Деепричастие и его грамматические признаки
Деепричастие — часть речи (особая неизменяемая форма глагола), обозначающая добавочное действие по отношению к основному, передаваемому глаголом-сказуемым, и совмещающая признаки глагола и наречия. Деепричастие отвечает на вопросы как? каким образом? почему? что делая? что сделав? и др.
Деепричастия бывают:
— несовершенного вида (например, читать — читая, рисовать — рисуя, слышать — слыша) и совершенного вида (например, прочитать — прочитав, нарисовать — нарисовав, закричать — закричав);
— невозвратными (примеры выше) и возвратными (например, обращаться — обращаясь, обратиться — обратившись).
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида путем прибавления суффиксов-а- (-я-) . Деепричастия совершенного вида образуются от основы неопределенной формы глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -в-,-вши-, -ши-.
Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов, например: читать газету — читая газету, встретиться с другом — встретившись с другом.
Деепричастия бывают:
— несовершенного вида (например, читать — читая, рисовать — рисуя, слышать — слыша) и совершенного вида (например, прочитать — прочитав, нарисовать — нарисовав, закричать — закричав);
— невозвратными (примеры выше) и возвратными (например, обращаться — обращаясь, обратиться — обратившись).
Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида путем прибавления суффиксов
Деепричастия могут иметь при себе те же зависимые слова, что и другие формы глаголов, например: читать газету — читая газету, встретиться с другом — встретившись с другом.
Морфологический разбор деепричастия
Порядок разбора
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь3 заметить хоть легкий след раскаяния. (М. Лермонтов)
I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.
II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность.
III. Синтаксическая роль.
Образец разбора
Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь3 заметить хоть легкий след раскаяния. (М. Лермонтов)
Употребление видо-временных форм причастий и деепричастий
Запомните: при употреблении в речи видо-временные формы причастий и деепричастий должны соотноситься со смыслом всего предложения.
Неправильный вариант: Политики, еще вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты(причастие имеющие употреблено в форме настоящего времени, в то время как значение причастного оборота соотносится с действием, происходившим в прошлом). Исправленный вариант: Политики, еще вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имевшие употреблено в форме прошедшего времени).
Неправильный вариант: Испытывая прибор, мы получили неожиданные результаты(деепричастие испытывая имеет несовершенный вид. Исправленный вариант: Испытав прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытав имеет совершенный вид).
Неправильный вариант: Политики, еще вчера имеющие большое влияние, сегодня почти забыты(причастие имеющие употреблено в форме настоящего времени, в то время как значение причастного оборота соотносится с действием, происходившим в прошлом). Исправленный вариант: Политики, еще вчера имевшие большое влияние, сегодня почти забыты (причастие имевшие употреблено в форме прошедшего времени).
Неправильный вариант: Испытывая прибор, мы получили неожиданные результаты(деепричастие испытывая имеет несовершенный вид. Исправленный вариант: Испытав прибор, мы получили неожиданные результаты (деепричастие испытав имеет совершенный вид).
УПРАЖНЕНИЯ
Упр. 123. Прочитайте текст и выполните задания.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь3, запоминая3, замечая3 и изучая3. Но хоть и трудно — это надо, надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума. (Д. Лихачев)
1. Найдите в тексте деепричастия.
2. Определите их вид.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы деепричастия.
4. Определите синтаксическую функцию деепричастий в тексте. Обратите внимание на авторские знаки препинания.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
1. Найдите в тексте деепричастия.
2. Определите их вид.
3. Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы деепричастия.
4. Определите синтаксическую функцию деепричастий в тексте. Обратите внимание на авторские знаки препинания.
5. Сделайте морфологический разбор указанных слов.
Упр. 124. От глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями. Назовите глаголы, от которых деепричастия несовершенного вида не образуются.
Формулировать, мочь, беспокоиться, заведовать, киснуть, дышать, резать, разрушать, вить, кружить, признавать, тереть, наслаждаться, гаснуть, стирать, беречь, стучать, жать, отдыхать, пахать, дрожать, писать, бить.
Упр. 125. От глаголов образуйте деепричастия совершенного вида, обозначьте суффиксы, подчеркните гласную перед суффиксами -вши, -в-. Составьте два предложения с образованными вами деепричастиями.
Привезти, увлечься, выполнить, сформулировать, просеять, забежать, разместить, познакомиться, протереть, обидеться, сберечь, растеряться.
Тестовые задания
1. В каком ряду все слова являются деепричастиями? а) расправь, выпав, пройдя, разговаривая
б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя
в) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
г) навзничь, объевшись, белая, двигая
б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя
в) стремглав, выполнив, радуясь, укрыв
г) навзничь, объевшись, белая, двигая
2. Сколько деепричастий в предложении? Капитан стоит, втянув голову в плечи, держась за поручни, не двигаясь с места, словно остолбенев перед грозою, а до меня ему как будто нет никакого дела.
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
а) 2
б) 3
в) 4
г) 5
3. В каком варианте грамматические признаки деепричастия определены неправильно? а) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное
б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное
в) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное
в) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное
4. В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов? Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети.
а) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
в) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
а) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
в) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства
Упр. 126. Исправьте ошибки в образовании и употреблении причастий.
1) Вспоминаю выступление фронтовой концертной бригады, состоящей из артистов Мурманского драмтеатра. 2) Специалисты отметили несомненные достижения в этом прежде отстающем виде спорта. 3) Средства, отправляющиеся из центра, поступают в банки нашего города с большим опозданием. 4) Так мы и вернулись, ничего не купивши. 5) Тишину нарушали временами сорвавшиеся с высоты сосен комья снега. 6) В соревнованиях по шахматам молодой спортсмен, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 7) Отдельные виды продукции фабрики, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время не имеют спроса.
Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени
Запомните: выбор суффикса действительных причастий -ущ- (-ющ-) или -ащ- (-ящ-), а также суффикса страдательных причастий -ом- (-ем-) или -им- зависит от спряжения глагола, от которого образовано данное причастие.
Суффиксы -ущ-, -ющ-, -ом-, -ем- пишутся | Суффиксы -ащ-, -ящ-, -им- пишутся |
в причастиях, образованных от глаголов I спряжения: дремлющий (дремать — I спр.) шепчущий (шептать — I спр.) читаемый (читать — I спр.) | в причастиях, образованных от глаголов II спряжения: строящий (строить — II спр.) вертящий (вертеть — II спр.) слышимый (слышать — II спр.) |
Упр. 127. Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени.
а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся с ленью, слыш...щийся издалека звук, стел...щийся туман, завис...щие от него обстоятельства, мел...щий муку агрегат, стро...щееся здание, кле...щий коробку мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая директива, сража...щиеся воины, хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий врач, дорогосто...щие товары, готов...щийся к занятиям студент, знач...щееся в фондах количество книг, логично мысл...щий ученик;
б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.
б) разыскива...мый раритет, трудновоспиту...мый подросток, доказыва...мое обвинение, составля...мый документ, занима...мая должность, независ...мая комиссия, обвиня...мый в угоне машины, слыш...мый соседом, вид...мое затмение, всеми уважа...мый человек, рекоменду...мая литература, отправля...мые письма, не облага...мые налогом услуги.
Упр. 128. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в суффиксах причастий.
1) Вслушайтесь в дальний рокоч...щий шум. (Л. Толстой) 2) Кое-где в ложбинах еще видны остатки та...щего снега. (Л. Толстой) 3) Вы смотрите на полосатые громады кораблей, близко и далеко расположенных по бухте, и на черные небольшие точки шлюпок, движ...щихся по блестящей лазури, и на красивые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, видне...щиеся на той стороне, и на далекий неприятельский флот, маяч...щий на хрустальном горизонте моря, и на пен...щиеся струи, в которых прыгают соляные пузырьки, поднима...мые веслами. (Л. Толстой) 4) Вдруг странный, едва слыш...мый звук привлек наше внимание. (Л. Толстой) 5) Я заметил особый вид можжевельника, стел...щегося по земле длинными плетями. (В. Арсеньев)
Гласные перед н и нн в причастиях
и отглагольных прилагательных
Запомните:
— если причастие образовано от глагола на -ать (-ять), то перед н пишется -а (-я): увешать увешанный, увешан; затеять затеянный, затеян;
— если причастие образовано от других глаголов, то перед н пишется е: засучить засученный, засучен; оклеить оклеенный, оклеен.
— если причастие образовано от глагола на -ать (-ять), то перед н пишется -а (-я): увешать увешанный, увешан; затеять затеянный, затеян;
— если причастие образовано от других глаголов, то перед н пишется е: засучить засученный, засучен; оклеить оклеенный, оклеен.
Упр. 129. Перепишите, вставьте пропущенные буквы.
1) Тесто хорошо замеш...но. Сосед оказался замеш...н в неприятную историю. 2) Окопы были обстрел...ны неприятелем. Подстрел...ые браконьерами утки все же спрятались в тростнике. 3) Стены комнаты были обкле...ны веселыми обоями. 4) Потер...ая книга случайно нашлась. 5) Замеч...ые вовремя недостатки удалось легко исправить. 6) На засе...ых ранней весной полях дружно появились первые всходы. 7) Работа была оконч...на своевреенно.
Н и нн в суффиксах причастий
и отглагольных прилагательных
В соответствии с орфографическими нормами русского языка в суффиксах полных страдательных причастий всегда пишется нн (выглаженный, наклеенный), а в суффиксах кратких причастий — н (книга прочитана, обои наклеены). Сложности в правописании нн и н в причастиях связаны с необходимостью отличать причастия от отглагольных прилагательных, которые в полной форме обычно имеют одно н (глаженый костюм), а в краткой форме — столько, сколько и в полной (девочка воспитанная — девочка воспитанна).
Для разграничения причастий и отглагольных прилагательных и выбора написания н и нннеобходимо руководствоваться следующими правилами:
Для разграничения причастий и отглагольных прилагательных и выбора написания н и нннеобходимо руководствоваться следующими правилами:
НН пишется: | Н пишется: |
1) если в слове есть приставка (кроме не-): загруженный, выстиранный | 1) если в слове нет приставки или есть приставка не-: груженый, стираный, некрашеный |
2) если есть зависимые слова: груженная углем баржа | 2) если нет зависимых слов: груженая баржа |
3) если есть суффикс -ова- (-ева-), -ирова-: балованный, командированный | 3) в прилагательных кованый, жеваный (-ов-/-ев-)входят в состав корня |
4) если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида: брошенный (бросить), купленный (купить) Исключение: раненый, названый брат, посаженый отец, приданое невесты | 4) если слово образовано от бесприставочного глагола несовершенного вида: сушеный (сушить), моченый (мочить) Исключение: данный, деланный, слышанный, читанный, виданный, виденный, желанный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный |
5) в кратких прилагательных (их можно заменить другими прилагательными или поставить в сравнительную степень):дети капризны и избалованны (более избалованны) | 5) в кратких причастиях (их можно заменить глаголами): вещь брошена (ее бросили), дети избалованы родителями (их избаловали) |
Упр. 130. Спишите, подчеркните и объясните правописание н или нн.
Жареный гусь, поджаренная колбаса, жаренные в масле пирожки, писаный красавец, вписанный треугольник, писанный художником, организованная спонсорами ярмарка, тканая скатерть, тканная золотом скатерть, забракованные товары, военизированный отряд, воспитанный человек, дистиллированная вода, расклеенные афиши, дисквалифицированный спортсмен, незваный гость, связанный пленник, завербованный агент, сделанная надпись, варенный в мундире картофель, купленные в магазине вещи.
Упр. 131. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.
Упр. 132. Объясните различия в написании созвучных слов.
1) Девочка хорошо воспитана родителями. Девочка послушна и воспитанна.
2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.
3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.
2) Встреча выпускников нашей школы была организована и в этом году. Эта ученица дисциплинированна и организованна.
3) Грозовая туча была рассеяна ветром, и снова засверкало солнце. Ты вчера была рассеянна, когда говорила со мной.
Упр. 133. Замените придаточные предложения причастными оборотами.
Образец. Возьми в дорогу чемодан, который я принес тебе вчера. — Возьми в дорогу чемодан, принесенный мною тебе вчера.
1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. 2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. 3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. 4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.
1) Все заинтересовались докладом по нанотехнологии, который был сделан профессором. 2) На полях, которые были засеяны кукурузой, показались всходы. 3) В квартире, которая недавно освободилась, устроили ремонт. 4) Мы отдыхали в беседке, которую нашли в конце аллеи.
Упр. 134. Перестройте словосочетания в предложения со сказуемым — кратким причастием или прилагательным. Перепишите и подчеркните н или нн.
Образец: реш...ная задача — задача решена.
Образец: реш...ная задача — задача решена.
Выращ...ные овощи, законч...ная дискуссия, утер...ная расписка, своеврем...ная помощь, прекрасно сыгр...ная роль, объявл...ные результаты соревнования, высуше...ное белье, слома...ная хулиганами скамья, заброш...ные на чердак лыжи, избалова...ная гастролерами публика, получ...ная вечером телеграмма, серьезные и озабоч...ные лица.
Упр. 135. Вставьте пропущенные буквы. Выпишите примеры в два столбика: а) с краткими прилагательными; б) с краткими причастиями.
1) Игра актера была проникнове...а и взволнова...а. 2) Для рассмотрения жилищных вопросов образова...ы специальные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. 3) Сыновья ее грубы и необразова...ы. 4) Сибиряки обычно всегда сдержа...ы. 5) Сюжеты некоторых произведений сложны и запута...ы. 6) Суд не усмотрел в данном деле состава преступления, и обвиняемые были оправда...ы. 7) Чрезвычайные меры в условиях шторма были необходимы и вполне оправда...ы.
Тестовые задания
1. B каком слове пишется буква Ю? а) вер...щий в чудо
б) но...щий зуб
в) чист...щий порошок
г) жал...щая оса
б) но...щий зуб
в) чист...щий порошок
г) жал...щая оса
2. B каком слове пишется буква У? а) чин...щий мебель
б) вяж...щее средство
в) ссор...щиеся дети
г) стро...щийся объект
б) вяж...щее средство
в) ссор...щиеся дети
г) стро...щийся объект
3. В каком слове пишется буква Е? а) сдерж...нный тон
б) услыш...нный звук
в) замеш...нное тесто
г) растер...нный взгляд
б) услыш...нный звук
в) замеш...нное тесто
г) растер...нный взгляд
4. В каком слове пишется одна Н? а) закопчен...ые стены
б) трава подстрижен...а
в) неждан...ый
г) слышан...ая мною история
б) трава подстрижен...а
в) неждан...ый
г) слышан...ая мною история
5. В каком слове пишется одна Н? а) свежезаморожен...ые овощи
б) швы отстрочен...ы
в) перевязан...ая рука
г) вязан...ые бабушкой носки
б) швы отстрочен...ы
в) перевязан...ая рука
г) вязан...ые бабушкой носки
6. В каком слове пишется одна Н? а) общепризнан...ое мнение
б) сушен...ые в печи грибы
в) стилизован...ый интерьер
г) морожен...ая рыба
б) сушен...ые в печи грибы
в) стилизован...ый интерьер
г) морожен...ая рыба
7. В каком слове пишется одна Н? а) обоснован...ый вывод
б) избалован...ый ребенок
в) площадь оцеплен...а
г) асфальтирован...ая улица
б) избалован...ый ребенок
в) площадь оцеплен...а
г) асфальтирован...ая улица
8. В каком слове пишется НН? а) ранен...ый боец
б) кожан...ое кресло
в) юн...ый возраст
г) воспитан...ый человек
б) кожан...ое кресло
в) юн...ый возраст
г) воспитан...ый человек
9. В каком предложении содержится слово с двумя НН? а) Работа выполнен...а безупречно.
б) Задача решен...а правильно.
в) Девушка хорошо воспитан...а родителями.
г) Учительница строга и сдержан...а.
б) Задача решен...а правильно.
в) Девушка хорошо воспитан...а родителями.
г) Учительница строга и сдержан...а.
10. В каком предложении содержится слово с двумя НН? а) Участки застроен...ы.
б) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.
в) Во двор въехала гружен...ая машина.
г) Поля засеян...ы пшеницей.
б) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.
в) Во двор въехала гружен...ая машина.
г) Поля засеян...ы пшеницей.
11. В каком ряду есть «третье лишнее»? а) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки
б) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а
в) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок
г) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость
б) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а
в) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок
г) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость
Комментариев нет:
Отправить комментарий