русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

пятница, 21 октября 2016 г.

Мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор слова от InternetUrok.ru

Мор­фем­ный и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор слова – это два вза­и­мо­свя­зан­ных этапа ана­ли­за струк­ту­ры слова, целью ко­то­рых яв­ля­ет­ся опре­де­ле­ние со­ста­ва (или струк­ту­ры) слова и спо­со­ба об­ра­зо­ва­ния слова.
Смотреть урок
Услов­но обо­зна­ча­ет­ся циф­рой², спра­ва ввер­ху над сло­вом (рис. 1).
Рис. 1. При­мер услов­но­го обо­зна­че­ния
Такой вид раз­бо­ра фор­ми­ру­ет ор­фо­гра­фи­че­ские на­вы­ки.
Возь­мем два слова (рис. 2).
Рис. 2. Слова
На­пи­са­ние со­глас­ных в этих сло­вах за­ви­сит от того, к какой мор­фе­ме от­но­сит­ся буква к в про­из­во­дя­щем­су­ще­стви­тель­ном (рис. 3): в слове доска буква к при­над­ле­жит корню, при­ла­га­тель­ном до­ща­тый перед суф­фик­сом -ат- пишем щ (рис. 3), в слове бру­сок буква к при­над­ле­жит суф­фик­су, в при­ла­га­тель­ном брус­ча­тый пишем букву ч (рис. 4).
Рис. 3. При­мер слова
Рис. 4. При­мер слова
Сле­ду­ет пом­нить, что раз­бор слова по со­ста­ву необ­хо­ди­мо про­из­во­дить в со­от­вет­ствии с нор­ма­ми со­вре­мен­но­го рус­ско­го языка. Слова бо­га­тый и по­ло­са­тый ко­гда-то имели сход­ное стро­е­ние: были об­ра­зо­ва­ны с по­мо­щью суф­фик­са -ат- от со­от­вет­ству­ю­щих су­ще­стви­тель­ных бог и по­ло­са. В со­вре­мен­ном языке слово бо­га­тый не объ­яс­ня­ет­ся су­ще­стви­тель­ным бог, суф­фикс -ат- по­те­рял свое зна­че­ние, вы­де­ля­ем толь­ко ко­рень богат (рис. 5). А слово по­ло­са­тый со­хра­ни­ло свое стро­е­ние, ко­рень полос, суф­фикс -ат- (рис. 6).
Рис. 5. При­мер
Рис. 6. При­мер

 План морфемного разбора

1. Вы­пи­сать слово в той форме, в какой оно предо­став­ле­но в пред­ло­же­нии. Опре­де­лить слово как часть речи (из­ме­ня­е­мая или неиз­ме­ня­е­мая часть речи).
2. У из­ме­ня­е­мо­го слова вы­де­лить окон­ча­ние и ука­зать его зна­че­ние. Чтобы опре­де­лить окон­ча­ние, необ­хо­ди­мо слово про­скло­нять или про­спря­гать. По­смот­реть, какое зна­че­ние вы­ра­жа­ет окон­ча­ние, и ука­зать это.
3. Ука­зать ос­но­ву слова.
4. Вы­де­лить ко­рень слова; по­до­брать од­но­ко­рен­ные слова.
5. Вы­де­лить при­став­ки, суф­фик­сы, пост­фик­сы, со­еди­ни­тель­ные глас­ные (если есть); по­до­брать слова с та­ки­ми же при­став­ка­ми, суф­фик­са­ми и т. д., но с дру­гим кор­нем.
Все­гда можно вы­де­лить ос­но­ву раз­би­ра­е­мой формы, окон­ча­ние (вклю­чая ну­ле­вое окон­ча­ние) вы­де­ля­ет­ся толь­ко в из­ме­ня­е­мых ча­стях речи (нет окон­ча­ний у де­е­при­ча­стий, на­ре­чий, слу­жеб­ных ча­стей речи и неко­то­рых су­ще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных).
Не пу­тать слова с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем и слова, у ко­то­рых окон­ча­ния нет!
Ну­ле­вое окон­ча­ние про­ти­во­по­став­ля­ет­ся окон­ча­нию, ма­те­ри­аль­но вы­ра­жен­но­му (рис. 7).
Рис. 7. При­мер
Мяг­кий знак, сто­я­щий в конце слов, не яв­ля­ет­ся окон­ча­ни­ем.

 План словообразовательного разбора

1. Слово по­ста­вить в на­чаль­ную форму. Ука­зы­ва­ем ос­но­ву слова и опре­де­ля­ем, яв­ля­ет­ся ли оно про­из­вод­ным.
2. Если слово про­из­вод­ное, под­би­ра­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ную пару (слово, от ко­то­ро­го об­ра­зо­ва­но раз­би­ра­е­мое слово).
3. Ука­зы­ва­ем ос­но­ву в про­из­во­дя­щем слове.
4. Ука­зы­ва­ем сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные при­став­ки, суф­фик­сы, пост­фик­сы (если они есть).
5. Ука­зы­ва­ем спо­соб об­ра­зо­ва­ния раз­би­ра­е­мо­го слова.

 Обратите внимание!

При мор­фем­ном раз­бо­ре ана­ли­зи­ру­ет­ся форма слова, ко­то­рая пред­став­ле­на в тек­сте.
При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном раз­бо­ре раз­би­ра­е­мое слово ста­вим в на­чаль­ную форму.
Для опре­де­ле­ния, яв­ля­ет­ся ли слово про­из­вод­ным (т. е. об­ра­зо­ва­лось ли оно от дру­го­го слова), необ­хо­ди­мо об­ра­тить вни­ма­ние на со­став его ос­но­вы (в на­чаль­ной форме).
Если ос­но­ва на­чаль­ной формы со­сто­ит из од­но­го корня, то оно обыч­но яв­ля­ет­ся непро­из­вод­ным. Ис­клю­че­ния со­ста­вят слова, об­ра­зо­ван­ные путем:
- ну­ле­вой суф­фик­са­ции;
- пе­ре­хо­да из одной части речи в дру­гую.
Если ос­но­ва раз­би­ра­е­мо­го слова со­сто­ит из корня или при­став­ки и суф­фик­са, такое слово обыч­но яв­ля­ет­ся про­из­вод­ным, т. е. об­ра­зо­ва­но от дру­го­го слова. Ис­клю­че­ния со­став­ля­ют неко­то­рые бес­при­ста­воч­ные гла­го­лы.
Слож­ное слово все­гда про­из­вод­ное.

 Тренировочные упражнения

За­да­ние 1 (рис. 8).
Рис. 8. При­мер
Раз­бе­рем слово го­ло­ву
Мор­фем­ный раз­бор:
Вы­пи­сы­ва­ем слово в форме, в ко­то­рой оно пред­став­ле­но в пред­ло­же­нии.
1. го­лов-у (имя су­ще­стви­тель­ное).
2. Из­ме­ня­е­мая часть речи. Окон­ча­ние – у. Вы­ра­жа­ет зна­че­ние ж. р., ед. ч., В. п. Срав­ни­те: го­лов-а, го­лов-ой.
3.Ос­но­ва формы – го­лов-.
4. Ко­рень – го­лов-.
Од­но­ко­рен­ные слова: го­лов-н-ой, го­лов-аст-ый.
5. При­ста­вок и суф­фик­сов в этой форме нет.
Сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор:
1. На­чаль­ная форма – го­ло­ва.
2. Ос­но­ва слова – го­лов-.
Ос­но­ва непро­из­вод­ная (со­сто­ит из од­но­го корня).
За­да­ние 2 (рис. 9)
Рис. 9. При­мер
Раз­бе­рем слово влюб­ле­на.
Мор­фем­ный раз­бор:
Вы­пи­сы­ва­ем слово в форме, в ко­то­рой оно пред­став­ле­но в пред­ло­же­нии.
1. в-любл-ен-а
2. Из­ме­ня­е­мая часть речи. Окон­ча­ние – а. Вы­ра­жа­ет зна­че­ние ед. ч., ж. р.
Срав­ни­те: в-люб-ен, в-любл-ен-ы.
3. Ос­но­ва формы – в-любл-ен-.
4. Ко­рень – любл-.
Од­но­ко­рен­ные слова:
люб-овь, люб-им-ый (че­ре­до­ва­ние б/бл)
5. в- – при­став­ка. Как в сло­вах: в-плет-енн-ый, в-нес-енн-ый.
-ен- – суф­фикс, как в сло­вах: в-плет-ен-а, в-ключ-ен-а.
Сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор:
1. На­чаль­ная форма – влюб­лен­ный.
2. Ос­но­ва – в-любл-ен-. Ос­но­ва про­из­вод­ная. Срав­ни­те: в-любл-ен, в-любл-ен-ы.
3. Гла­гол в-люб-и-ть об­ра­зо­вал слово в-любл-енн-ый.
4. -енн- – суф­фикс
5. Суф­фик­саль­ный спо­соб об­ра­зо­ва­ния слова.
______________________________

Морфемный и словообразовательный разбор слова на Русский язык 865 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога