вторник, 20 ноября 2012 г.

Периодизация творчества А.С.Пушкина

Одной из последних периодизаций является периодизация В. С. Непомнящего, который выделяет в биографии и творчестве Пушкина:
  • «вступительный этап» (раннее лицейское творчество с 1814 по 1815 г.) «как писать»
и три семилетия (
  • раннее – 1816–1823 гг., «что писать»
  • зрелое – 1823–1830 гг., «что писать»
  • позднее – 1830–1837 гг.). «смысл жизни»
(Непомнящий В. Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине. М., 1983. С. 253–259). Впоследствии В. С. Непомнящий определит их следующим образом: раннее семилетие характеризуется идеей «как писать», зрелое – «что писать», позднее – «смысл жизни». Несмотря на заявленные периодизации, проблема остается пока не решенной, поскольку авторам не удалось органически сочетать биографию и творчество: предпочтение, отдаваемое переменам в области стиля перед биографическими фактами, искажает картину эволюции личности и творчества Пушкина. Поэтому в общих и специальных курсах, а также в книгах, где систематически излагается жизнь поэта в связи с творчеством или творчество в связи с жизнью, в силе остается периодизация, положенная в основу книги Б. В. Томашевского «Пушкин» (Т. 1, 2. М., 1990) и сохраненная Ю. М. Лотманом в его известной биографии Пушкина (Лотман Ю. М. Биография писателя. Л., 1983).
Период творчества
Основные темы
Особенности художественного стиля и мировоззрения
Произведения
Лицейский период
(1811 – 1816/17г.г.) 
Любовь, дружба, свобода
Особенностью раннего творчества А.С. Пушкина является практическое отсутствие ученического периода. Он сразу начал писать технически виртуозно. Главной проблемой лицейского периода творчества поэта стал поиск своей творческой манеры.
Эксперименты в области разных лирических жанров: дружеское посланиеода, элегия и т.д.
«К Лицинию», «К Наталье» (1813), «Пирующие студенты», «К другу-стихотворцу» (1814).
Петербургский период
(1816/17 – 1820 г.г.)
Любовь, дружба, свобода, творчество
Это этап романтического творчества А.С. Пушкина
«Вольность» (1817), «Деревня» (1819), «Погасло дневное светило…» (1820)
«К Чаадаеву» (1818), «Руслан и Людмила»,
Период южной ссылки
(1820 – 1823/24 г.г.)
В южной ссылке романтизм становится главным методом.
«Кинжал» (1821), «Узник» (1822), «Песнь о Вещем Олеге» (1822), «Телега жизни» (1823), «Свободы сеятель пустынный…» (1823)
«Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Цыганы»,1-2 глава «Евгения Онегина».
Период ссылки в Михайловское (1824 – 1826 г.г.)
Любовь, дружба, свобода, творчество, история .
Становление реализма.
«Я помню чудное мгновенье…» (1825), «19 октября 1825», «Пророк» (1826),
"Борис Годунов", "Граф Нулин", Полтава", главы из "Евгения Онегина", лирика
Период «скитаний»
(1826 – 1830 г.г).
Любовь, дружба, свобода, творчество, история .
«Во глубине сибирских руд» (1827), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Анчар» (1828), «Поэту» (1830)
Болдинская осень и позднее творчество
(1830 – 1837 г.г.) 
Любовь, дружба, свобода, поэт и поэзия, история, усиливается философское звучание всех тем, появляется мотив подведения итогов.
Развитие принципов реализма
«Эхо» (1831), «Клеветникам россии» (1831), «Пора, мой друг, пора» (1834), «Вновь я посетил…» (1835), «Я памятник себе воздвиг…» (1836), «Отцы пустынники и жены непорочны…» (1836), «Из Пиндемонти» (1836)
«Повести Белкина», завершение работы над «Евгением Онегиным», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «Пиковая дама», «Капитанская дочка», лирика.
Ещё в Лицее наступает момент, когда ядро собственно пушкинского стиля, пусть не до конца оформившегося и осознавшего себя, начинает просвечивать довольно явственно. Это происходит в 1816 году, в таких стихотворениях, как, например, «Друзьям», отчасти «Сон» и в особенности — «Желание»; в последнем наиболее сильно и уверенно заявляют о себе некоторые фундаментальные творческие принципы Пушкина-лирика, благодаря чему это стихотворение резко выделяется среди всего почти лицейского творчества и может казаться произведением зрелого периода…
С указанного момента эта биография с символической чёткостью (которую вовсе не умаляет доля условности, присущая любой периодизации) делится на три хронологически равных этапа — на три семилетия:
• раннее — 1816–1823 гг. (центральный момент «кризиса 20-х годов»);
• зрелое — 1823–1830 гг. («болдинская осень»);
• позднее — 1830–1837 гг.
При всём различии… два этапа — вступительный (до 1816 года) и раннее семилетие (1816–1823) — сходны по характеру творческого поведения. В полном соответствии с духом времени молодой Пушкин больше оглядывается вокруг, чем всматривается в себя… Это были поиски в первую очередь литературные… Рубеж между первым семилетием и вторым приходится на 1823 г.: кульминационный момент духовного переворота, так называемого кризиса 20-х годов, сыгравшего беспримерную, решающую роль во внутренней жизни Пушкина, отразившегося в стихотворениях, которые отмечены душевным смятением, даже надрывом, острее всего в «Демоне» (1823). Второе семилетие — это этап, когда было окончательно осознано и в стихотворении о встрече с «шестикрылым серафимом» (1826) провозглашено кредо, определившее весь дальнейший путь Пушкина. На этом этапе уверенно творился лирический космос… Этот этап через «болдинскую осень» — 1830 г. (рубеж второго и третьего семилетий) вывел в поздний период (1830–1837), когда в пушкинском творчестве, по выражению Достоевского, «засияли идеи всемирные»… Вряд ли случайно то, что оно совпадает с семилетним периодом работы над «Евгением Онегиным»: 1823 г. — первая глава, 1830-й — восьмая…
Зрелое семилетие Пушкина — это в полном смысле слова «онегинское» семилетие; начало его и ознаменовано «началом большого стихотворения», заявляющего себя как такое «стихотворение», в герои которого автор «годится»…
(В. С. Непомнящий)

Википедия 

·         1Биография
·         2Внешность
o    6.2Дуэли
·         7Комментарии
·         8Примечания
·         9Литература
·         10Ссылки

1 комментарий:

Архив блога