среда, 19 декабря 2012 г.

А. П. ЧЕХОВ. «ХАМЕЛЕОН»


Тогда человек станет лучше, когда вы покажете  ему,  каков  он  есть.
А. П. Чехов



Цели уроков:

— продолжение знакомства учащихся с творчеством А. П. Чехова;
— повторение и закрепление теоретико-литературных понятий;
— обучение анализу произведения «вслед за автором»;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы.
Форма уроков: синтетический урок, включающий в себя слово учителя (презентацию), сообщения учащихся, чтение произведения, беседу о прочитанном.

СОДЕРЖАНИЕ  УРОКОВ

1. Слово учителя с элементами беседы (презентация при условии расширенной подачи биографического материала).
2. Сообщения  учащихся.
Сообщение 1. А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере одного из произведений по выбору учащегося).
Сообщение 2. Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон».

Рассказ А. П. Чехова «Хамелеон» был впервые напечатан в юмористическом журнале «Осколки» в 1884 году с подзаголовком «сценка». Юмористические журналы 1880-х годов не отличались стремлением к сатирическому обличению общественных пороков, к правдивому и глубокому освещению социальной жизни, а ограничивались безобидными зарисовками забавных случаев из жизни, приспосабливаясь к запросам читателя-обывателя, не желающего сильно нервничать, переживать и, главное, задумываться над чем-либо. Кроме «Осколков», издавались юмористические журналы «Будильник»(который должен был, по замыслу его создателей, «будить общественное сознание»), «Стрекоза», «Зритель»  и др.

Среди писателей, поставлявших в эти журналы фельетоны, маленькие очерки и рассказы, шутки и каламбуры, молодой А. П. Чехов выделялся (правда, не всегда и не во всех произведениях тех лет) и значительностью содержания многих своих рассказов на социально-заостренные темы, зачастую сатирически раскрывающих существенные стороны жизни («Маска», «Смерть чиновника», «Унтер Пришибеев», «Хамелеон» и др.), и тем художественным
мастерством, с которым он создавал эти маленькие рассказы. Все дело заключалось в том, что Чехов упорно работал и над зарисовками образов, и над построением каждого произведения, и над точным, ясным, лаконичным и выразительным словом.

К числу таких произведений принадлежит и рассказ «Хамелеон», отличающийся глубоким социальным содержанием и совершенством формы.

Учитывая основной принцип чеховского творчества — максимальную экономию художественных средств («ничего лишнего»), мы должны при чтении этого произведения понять каждый намек писателя, проанализировать каждую деталь, так как у писателей-классиков каждое слово значимо.

Рассказ смешон, однако сразу же возникают вопросы: почему взрослые люди так ведут себя? Кто их такими сделал? Чехов «объясняет» все это, уделяя главное внимание раскрытию внутреннего мира, психологии Очумелова. При этом внешнего портрета полицейского он не дает, но отмечает отдельные детали (жесты, мимику), выражающие настроение Очумелова. Так, с одной стороны, ряд деталей подчеркивает переполняющее Очумелова сознание свой начальственной власти. Заметив толпу, «Очумелов делает полуоборот налево и шагает к
сборищу». Он не просто подходит к толпе, а «врезывается» в нее. Говорит он «строго, кашляя, шевеля бровями». Покончив с разбором дела, он «продолжает свой путь по базарной площади».

С другой стороны, его подхалимство внешне проявляется в выражении его лица, когда он узнает, что собака принадлежит брату генерала. «Владимир Иванович? — спрашивает Очумелов, и все лицо его заливается улыбкой умиления».

Внутренний мир Очумелова, воплощение одновременно и грубо-деспотической, невежественной власти, и подхалима-холопа, проявляется прежде всего в его языке. Синтаксически его речь построена так, что в ней почти отсутствуют спокойные,
повествовательные предложения, подавляющее большинство — или вопросительные, или восклицательные, так как Очумелов или допрашивает, или безапелляционно заявляет. Его «хамелеонство» ярко отражается в быстрой смене интонаций, от нежно-заботливых до резко-грубых. Словарь Очумелова пестрит то ругательствами («болван», «знаю вас, чертей», «я ему покажу кузькину мать» и т. п.), то нелепыми сочетаниями слов («что значит собака и прочий бродячий скот», «ежели каждый свинья будет ей в нос сигаркой тыкать»), указывающими на
очень низкий культурный уровень представителя полицейской власти.

Прекрасно использует автор еще одну деталь,наглядно рисующую смену настроений «хамелеона» Очумелова: мысль, что собака, которую он только что было приказал истребить, принадлежит генералу Жига€лову, бросает его то в жар, то в холод. Когда в первый раз эта мысль была высказана, он приказывает городовому: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто: ужас, как жарко!» А во второй раз его уже знобит: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто... Что-то ветром подуло: знобит».

О «хамелеонстве» как социальном явлении в условиях капиталистического строя говорит не только образ Очумелова, но и образ Хрюкина, и суммарный образ толпы.

В Хрюкине та же смесь нагло-деспотического желания поиздеваться над беззащитным перед ним существом и подхалимства перед властью. Он издевается над собакой («тыкал цыгаркой ей в харю для смеха»), по-видимому, подбил ей лапу (она бежит, «прыгая на трех ногах»), она «дрожит всем телом», в ее глазах — «выражение тоски и ужаса от всего пережитого». Но перед Очумеловым Хрюкин сам дрожит, заискивает перед ним, льстит. Учитывая отношение к нему Очумелова, он то заявляет о своих правах взыскать с владельца штраф, то пытается
сослаться на мирового (т. е. судью, разрешающего гражданские споры), на брата-жандарма как на возможных своих защитников, то смиренно замолкает, видя, что оборот дела не в его пользу.

Толпа, вначале пассивная, тоже выступает против Хрюкина, когда замечает, что Очумелов уже
меняет свое сочувственное отношение к Хрюкину, а в конце рассказа, видя поражение Хрюкина, «хохочет» над ним.

Таким образом раскрывается идейный смысл рассказа «Хамелеон». Писатель клеймит в своем
произведении типичное для того времени социальное явление, закономерно выросшее на основе бесчеловечного общества: отсутствие в человеке чувства собственного достоинства и чести. Лишенный этих качеств человек по отношению к зависимым от него лицам проявляет себя как деспот, свой произвол считает законом, а в отношении к стоящим выше его — подхалим, холоп по натуре.

Эти внешне контрастные превращения одного и того же человека в зависимости от обстоятельств, в которые он попадает, Чехов метко обозначил: назвав свой рассказ «Хамелеон», А. П. Чехов символически раскрыл его идейное содержание.

3. Чтение произведения (по любому источнику).
4. Беседа о прочитанном с элементами пересказа  и  словесного  рисования.
— Итак, читая рассказ А. П. Чехова «Хамелеон», вы весело смеялись. Что вызвало у вас такой
задорный смех? Расскажите об этом.
— Перескажите кратко тот фрагмент рассказа, который вам больше всего понравился.
— С чего начинается сам рассказ?
— Какую картину жизни городка рисует писатель?
(Сонная жизнь городка практически не нарушается никакими событиями: «Кругом тишина... На
площади ни души» и т. д.)
— Чем занят надзиратель Очумелов? Что указывает в данный момент на его занятие?
(«Узелок» в руках надзирателя и «решето» с конфискованным крыжовником. Надзиратель Очумелов, сопровождаемый городовым, обходит на базаре лавки «по служебной надобности». Все это говорит о том, что и беспорядки он устраняет небескорыстно.)
— Можете ли вы назвать элементы сюжета данного рассказа?
— Есть ли в этом рассказе Антона Чехова экспозиция? Зачитайте этот фрагмент.
— Где и как дается завязка действия? Найдите ее в тексте.
(Причина, которая нарушает обычный ход событий, тихую жизнь городка. Данная причина —
крик человека и визгсобаки — увязывает все остальные действия персонажей. После слов городового «Никак беспорядок, ваше благородие!» начинается действие рассказа как таковое.)
— Как вы полагаете, почему Чехов изначально дал рассказу подзаголовок — сценка? Если сценка, то перед нами — драматическое произведение? 
— В чем заключается драматургия рассказа «Хамелеон»?
(Рассказ построен как драматургическое произведение, на основе полилога действующих лиц. Как в драматической сценке, характеристика героев дается главным образом посредством диалогов и поведения персонажей. Автор не вмешивается в события, не вторгается в ткань повествования со своими замечаниями или рассуждениями.)
— Какие черты личности надзирателя Очумелова наглядно выступают в его «превращениях»?
Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
— Как проявляется в описаниях Очумелова авторский психологизм?
(Показана быстрая смена поведения, происходящая из-за смены настроения персонажа. Психологически верно показано, как человек боится попасть впросак, боится и опозориться — он начальник, значит, всегда прав, — и оказаться в немилости у начальства.)
— Найдите в тексте кульминацию в развитии сюжета.
(Разговор с Прохором — поваром генерала. Здесь с особой силой проявляется подхалимство,
холопство натуры Очумелова. Когда он говорит о генерале и его брате, он буквально захлебывается от рабского умиления: «Да разве братец ихний приехал?.. Ишь ты, Господи!» Но, проводив Прохора с собакой, Очумелов вновь входит в свою начальственную роль и, уходя, грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя».)
— Зачитайте развязку сюжета. Жизнеподобна ли она?
— Можно ли утверждать, что хамелеонство — вневременная, общечеловеческая черта характера и / или жизни общества? Аргументируйте свой ответ.
— Как вы считаете, актуально ли такое поведение сегодня? Почему? Докажите примерами из
жизни или из произведений литературы.

Домашнее задание.
Для всего класса: — прочитать рассказы «Хамелеон» и"Злоумышленник": речевая характеристика героев.
Индивидуальные задания: — проиллюстрировать рассказ «Хамелеон» (по желанию);
— письменно ответить на вопрос «Что такое хамелеонство?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога