I. Проверка
домашнего задания
Последние пункты плана.
7. Осада каморки Герасима.
8. Прощание с Муму.
9. Возвращение на родину.
II. «Многочисленная
дворня»
Галерея дворовых
1. Дворник Герасим.
2. Прачка Татьяна.
3. Башмачник Капитон Климов.
4. Дворецкий Гаврила Андреич.
5. Устинья Федоровна, жена дворецкого Гаврилы.
6. Лакей Степан.
Лакей — 1) слуга; 2) раболепный приспешник, подхалим.
7. Харитон, лекарь для госпожи.
8. Буфетчик дядя Хвост.
9. Форейтор Антипка.
Форейтор — кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом, т. е. гуськом.
10. Кучер Потап.
11. Садовник Ерошка.
12. Любовь Любимовна, старшая компаньонка барыни.
Компаньонка — женщина, которую нанимали в барские дома для развлечений, сопровождения куда-либо дам или девиц.
13. Компаньонка на случай бессонницы.
14. Приживалки.
Приживалка — бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.
15. Кастелянша.
Кастелянша — служанка, заведующая хранением и выдачей белья.
16. Шорник.
Шорник — мастер, изготавливающий ременную упряжь и некоторые другие изделия из кожи.
17. Швеи, столяры, портные, прачки, портнихи.
2. Прачка Татьяна.
3. Башмачник Капитон Климов.
4. Дворецкий Гаврила Андреич.
5. Устинья Федоровна, жена дворецкого Гаврилы.
6. Лакей Степан.
Лакей — 1) слуга; 2) раболепный приспешник, подхалим.
7. Харитон, лекарь для госпожи.
8. Буфетчик дядя Хвост.
9. Форейтор Антипка.
Форейтор — кучер, сидящий на передней лошади при упряжке цугом, т. е. гуськом.
10. Кучер Потап.
11. Садовник Ерошка.
12. Любовь Любимовна, старшая компаньонка барыни.
Компаньонка — женщина, которую нанимали в барские дома для развлечений, сопровождения куда-либо дам или девиц.
13. Компаньонка на случай бессонницы.
14. Приживалки.
Приживалка — бедная женщина, живущая из милости в богатом доме.
15. Кастелянша.
Кастелянша — служанка, заведующая хранением и выдачей белья.
16. Шорник.
Шорник — мастер, изготавливающий ременную упряжь и некоторые другие изделия из кожи.
17. Швеи, столяры, портные, прачки, портнихи.
— Кого мы можем особо выделить из дворовых людей?
О Татьяне и Капитоне мы подробно
говорили на предыдущем уроке. Выделим еще раз Гаврилу и лакея Степана: первый
думает о том, как бы выполнить приказание барыни, при этом соблюсти свою выгоду
и не потерять своего положения, второй просто бездумно исполняет приказы барыни
и распоряжения дворецкого.
— Появление
кого из слуг вызывает у читателей улыбку, смех?
Обратим внимание на второстепенный,
казалось бы, образ: это буфетчик дядя Хвост, «к которому все с почтением
обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да: да,
да, да». Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда
надо было отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна «и распоряжался, то
есть только так руками разводил». Когда Герасим распахнул дверь, дядя Хвост
запер окно, когда Герасим захлопнул дверь, дядя Хвост отпер окно. В конце
рассказа дядя Хвост урезонивает Гаврилу, сказав ему: «Ну-у!» В русском языке
есть слово «прихвостень». Тургенев не зря дает этому герою прозвище «дядя
Хвост». Этим он подчеркивает, что у буфетчика нет собственного
мнения, его поступки полностью зависят от команды тех, кто стоит выше него.
— Каковы
основные качества, объединяющие почти всех этих людей?
Отсутствие чувства собственного
достоинства, трусость, лень, желание выслужиться, страх
наказания — все это черты, которые рождены в человеке отношениями
барства и рабства. Раб, который смирился со своим положением человека без
чувств и воли, теряет чувство собственного достоинства, уважение к себе и к
людям. Рабство лишает раба способности к состраданию.
III. Осада
каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню
На четвертом уроке по изучению рассказа
«Муму» мы подходим к важнейшему эпизоду рассказа — эпизоду, который
условно можно назвать «Осада каморки Герасима».
Отметим манеру поведения, которую выбрала барыня
(«...она иногда любила прикинуться загнанной и сиротливой страдалицей...»), и
другие детали, которыми автор характеризует героев:
— трусость Гаврилы («...впереди
выступал Гаврила, придерживая рукою картуз, хотя ветру не было...») и его
попытки не уронить свой авторитет («Смотри, брат, — промолвил
он, — у меня не озорничай!»);
— участие в «операции» дяди
Хвоста;
— услужливость Степана («И Степан
вскарабкался наверх, взял палку, просунул внутрь армяк и начал
болтать в отверстии палкой, приговаривая: „Выходи, выходи!“»).
Еще раз прочитаем абзац: «Герасим
неподвижно стоял на пороге...», подчеркнем развитие противопоставления: в
первый год своей жизни в городе Герасим относился к дворовым как к
своим — сейчас он, великан в «красной крестьянской рубашке», наверху
лестницы, и ему противопоставлены «людишки в немецких кафтанах».
Слово немец буквально
означает немой: первоначально на русской земле так называли всех
иностранцев, которые не умели говорить по-русски. Немой Герасим на самом деле
имеет свой голос, имеет чувство собственного достоинства, тогда как люди,
которые от рождения умеют говорить, страдают душевной немотой.
Отметим реплику Степана: «...он
сделает, коли обещал. Уж он такой... Уж коли он обещает, это наверное. Он на
это не то что наш брат. Что правда, то правда. Да».
Читаем эпизоды
прощания Герасима с Муму и возвращения Герасима в деревню.
— Какие
выражения были вам не совсем понятны?
Поясним, что значит выражение «такого
необыкновенного леща мне в становую жилу поднес» и слова, данные в сносках.
Становая жила — середина
спины.
Поднести (дать) леща — сильно
ударить.
Главный вопрос: почему Герасим не ушел
в деревню вместе с Муму?
IV. Выразительное
чтение отрывка из рассказа
Работаем над чтением отрывка от слов:
«А между тем в ту самую пору...» (с. 240) — до слов: «...между Москвой и
им легло уже тридцать пять верст...» (с. 241).
Непросто передать при чтении
поэтичность описания летней ночи (от слов: «Только что наступившая летняя
ночь...»): длинное предложение, в котором противопоставлены светлая и темная
части неба, сменяется двумя короткими, словно бы задающими тональность, а затем
Тургенев использует предложение-период из ста трех слов. Отметим в этом
предложении необходимые паузы, выделим слова, на которые падает логическое
ударение, и прочитаем так, чтобы передать певучесть тургеневского слога.
Домашнее
задание
Подготовить выразительное чтение
отрывка из рассказа от слов: «А между тем в ту самую пору...»(с. 240) — до
слов: «...между Москвой и им легло уже тридцать пять верст...» (с. 241).
Комментариев нет:
Отправить комментарий