Как писать сочинение-рассуждение на
лингвистическую тему в формате ГИА 2013
(см. «По уши в ГИА» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/2013.html )
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль
К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти
нужные слова для выражения самых сложных мыслей и
различных оттенков чувств.
сайт "Капканы
ЕГЭ" Бенделевой Л.М.;
В демоверсии 2013 задание С2.2 отсутствует.
Это значит, что все выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Это значит, что все выпускники в 2013 году будут писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Прилагательное
«лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая
языки.
Значит, основным
содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.
Вам придется
рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках
препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах
и т.д.
Как может быть сформулировано
задание С2?
Формулировка
задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему,
периодически менялась.
В прошлом году
выпускникам нужно было написать сочинение по известному заранее высказыванию
лингвиста Степанова.
! В 2013 году в задании С2 в каждом варианте будут разные высказывания
о языке.
Многих волнует
вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в
экзаменационные тесты?
! Данная информация оглашению не подлежит.
Как сформулировано задание С2 в
демоверсии 2013 ?
Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Подробнее о критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.
Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Подробнее о критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.
Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание
о языке. Осмыслите его. Выделитеключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания
Выясните, о
каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт
речь в высказывании.
Примерные
ответы:
о
богатстве, выразительности, точности русской речи;
о
средствах выражения мыслей;
о
роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов,
антонимов, фразеологизмов и т.п.;
о
взаимосвязи лексики и грамматики;
о
роли синтаксиса в человеческом общении;
о
гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и
т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление
Во
вступлении необходимо:
сформулировать позицию
автора высказывания;
выразить своё
отношение к ней.
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ...
и т.д.
Для
выражения своего отношения к авторской позиции можно
использовать следующие слова:
действительно
на самом деле
не могу не согласиться с автором высказывания
я полностью согласен с ...
вынужден согласиться с ...
я разделяю точку зрения автора высказывания
я поддерживаю мнение автора
бесспорно мнение автора о том, что ...
и т.д.
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки
мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом
можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи,
мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание
привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для
выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.
! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
! Высказывание К.В.Паустовского взято из демоверсии 2013 года.
Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими
фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста...
Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
Далее
приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
Внимательно
изучите критерии оценивания примеров-аргументов.
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
примеров должно быть 2;
примеров должно быть 2;
примеры должны
быть из указанного текста;
приводя пример,
нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить
его значение и указать роль в тексте.
В прошлом году один
пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой -
грамматические.
! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем
заключение
В
заключительной части сочинения делается вывод из всего
сказанного.
Как
правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать
вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ...
Итак, ...
Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
и т.д.
Например:
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что
эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более
полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и
оценок автора текста.
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем
позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а)
аргумент-пример №1;
б)
аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть
начинаем с красной строки.
То есть в вашем
сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4,
т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством
аргументов-примеров.
! За отсутствие абзацев снимают баллы.
! За отсутствие абзацев снимают баллы.
При
написании данной статьи были использованы материалы из следующих источников:
дидактические
материалы Сафиной Р.Г.;
"ЕГЭ 2013.
Русский язык. Эффективная методика" И.В.Пасичник.
Неплохо, хороший тут план.
ОтветитьУдалитьЭтот план с блога "По уши в ГИА"
Удалить