пятница, 24 октября 2014 г.

Планирование уроков по комедии Грибоедова "Горе от ума"



Тема урока
Содержание урока.
Формы работы
Основные выводы урока
1
А.С.Грибоедов. Эпоха, личность, судьба.
Своеобразие эпохи. Мировоззрение поколения декабристов.
Биография Грибоедова. Его имя в русской литературе, музыке, истории. История замысла комедии «Горе от ума».
Лекция.
Элементы анализа текста (отрывки статьи Лотмана «Декабрист в быту», отрывки романа Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара, «Письмо Катенину» Грибоедова ) и беседы.
Презентация (слайды, музыка).


2
Комедия «Горе от ума». Главные герои комедии. Конфликт.
Первое действие комедии. Знакомство с домом Фамусова и его обитателями. Завязка  конфликтов (уровень мотивов)  – частного, любовного,  и общественного, идеологического.
Пересказ. Беседа. Анализ «афиши», анализ текста первого действия, чтение по ролям (диалог Софьи и Лизы; встреча Чацкого и Софьи). Экспресс- задания по группам (дом Фамусова в ассоциациях, звуках, красках; разгадка предыстории отношений Софьи и Чацкого; Софьи и Молчалина).
Черты бытовой комедии, комедии классицизма в «Горе от ума». Чацкий в роли «чужого среди своих». Связь общественного и любовного конфликта. Основные мотивы комедии (глухота, ум-глупость, молва-молчание).
3
Развитие конфликта во
2 действии.
Реализация домашнего задания: «Досье на героев комедии» по 1-2 действиям комедии. Система персонажей. Развитие и связь любовного и общественного конфликтов.
Сообщения учащихся, беседа учащихся , анализ текста, чтение по ролям эпизодов по выбору учащихся. Монолог Чацкого «А судьи кто?». Диалог глухих.
Основные черты образов Фамусова, Чацкого, Молчалина, Скалозуба. Загадка образа Софьи. Комические и романтические черты персонажей. Психологизм драмы. Говорящие имена и фамилии. Речевые характеристики.
4
«Горе от…любви?»
Чацкий и Молчалин как герои-антиподы.  Анализ диалога Чацкого и Софьи, Чацкого и  Молчалина в 3 действии. «Горе от ума» Чацкого.
Чтение и анализ начала третьего действия. Просмотр и обсуждение эпизода из спектакля «Горе от ума» Театрального товарищества 814 О.Меньшикова.
Драматизм положения Чацкого на фоне комических поворотов сюжета. Сквозные мотивы в развитии, новые «диалоги глухих».
5
Чацкий в поединке с «обществом». Сцена бала как кульминация пьесы.
Идеалы, ценности, образ жизни Чацкого и «фамусовского общества». Категории «лишнести» и «странности».
Работа в группах – характеристика гостей Фамусова, выявление черт «фамусовского общества».  Беседа о содержании монолога «о французике из Бордо», смысл финала 3 действия.
Перерастание комедии в трагедию одиночества, «лишнести» Чацкого. Сатирические образы «уродов с того света». Мотив «двойничества» в комедии.
6
Четвертое действие пьесы.
Развязка драмы. Смысл финала
Интермедия «Репетилов».Образ Репетилова, его место и роль в комедии.
Чтение, просмотр отрывка из спектакля, беседа.

Репетилов – пародийный двойник Чацкого.
«Мильон терзаний» героев комедии: Чацкого, Софьи, Фамусова, Молчалина, Лизы.
7

Смысл названия комедии. Попытка истолкования художественного целого.
Смысл названия. Смысл финала. Судьбы персонажей в финале.
Беседа, сообщения учащихся по этюду Гончарова «Мильон терзаний». Тест на знание текста.
«Ум» Чацкого и «ум» прочих персонажей пьесы . Ситуация нравственного выбора как универсальная в русской и мировой литературе. Вечный конфликт «ума» и «ума», толпы и героя-одиночки.
8-9
Обобщающий урок. Подготовка к сочинению.
Обобщающая характеристика персонажей, их роли в сюжете.
Работа в группах, выступления.
В финале урока – комментарий к темам сочинения (примерные тезисные планы – в слабых группах).
10-11
Сочинение



12-14 (или за сеткой часов)
Просмотр спектакля в Малом театре или видеоверсии спектакля в постановке О.Меньшикова.
Рецензирование спектакля по предложенным вопросам. Прочтение пьесы режиссёром и наше прочтение.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога