План анализа поэтического текста
(восприятие, истолкование, оценка)
Скажем сразу,
что план этот - примерный, возможный, скорее памятка, ориентир, но ни в коем
случае не догма. Стихотворение - "живое", "пульсирующее
смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части
- вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать,
комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в
большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в стихотворении (например, средства художественной
выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…
Восприятие:
Какое впечатление
произвело на вас стихотворение? Чем привлекло среди других произведений поэта,
его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в
вашем воображении, когда вы читаете стихотворение? Как лучше его читать - вслух
или "про себя"? Почему? Каким настроением проникнуто произведение?
Меняется ли оно? Почему?
Истолкование:
Тема стихотворения (ситуация, воплощенная в произведении,
которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя
гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название
представляет собой метафору или имеет символическое значение -
"Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее
требуется "расшифровать"). К темам (в широком смысле) лирических
стихотворений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть,
поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический
герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать
поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание,
воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам
стихотворение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т.
д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных
типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится
одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).
Жанр стихотворения: элегия, ода, стансы, лирическое
стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров
следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое
издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой
создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в
рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм,
реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут
выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая
ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда
поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или
наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это
обстоятельство в процессе размышления над стихотворением.
Композиция. Построение стихотворения связано с
логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на
строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей
произведения, если они выделяются в тексте.
Средства художественной выразительности (тропы -
метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры -
обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для
усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора,
повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько
определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи
стихотворения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.
Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства,
придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда
сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует,
что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак). Ритм, размер,
рифма - формальные средства построения стихотворения, направленные на
раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером
поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста),
ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации
стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего
смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит
плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к
интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный
передавать различные интонации и настроения.
Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей
стихотворения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте
произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь
идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых,
помните: то или иное слово, значение которого вам кажется
"прозрачным" в языке, может приобретать в контексте стихотворения
новое, не свойственное ему значение.
Оценка:
Как раскрылся лирический герой в этом стихотворении? Что
можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к
жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы
стихотворения)? Что открыло стихотворение вам, как изменило ваши представления
о мире? Станет ли для вас автор этого стихотворения узнаваемым и близким?
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕСТА НА ПРИМЕРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
А.С.ПУШКИНА «К***»
(«Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ»)
ВОСПРИЯТИЕ.
Стихотворение является одним из наиболее известных в
пушкинской и вообще русской любовной лирике. Но тема его не просто «тема
любви». Оно о многом: о памяти и забвении, о темных и светлых периодах
человеческой жизни, о сне души и ее пробуждении… Мне кажется, что часто,
декламируя его, люди не понимают, что перед нами не просто текст, а сокровенные
мысли Пушкина о законах человеческой жизни и сердца. Поэтому для меня оно
звучит негромко, раздумчиво, словно, читая, вспоминаешь свою жизнь.
Удивительно, что внутри этих шести строф настроение меняется дважды: от
мгновения высокого восторга при встрече с «гением чистой красоты» - к унынию и
забвению обо всем, что есть сама жизнь – и
вновь к пробуждению и обретению полноты бытия.
ИСТОЛКОВАНИЕ
Тема
Тема
стихотворения, таким образом, выглядит по-разному на разных уровнях прочтения.
Но основной тем не менее, конечно, является тема любви. В стихотворении также
присутствует тема встречи и разлуки с любимой и любовью, тема потери и
обретения смысла жизни, тема одиночества.
Жанр
стихотворения
Перед нами лирическое стихотворение, посвященное
интимным переживаниям и размышлениям поэта (что является родовым признаком
лирики), но также можно увидеть черты послания, так как текст стихотворения содержит
непосредственное обращение («ты») к возлюбленной и названо достаточно
традиционно для этого жанра («К***), только, в отличие от многих других
посланий («К Чаадаеву», «К Дельвигу» и т.д.), имя адресата скрыто от
любопытного внимания читателя. Хотя теперь всем известно и имя адресата – Анна
Петровна Керн, молодая женщина, с которой Пушкин встретился у соседей по
Михайловскому Осиповых.
Композиция
Стихотворение
состоит из трех смысловых частей. Первая часть, которую в сюжете лирического
стихотворения можно назвать «Встреча и разлука», рассказывает о сохраненном в памяти
лирического героя «мгновении» встречи с «мимолетным видением чистой красоты», с
«гением ее». Образ «гений чистой красоты» взят Пушкиным из стихотворения его
учителя в поэзии В.А.Жуковского «Лалла Рук». По словам Жуковского, «не с нами
обитает гений чистой красоты», то есть это некий идеальный образ, неземной. У
Пушкина же это реальная, живая, земная женщина( «как гений…»), и все
дело в том, что это он, лирический герой, увидел в ней «гений чистой красоты»,
душа его смогла разгадать черты божества («явилась», «чистая», «небесные») в
человеке.
Затем
они расстались, но и в самой «безнадежной грусти», в «тревогах шумной суеты»
ему «звучал голос нежный», «снились милые черты». Память о встрече жила в его
душе и помогала выжить. Память и ее способность оживлять прошедшее, переживать
его вновь – один из главных мотивов пушкинской лирики («Погасло дневное
светило…», «Вновь я посетил…» и др.).
Вторая
часть – «Забвение и одиночество». Время(«шли годы») – один из суровых
повелителей человеческой жизни, оно диктует нам свои неумолимые законы. Пушкин
знает об это давно: «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…»- торопит
он своего товарища , пока не поздно, пока не погас юношеский огонь прекрасной
мечты, воплотить задуманное в жизнь. Но здесь «виновато» не только время ,
«бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты» - разочарование, заблуждение – они
тоже знакомы Пушкину, стоит хотя бы «Демона» вспомнить. «Небесные черты»
забыты, небесный идеал отторжен. «Одиночество», «глушь», «мрак» - вот образ
мира без любимого человека, мира без идеала, мира безжизненного – «без
божества, без вдохновенья, без слез, без жизни, без любви». Жизнь без жизни.
Такое уже было и будет у Пушкина – «как труп в пустыне я лежал», «сердце пусто,
празден ум, и томит меня тоскою однозвучный жизни шум».
Но
в третьей части – «Пробуждение души». Таков закон жизни по Пушкину – «час
уныния пройдет, час веселья, верь, настанет!», «исчезают заблужденья с души
измученной…и возникают в ней виденья первоначальных чистых дней». И с
пробуждением души возвращается Она, и способность видеть в ней все тот же
«гений чистой красоты», «и божество, и вдохновенье» etc - все то, что и составляет смысл истинной, духовной,
творческой жизни.
Средства
художественной выразительности
В основе композиции лежит система повторов – в 1 и 5
строфах – «явилась ты, как мимолетное виденье, как гений чистой красоты». Жизнь
прошла круг (или сделала один из витков в сложной спирали человеческого бытия)
– все правильно, «все так, как должно быть», душа вернулась к своему
первоначальному, чистому восприятию мира. У Пушкина это и есть движение :
заблуждения - и вновь возвращение к
первоначальному идеалу, но на новом витке жизни, с новым ее понимаем, умением
ценить ее дары.
Образ
возлюбленной создают эпитеты, являющие нам неповторимый облик земной женщины, в
которой виден божий замысел о человеке – красота: «явилась», «небесные черты»,
«гений…» - и «голос нежный», «милые черты».
Образ
жизни истинной и жизни бессмысленной создается в четвертой и шестой строфах –
опять повтор. И внутри : повтор «без» - ощущение пустоты бытия в 4 строфе , и повтор «и» - возвращение всего
необходимого человеку для жизни в 6 строфе.
Ритм,
размер, рифма
Четырехстопный
ямб (-/ -/ -/ -/) – наиболее популярный у Пушкина размер, рифма перекрестная (abab) – создают интонацию повествования, размеренного,
обдуманного, невзволнованного – ведь все уже прошло, и герой только вспоминает
(«Я помню…» - сейчас).
ОЦЕНКА
В контексте пушкинской лирики это
стихотворение перестает звучать для меня как простой комплимент любимой женщине
– «О, дорогая! Ты как гений чистой красоты, ты возвращаешь к жизни!» Нет.
Лирический герой спокойно и мудро повествует о том, что человеческая душа
способна уловить божественную красоту в другом человеке и полюбить ее так же
возвышенно и чисто, как любит бога. Но время, страсти, заблуждения,
свойственные человеку, могут лишить идеал прежнего смысла, разрушить гармонию
человеческой души, погрузить ее в сон. Но «сила благодатная» пушкинской поэзии,
его «лелеющая душу гуманность» в том и состоит, что он всегда говорит о
возрождении, пробуждении человеческой души. А еще я поняла, что человек не
живет, если не верит в красоту мира, не испытывает вдохновения, не проливает
слез и не любит.
Комментариев нет:
Отправить комментарий