|
Тема урока
|
Содержание урока.
|
Формы работы
|
Основные выводы урока
|
1 |
А.С.Грибоедов. Эпоха, личность, судьба.
|
Своеобразие эпохи. Мировоззрение поколения декабристов.
Биография Грибоедова. Его имя в русской литературе,
музыке, истории. История замысла комедии «Горе от ума».
|
Лекция.
Элементы анализа текста (отрывки статьи Лотмана «Декабрист
в быту», отрывки романа Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара, «Письмо Катенину»
Грибоедова ) и беседы.
Презентация (слайды, музыка).
|
|
2
|
Комедия «Горе от ума». Главные герои комедии. Конфликт.
|
Первое действие комедии. Знакомство с домом Фамусова и его
обитателями. Завязка конфликтов
(уровень мотивов) – частного,
любовного, и общественного,
идеологического.
|
Пересказ. Беседа. Анализ «афиши», анализ текста первого
действия, чтение по ролям (диалог Софьи и Лизы; встреча Чацкого и Софьи). Экспресс-
задания по группам (дом Фамусова в ассоциациях, звуках, красках; разгадка
предыстории отношений Софьи и Чацкого; Софьи и Молчалина).
|
Черты бытовой комедии, комедии классицизма в «Горе от
ума». Чацкий в роли «чужого среди своих». Связь общественного и любовного
конфликта. Основные мотивы комедии (глухота, ум-глупость, молва-молчание).
|
3
|
Развитие конфликта во
2 действии.
|
Реализация домашнего задания: «Досье на героев комедии» по
1-2 действиям комедии. Система персонажей. Развитие и связь любовного и
общественного конфликтов.
|
Сообщения учащихся, беседа учащихся , анализ текста,
чтение по ролям эпизодов по выбору учащихся. Монолог Чацкого «А судьи кто?».
Диалог глухих.
|
Основные черты образов Фамусова, Чацкого, Молчалина,
Скалозуба. Загадка образа Софьи. Комические и романтические черты персонажей.
Психологизм драмы. Говорящие имена и фамилии. Речевые характеристики.
|
4
|
«Горе от…любви?»
|
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. Анализ диалога Чацкого и Софьи, Чацкого
и Молчалина в 3 действии. «Горе от ума» Чацкого.
|
Чтение и анализ начала третьего действия. Просмотр и
обсуждение эпизода из спектакля «Горе от ума» Театрального товарищества 814
О.Меньшикова.
|
Драматизм положения Чацкого на фоне комических поворотов
сюжета. Сквозные мотивы в развитии, новые «диалоги глухих».
|
5
|
Чацкий в поединке с «обществом». Сцена бала как
кульминация пьесы.
|
Идеалы, ценности, образ жизни Чацкого и «фамусовского
общества». Категории «лишнести» и «странности».
|
Работа в группах – характеристика гостей Фамусова,
выявление черт «фамусовского общества».
Беседа о содержании монолога «о французике из Бордо», смысл финала 3
действия.
|
Перерастание комедии в трагедию одиночества, «лишнести»
Чацкого. Сатирические образы «уродов с того света». Мотив «двойничества» в
комедии.
|
6
|
Четвертое действие пьесы.
Развязка драмы. Смысл финала
|
Интермедия «Репетилов».Образ Репетилова, его место и роль
в комедии.
|
Чтение, просмотр отрывка из спектакля, беседа.
|
Репетилов – пародийный двойник Чацкого.
«Мильон терзаний» героев комедии: Чацкого, Софьи,
Фамусова, Молчалина, Лизы.
|
7
|
Смысл названия комедии. Попытка истолкования
художественного целого.
|
Смысл названия. Смысл финала. Судьбы персонажей в финале.
|
Беседа, сообщения учащихся по этюду Гончарова «Мильон
терзаний». Тест на знание текста.
|
«Ум» Чацкого и «ум» прочих персонажей пьесы . Ситуация
нравственного выбора как универсальная в русской и мировой литературе. Вечный
конфликт «ума» и «ума», толпы и героя-одиночки.
|
8-9
|
Обобщающий урок. Подготовка к сочинению.
|
Обобщающая характеристика персонажей, их роли в сюжете.
|
Работа в группах, выступления.
|
В финале урока – комментарий к темам сочинения (примерные
тезисные планы – в слабых группах).
|
10-11
|
Сочинение
|
|
|
|
12-14
(или за сеткой часов)
|
Просмотр спектакля в Малом театре или видеоверсии
спектакля в постановке О.Меньшикова.
|
Рецензирование спектакля по предложенным вопросам.
Прочтение пьесы режиссёром и наше прочтение.
|
|
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий