типизации характера Ленского-поэта использует Пушкин?          
22. Сравните условия жизни Оне­гина с условиями жизни Татьяны. Какие обстоятельства способствовали формированию «русской души» Татьяны?
23. Сделайте сопоставитель­ный анализ сна Татьяны и сцены её именин. В чём проявляется глубо­кая интуиция героини?
24. Можно ли согласиться с Г. А. Гуковским, что в последней главе романа мы видим переродившегося Онегина?
25. Ка­кая тайна души Татьяны ускользает от Онегина при встрече с нею в великосветских гостиных?
26. Сопоставьте письмо Татьяны с письмом Онегина. В чем сходство и различия между ними?
27. Раскройте смысл пушкинской поэтической формулы «даль свободного романа».

Дополнительные вопросы и задания   по творчеству Пушкина на профильном уровне изучения:
1.Объясните причины «очарованности» русской классической литературы Пушкиным Почему без стремления к подра­жанию она остается в кругу тем, сюжетов и образов, созданных Пушки­ным? Приведите в подтверждение  собственные примеры.
2. Как вы понимаете слова Льва Толстого о том, что «все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии»? Связаны ли эти слова с пушкинским пониманием природы поэтического вдохновения? Как они соотносятся с высказыванием П. А. Плетнева о том, что национальный язык «не есть произвол, не есть собственность автора»? Почему Пушкин видел в поэтическом творчестве не «самовы­ражение», а «служение»?
3. Как «всемирная отзывчивость» Пушкина помогала ему решать те задачи, которые стояли перед русской литера­турой его времени? Кто, по-вашему, более прав в характеристике пуш­кинского «протеизма» — Достоевский или Аполлон Григорьев? Используёте при ответе на этот вопрос анализ стихотворения Пушкина «Подражания Корану» (IХ «И путник усталый на Бога роптал…»).
4. Проведите сопоставительный ана­лиз прощальной песни Чайльд Гарольда из 1-й главы поэмы Байрона с элегией Пушкина «Погасло дневное светило» и покажите сходство и различия между ними.
5. Прочтите эпизод прощания с морем в 4-й гла­ве «Чайльд Гарольда» Байрона и сравните его со стихотворением Пуш­кина «К морю». Определите характер диалога Пушкина с Байроном.
6. Напишите сочинение-мини­атюру на тему «Диалог с Байроном в произведениях Пушкина южного периода». С какими противоречиями столкнулся Пушкин при работе над романтическими поэмами и какой выход из них он нашёл? Почему Пушкин сказал, что он не годится «в герои романтического стихотворения»?
7. Составьте на основе материала учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем, развёрнутый план по теме «Характерные отличия «Бориса Годунова» Пушкина от трагедии классицизма».
8. Проследите по тексту трагедии эпизоды, в которых возникает детская тема, и объясните, какую роль эта тема играет в сюжете трагедии.
9. Покажите на кон­кретных примерах из текста трагедии, как Пушкину удается показать скрытое действие той Силы, которая управляет всем. Почему ни народ, ни Борис Годунов не имеют права претендовать на роль этой Силы?
10. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ стихов Пушкина о назначении поэта и поэзии («Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Обратите внимание на сходство и различие в содержательной и поэтико-философской позиции Пушкина в этих стихах.
11. Покажите взаимосвязь темы Стихии в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке» Пушкина. В чём, по-вашему сходство и различие  в звучании этого мотива?
12. Почему Татьяна называет Онегина «рабом мелкого чувства»? Познакомьтесь со стать­ями Белинского и Достоевского о поступке Татьяны и попытайтесь всту­пить в полемику с ними, опираясь на текст романа.
13. В чём смысл художественного диалога между «Маленькими трагедиями» и «Повестями Белкина»? Как включается в этот диалог «Пиковая дама»?
14. Напишите сочинение-миниатюру «Мой диалог с Мариной Цветаевой в оценке Пугачева и Гринева в пове­сти Пушкина «Капитанская дочка».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога