пятница, 16 марта 2018 г.

Сочинения по тексту Владимирова про механика Савушкина и тень (про милосердие и проблему выбора)


Задание 26 № 4156 
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Объём сочинения — не менее 150 слов.



(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун. (2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу. 
—(3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! — недоверчиво отмахивались от него. — (4)Откуда в наших местах антилопы?
—(5)Да я лично видел! (6)Она в лощине паслась!
—(7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! —вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде. (8)Смеясь, мужики стали расходиться. (9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин. (10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:
—(11)Ты точно антилопу видел?
—(12)Точно! (13)Видел! (14)Мамой клянусь! — пастух неуклюже перекрестился. — (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа? (16)Лето ведь — мясо испортится!
—(17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! (18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год. 
(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину. (20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах. (21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт. (23)Так уж, видно, суждено. (24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль. (25)Боль, похожая на большую чёрную кошку. 
(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю. (27)Нужно было возвращаться назад. (28)Савушкин спустился с холма и заплакал. (29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу... (30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет. (31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли. 
(32)Вдруг Савушкин замер. (33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа. (34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки. (Зб)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала. 
—(37)Стой, стой, миленькая, стой! — шёпотом уговаривал её Савушкин. (38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша. (39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый
жарой, устало смотрел куда-то в сторону. (40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца. (41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша. (42)Савушкин вздохнул и попятился назад... 
(43)Солнце жгло прокалённую землю. (44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом. 
—(45)Вкусно, миленькая?
—(46)Вкусно! 
(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.
(По А. Владимирову*)
* Александр Павлович Владимиров — современный писатель-прозаик.
Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Сибирь, вариант 8.
Источник: ЕГЭ по русскому языку 27.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.
Поделиться
_________________________________________________________________

Сочинения про милосердие и проблему выбора

Современный и неумелый, ложно-выразительный и банально-пафосный писатель Александр Владимиров, рассказывая о том, как рослый механик Савушкин пошёл убить антилопу ради ее рогов, из которых хотел сделать лекарство для больной дочери, но не убил, потому что увидел, что рядом ее детёныш и что она антилопа-мать, хочет сказать, вероятно, что не всякая цель оправдывает средства и что, вероятно, есть в человеке (даже в простом механике, а не только в таком, как писатель Владимиров) какое-то сострадание и милосердие: рослый мужчина не смог убить для дочки скотину, потому что эта скотина – мать.
Не могу с уверенностью утверждать, какая из двух проблем в этом тексте главная: ПРОБЛЕМА ВЫБОРА или ПРОЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ.
В любом случае, комментируя проблему, стоит отметить, что антилопа редка в тех краях (никто не поверил, что чертёнок Гришка Ефимов видел антилопу), что Савушкин «знал, что ничего не найдет», что ему так уж «видно, суждено «видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль». «Боль, похожая на большую чёрную кошку» - таким сравнением заканчивает описание поисков антилопы и мыслей Савушкина современный писатель Владимиров.
Комментируя проблему выбора или проблему милосердия, стоит также отметить, что вместо того чтобы написать «Отчаявшись, рослый механик заплакал», писатель Владимиров создает целый абзац, отмечая, что полуденное солнце (конечно, полуденное!) «НЕЩАДНО ПАЛИЛО», что «воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю», что слезы текли «мешаясь с потом», и «будто кислота, разъедали кожу». Подводя итог ужасным мучениям рослого механика, писатель Владимиров создает шедевр: «И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли».
Кульминацию рассказа – встречу механика с антилопой -  и финал - механик с дочкой и земляникой – Владимиров описал сдержаннее. Если не считать повтор про прохладную тень, которая «будто фиолетовое покрывало» ложится сначала на голову детёныша антилопы, а затем на голову ребёнка механика.
Прочитав современную прозу Владимирова, современный читатель должен, конечно, догадаться, что механик не убил антилопу, потому что тень легла. Тень антилопихи укрыла от выстрела и уберегла от убийства, а тень отца укрыла дочку с земляникой вместо лекарства из рогов антилопы: т.е. неубийство антилопы сохранило для больной девочки отца прежним, милосердным, но лишило лекарства (значит, «опять бесконечные лабиринты боли»).
Я не знаю, как бы поступил на месте Савушкина. Да и сам рослый механик, если в поисках антилопы всё время думал о больной дочке, - выстрелил бы.  Думаю, за Савушкина выбор сделал писатель Владимиров, придумав фиолетовую тень. Однако могу привести примеры, как поступали другие герои в ситуации выбора. Так Алеша Карамазов, отвечая на вопрос Ивана, что сделать с генералом, затравившим ребенка на глазах матери, этот христианнейший Алеша, отвечает «расстрелять». А подпольный человек всё того же Достоевского («Записки из подполья»), отвечая на вопрос «миру погибнуть или мне чаю не пить», выбирает «чай».
Вопрос о выборе – сложный и философский, и здесь, думаю, уместнее было бы говорить о «ситуации невыбора».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога