- «вступительный этап» (раннее лицейское творчество с 1814 по 1815 г.) «как писать»
и три семилетия (
- раннее – 1816–1823 гг., «что писать»
- зрелое – 1823–1830 гг., «что писать»
- позднее – 1830–1837 гг.). «смысл жизни»
(Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983. С. 253–259). Впоследствии В. С. Непомнящий определит их следующим образом: раннее семилетие характеризуется идеей «как писать», зрелое – «что писать», позднее – «смысл жизни». Несмотря на заявленные периодизации, проблема остается пока не решенной, поскольку авторам не удалось органически сочетать биографию и творчество: предпочтение, отдаваемое переменам в области стиля перед биографическими фактами, искажает картину эволюции личности и творчества Пушкина. Поэтому в общих и специальных курсах, а также в книгах, где систематически излагается жизнь поэта в связи с творчеством или творчество в связи с жизнью, в силе остается периодизация, положенная в основу книги Б. В. Томашевского «Пушкин» (Т. 1, 2. М., 1990) и сохраненная Ю. М. Лотманом в его известной биографии Пушкина (Лотман Ю. М. Биография писателя. Л., 1983).
Период творчества
|
Основные темы
|
Особенности художественного стиля и мировоззрения
|
Произведения
|
Лицейский
период
(1811 –
1816/17г.г.)
|
Любовь,
дружба, свобода
|
Особенностью
раннего творчества А.С. Пушкина является практическое отсутствие ученического
периода. Он сразу начал писать технически виртуозно. Главной проблемой
лицейского периода творчества поэта стал поиск своей творческой манеры.
Эксперименты
в области разных лирических жанров: дружеское
послание, ода, элегия и
т.д.
|
«К Лицинию»,
«К Наталье» (1813), «Пирующие студенты», «К другу-стихотворцу» (1814).
|
Петербургский
период
(1816/17 –
1820 г.г.)
|
Любовь,
дружба, свобода, творчество
|
Это этап
романтического творчества А.С. Пушкина
|
«Вольность»
(1817), «Деревня» (1819), «Погасло дневное светило…» (1820)
«К
Чаадаеву» (1818), «Руслан и Людмила»,
|
Период
южной ссылки
(1820 –
1823/24 г.г.)
|
В южной
ссылке романтизм становится главным методом.
|
«Кинжал»
(1821), «Узник» (1822), «Песнь о Вещем Олеге» (1822), «Телега жизни» (1823),
«Свободы сеятель пустынный…» (1823)
«Бахчисарайский
фонтан», «Кавказский пленник», «Цыганы»,1-2 глава «Евгения Онегина».
|
|
Период
ссылки в Михайловское (1824 – 1826 г.г.)
|
Любовь,
дружба, свобода, творчество, история .
|
Становление
реализма.
|
«Я помню
чудное мгновенье…» (1825), «19 октября 1825», «Пророк» (1826),
"Борис
Годунов", "Граф Нулин", Полтава", главы из "Евгения
Онегина", лирика
|
Период
«скитаний»
(1826 –
1830 г.г).
|
Любовь,
дружба, свобода, творчество, история .
|
«Во
глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Анчар» (1828),
«Поэту» (1830)
|
|
Болдинская
осень и позднее творчество
(1830 –
1837 г.г.)
|
Любовь,
дружба, свобода, поэт и поэзия, история, усиливается философское звучание
всех тем, появляется мотив подведения итогов.
|
Развитие
принципов реализма
|
«Эхо» (1831), «Клеветникам россии» (1831), «Пора,
мой друг, пора» (1834), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг…»
(1836), «Отцы пустынники и жены непорочны…» (1836), «Из Пиндемонти» (1836)
«Повести Белкина», завершение работы над «Евгением
Онегиным», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Пиковая дама»,
«Капитанская дочка», лирика.
|
Ещё в Лицее наступает момент, когда ядро собственно пушкинского стиля, пусть не до конца оформившегося и осознавшего себя, начинает просвечивать довольно явственно. Это происходит в 1816 году, в таких стихотворениях, как, например, «Друзьям», отчасти «Сон» и в особенности — «Желание»; в последнем наиболее сильно и уверенно заявляют о себе некоторые фундаментальные творческие принципы Пушкина-лирика, благодаря чему это стихотворение резко выделяется среди всего почти лицейского творчества и может казаться произведением зрелого периода…
С указанного момента эта биография с символической чёткостью (которую вовсе не умаляет доля условности, присущая любой периодизации) делится на три хронологически равных этапа — на три семилетия:
• раннее — 1816–1823 гг. (центральный момент «кризиса 20-х годов»);
• зрелое — 1823–1830 гг. («болдинская осень»);
• позднее — 1830–1837 гг.
При всём различии… два этапа — вступительный (до 1816 года) и раннее семилетие (1816–1823) — сходны по характеру творческого поведения. В полном соответствии с духом времени молодой Пушкин больше оглядывается вокруг, чем всматривается в себя… Это были поиски в первую очередь литературные… Рубеж между первым семилетием и вторым приходится на 1823 г.: кульминационный момент духовного переворота, так называемого кризиса 20-х годов, сыгравшего беспримерную, решающую роль во внутренней жизни Пушкина, отразившегося в стихотворениях, которые отмечены душевным смятением, даже надрывом, острее всего в «Демоне» (1823). Второе семилетие — это этап, когда было окончательно осознано и в стихотворении о встрече с «шестикрылым серафимом» (1826) провозглашено кредо, определившее весь дальнейший путь Пушкина. На этом этапе уверенно творился лирический космос… Этот этап через «болдинскую осень» — 1830 г. (рубеж второго и третьего семилетий) вывел в поздний период (1830–1837), когда в пушкинском творчестве, по выражению Достоевского, «засияли идеи всемирные»… Вряд ли случайно то, что оно совпадает с семилетним периодом работы над «Евгением Онегиным»: 1823 г. — первая глава, 1830-й — восьмая…
Зрелое семилетие Пушкина — это в полном смысле слова «онегинское» семилетие; начало его и ознаменовано «началом большого стихотворения», заявляющего себя как такое «стихотворение», в герои которого автор «годится»…
(В. С. Непомнящий)
Википедия
o
6.2Дуэли
Очень помогло,спасибо,спас меня на зачёте)
ОтветитьУдалить