понедельник, 2 марта 2015 г.

Любовная лирика Лермонтова

Любовная тема пронизана мотивами страдания, неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.
Неразделенная любовь, начиная с самых ранних стихов и на протяжении всего творчества, выступает как лейтмотив, наряду с темой страдания от измены любимого человека или от обманчивости всей жизни, разочарования, неверия в прочность женского чувства, ревности. Скорбные настроения, чувство оскорбленной гордости, отчаяние.
Если в пушкинских стихах любовь - это светлое чувство, дарующее человеку ощущение гармонии, просветление, надежду, счастье, богатство душевных переживаний, то в лермонтовской лирике любовь чаще окрашена в мрачные тона.
Темы-спутники - обман, измена, одиночество. В любви лирический герой не находит счастья, он мечтает о нем, надеется, но не обретает, а краткие мгновения счастья так мимолетны, что вызывают сомнения в своей неиллюзорности, отсюда - важность образов сновидения, мечты, воспоминания, то есть всего того, что может увести человека от реального мира или дать ему возможность на время забыть о нем, погрузившись в мир грез, фантазии, мечтаний.
В стихах Лермонтова блуждает сюжет о том, что светское общество (с ним обычно связаны символические мотивы маски, маскарада, фальши) губительно для любовного чувства, светские женщины в любви коварны и жестоки, а искреннее и живое чувство становится в свете предметом насмешек, злословия.
Стихи о любви часто рисуют лирического героя как человека презрительно гордого, саркастичного, язвительного, не смиренно преклоняющего колени перед возлюбленной, а словно бы бросающего ей вызов, не благословляющего ее, а пророчащего ей муки или жизненную пустоту.
Из немногих исключений - стихотворение «Молитва» 1837 года, где звучит мольба о счастье любимой женщины, о ее душе, где внутренняя драма героя, одинокого странника с пустынной душой, отступает перед образом героини с ее чистотой и беззащитностью перед враждебными силами «мира холодного». Интонация просветленной грусти, звучание религиозной темы - важные приметы стихотворения.

«ИВАНОВСКИЙ ЦИКЛ»
«СУШКОВСКИИ ЦИКЛ»
СТИХИ ВАРВАРЕ ЛОПУХИНОЙ
«Она не гордой красотою...»
«Молитва»
СТИХИ ЕКАТЕРИНЕ БЫХОВЕЦ
_______________________
«Нет, не тебя так пылко я люблю...»
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы -
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!., прости! люби другого,

____________________

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья »
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!


_________________________________________________________________



Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!


____________________________________________________________

Я не люблю тебя; страстей
И мук умчался прежний сон;
Но образ твой в душе моей
Все жив, хотя бессилен он;
Другим предавшися мечтам,
Я все забыть его не мог;
Так храм оставленный — все храм,
Кумир поверженный — все бог!
___________________________________________

ОТЧЕГО
Мне грустно, потому что я тебя люблю,
И знаю: молодость, цветущую твою
Не пощадит молвы коварное гоненье.
За каждый светлый день иль сладкое мгновенье
Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.
Мне грустно... потому что весело тебе.
_______________________________
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
______________________________



Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием.
Но о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием.
Не за свою молю душу пустынную.
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу дену невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания.
Молодость светлую, старость покойную.
Сердцу незлобному мир упования.
________________________________









Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога