Раздел
I. Введение
История
литературы как отражение особенностей
культурно-исторического развития
нации.
Читательская
конференция. «Я и книга».
|
1
час
2
часа
|
Раздел
II. Из древнерусской
литературы
Жанровое
и тематическое своеобразие древнерусской
литературы
Историческая
и художественная ценность «Слова о
полку Игореве». Жанр и композиция
«Слова…». Проблема
авторства «Слова...».Человек и природа
в художественном мире поэмы, ее
стилистические особенности. Фольклорные,
языческие и христианские мотивы и
символы в поэме. Патриотическое
звучание основной идеи поэмы, ее
связь с проблематикой эпохи. Образ
Русской земли в «Слове…».
|
2
часа
|
Раздел
III. Из
литературы XVIII
века
Основные
положения теории классицизма. Русский
классицизм. Поэзия классицизма.
Поэзия Ломоносова и Державина. Жанр
оды в поэзии 18 века. «Ода на восшествие…»,
«Фелица».
|
3
часа
|
Д.И.Фонвизин.
«Недоросль». Сюжет и проблематика.
Система персонажей.
Конфликт
комедии. Семья Простаковых. Положительные
персонажи комедии. Роль Стародума.
Смысл финала.
|
3
часа
|
Сентиментализм
как литературное направление. Карамзин
Н.М. «Бедная Лиза» как произведение
русского сентиментализма. Мотивы и
образы повести. Роль пейзажа.
|
3
часа
|
Раздел
V. Литература первой половины XIX века.
Европейский
романтизм как эстетическая система.
«Невыразимое»
и «Море» как поэтический манифест
русского романтизма. Основные мотивы
поэзии Жуковского.
|
2
часа
|
Грибоедов
«Горе от ума». Жизненный
путь и литературная судьба А.С.
Грибоедова. Творческая история комедии
«Горе от ума». Традиции
просветительства и черты классицизма.
Сюжет и композиция. Двойной конфликт
комедии. Столкновение «века нынешнего»
и «века минувшего» в произведении.
Система образов. Художественные
средства создания характеров. Язык
комедии. Сатира в произведении. «Горе
от ума» в критике.
И.А.
Гончаров. Статья «Мильон терзаний»
Шекспир.
« Гамлет». Человеческий
разум и «проклятые вопросы» бытия
|
9
часов
2
часа
|
А.С. Пушкин.
Жизненный и творческий путь.
Лирика
«К Чаадаеву»,
«К морю»,
«Во глубине сибирских руд…»,
«Анчар»
Жизнь
и судьба. Тема свободы в лирике
А.С. Пушкина.
Размышления
о смысле жизни в
лирике Пушкина. Тема свободы.
Романтические образы в пушкинской
поэзии 20-х гг.
«К ***»,
«На холмах Грузии…», «Я вас
любил...»
Своеобразие
любовной лирики поэта.
Жертвенность
и благородство чувств лирического
героя. «Биография души» поэта в интимной
лирике. Музыкальность стихотворений,
их звуковая инструментовка.
«Бесы»
Особенности
инструментовки стихотворения. Приёмы
создания таинственной, мистической
атмосферы.
«Осень»
Авторское
настроение и сюжет
в лирическом произведении. Размышления
о природе творчества. Особенности
лексики стихотворения, его композиции.
Жанровые особенности отрывка.
Новаторство поэта: создание
реалистического стиля.
«Пророк»,
«Поэту», «Эхо», «Я памятник
себе воздвиг нерукотворный…»
Тема
поэта и поэзии в
творчестве Пушкина, её эволюция. Образ
поэта.
Годы
творческого расцвета. «Евгений
Онегин»
Эволюция
замысла. Своеобразие жанра произведения:
широта охвата действительности
(«энциклопедия русской жизни», В.Г.
Белинский), стихотворная форма, единство
эпического и лирического начал.
«Зеркальная» композиция романа,
испытания героев. Социально-историческое
и общечеловеческое значение нравственных
проблем романа. Изображение высшего
света и поместного дворянства. Татьяна,
Онегин, автор-поэт. Автор романа
и лирический герой поэзии Пушкина.
Роль лирических отступлений в романе.
Особенности стиля: романтические,
реалистические черты, отсылки к
классицизму. Споры об Онегине в
русской критике: Онегин «страдающий
эгоист», «эгоист поневоле» (В.Г. Белинский)
или «отвлечённый человек, беспокойный
мечтатель на всю жизнь» (Ф.М. Достоевский),
«чужой, нерусский, туманный призрак,
рождённый веяниями западной жизни»
(Д.С. Мережковский).
|
18
часов
8
часов
10
часов
|
М.Ю.
Лермонтов. Жизнь и творчество.
Лирика:
«Смерть
поэта», «Кинжал», «Поэт»,
«Пророк»
Драматическая
судьба поэта в современном ему мире.
Обречённость поэта, его непонятость
людьми. Гражданский пафос и элегичность
стихотворений. Особенности метафоры.
«Дума»,
«Нет, я не Байрон, я другой…», «Как
часто пёстрою толпою окружён…», «И
скучно, и грустно…»
Духовный
мир лирического героя поэзии М.Ю.
Лермонтова. Философская проблематика
и психологизм лирики: Лермонтов и
Байрон. Размышления о собственной
судьбе и судьбе поколения.
Контрастность образов лермонтовской
лирики, мир маскарада и мир живых,
искренних чувств. Трагическое
одиночество лирического героя.
«Когда
волнуется желтеющая нива…», «Молитва»
(«В минуту жизни трудную…»),
«Из Гёте»
Лирическая
исповедь и элегия в творчестве поэта.
Мотивы покоя и одиночества. Антитеза
как основной художественный приём
в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Прощай,
немытая Россия…», «Родина»
Тема
Родины в лирике Лермонтова.
Противоречивость отношения к России.
«Мцыри»
Гуманистический
пафос произведения. Герой-бунтарь в
поэме Лермонтова. Романтическое
двоемирие: прекрасный мир мечты и
свободы и монастырь. Пейзаж как
отражение души героя. Особенности
языка поэмы: развёрнутые метафоры
и олицетворения
«Герой
нашего времени»
Своеобразие
сюжета и композиции: смена
рассказчиков, внимание к внутреннему
миру героя; смещение временнóй
последовательности действия; «история
души человеческой» как развитие
действия. Роль композиции в раскрытии
характера Печорина (от описания
поступков, их мотивировки — к
психологической самохарактеристике).
Композиционная роль «Журнала Печорина».
Жанровое своеобразие романа («путевые
записки», дневник, повести).
Печорин
в поисках смысла жизни. Романтические
черты героя, его автобиографизм.
Нравственная проблематика (индивидуализм,
эгоцентризм, социальная активность
личности, ответственность человека
за свою судьбу и жизнь близких
людей, цель и смысл жизни). Художественные
описания природы Кавказа, быта и нравов
горцев. Поэтическая ёмкость, лиризм
и выразительность языка романа. Смысл
названия романа. Печорин и лирический
герой поэзии Лермонтова.
Споры
вокруг романа М.Ю. Лермонтова
в русской критике» (В.Г. Белинский.
«Герой нашего времени. Сочинение М.
Лермонтова»; Д.Н. Овсянико-Куликовский.
«Печорин»; Д.С. Мережковский. «Поэт
сверхчеловечества»; Б.М. Эйхенбаум.
«Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего
времени“»)
|
18
часов
8
часов
10
часов
|
Н.В.
Гоголь. Жизнь и творчество
писателя: годы странствий, вехи
религиозного поиска.
«Мёртвые
души»
Из истории
создания. Путешествие героя как приём
воссоздания широкой панорамы Руси:
Русь помещичья, народная. Чичиков как
герой нового времени, его
идейно-композиционное значение в
поэме. Тема пошлости в произведении:
образы помещиков. Групповой портрет
чиновников: средства создания.
Особенности стиля «Мёртвых душ».
Единство сатирического и лирического
начал, обусловленное гуманистическим
идеалом писателя. Своеобразие
художественной манеры Гоголя: роль
подробностей и художественных
деталей, портретных зарисовок, речевых
и авторских характеристик в раскрытии
внутреннего мира героев. «Лирические
отступления» в «Мёртвых душах». Образ
автора. Взаимоотношения Павла Ивановича
Чичикова и автора-повествователя в
сюжете поэмы. Тема будущего Руси. Смысл
названия поэмы и споры о жанре «Мёртвых
душ»: роман или поэма? «Поэма Гоголя
в русской критике» (В.Г. Белинский.
«Похождения Чичикова, или Мёртвые
души. Поэма Н. Гоголя»; Ю.В. Манн.
«Поэтика Гоголя»; В.В. Набоков.
«Николай Гоголь»; А. Белый. «Мастерство
Гоголя»; В.В. Зеньковский. «Н.В. Гоголь»;
В.В. Гиппиус. «Н.В. Гоголь»)
|
10
часов
|
Раздел
VI.
Из литературы конца XIX
– начала ХХ века
А.П.
Чехов. Жизнь и творчество писателя.
«Крыжовник», «О любви»
Образы
«футлярных людей». Психологическая
мотивировка образов. Роль художественной
детали. Тема любви в рассказах Чехова.
Авторская позиция. Смысл финала
произведений. Художественная роль
пейзажа.
Жанрово-композиционные
особенности чеховских рассказов.
Новаторство Чехова в жанре рассказа.
Роль
художественной детали. Лаконизм
и выразительность языка
|
3
часа
|
М.
Горький. Жизнь и творчество:
странствия на рубеже веков. «Челкаш»
Сильный
человек вне общества. Широта души,
стремление к воле. Отсутствие
идеализации героя, реалистическая
мотивировка характера. Челкаш и
Гаврила: два отношения к жизни.
Особенности языка и стиля произведения.
Символический образ моря в рассказе
|
3
часа
|
А.А.
Блок. Жизнь и творчество поэта.
Из цикла «Стихи о Прекрасной
Даме» («Вхожу я в тёмные храмы…»,
«Предчувствую Тебя. Года проходят
мимо…», «Мы встречались с тобой
на закате…», «Мне страшно с Тобою
встречаться…» и другие по выбору
учителя)
Теория
«Вечной Женственности» В.С. Соловьёва
и её отражение в ранней лирике Блока.
Тематическая и композиционная
завершённость цикла «Стихи о Прекрасной
Даме». Символические и реалистические
детали в стихотворениях. Символика
цвета. Музыкальность блоковского
стиха.
|
3
часа
|
С.А.
Есенин. Жизнь и творчество.
«Задымился
вечер, дремлет кот на брусе…»,
«Запели тёсаные дроги…», «Зелёная
причёска…» и другие по выбору
учителя
Лирический
герой и мир природы. Особенности
поэтики Есенина. Напевность стиха.
Своеобразие метафор. Олицетворение
как характерный художественный приём.
Фольклорные мотивы и образы в поэзии
С.А. Есенина
|
3
часа
|
В.В.
Маяковский. Жизнь и творчество.
Из
ранней лирики. «Нате!», «Кофта
фата», «Дешёвая распродажа»,
«Хорошее отношение к лошадям»
и другие по выбору учителя
Гуманистический
пафос лирики. Противопоставление
лирического героя толпе обывателей.
«Пощёчина общественному вкусу». Вызов
общественному вкусу как основа эстетики
футуризма. Традиции и новаторство
Маяковского в ранней лирике.
Словотворчество и яркая метафоричность.
Своеобразие ритмики и рифмы
в стихотворениях.
|
3
часа
|
Раздел
VII. Из русской
литературы ХХ в.
М.А.
Булгаков. Жизнь и творчество писателя.
«Собачье сердце»
Идея
переделки человеческой природы. Образ
«грядущего хама» (Д.С. Мережковский):
Шариков и Швондер. Сатирическое
изображение действительности. Открытый
финал произведения
|
3
часа
|
А.И.
Солженицын. «Матрёнин двор».
Тема
праведничества в рассказе. Образ
Матрёны.
Авторская
позиция. Проблема названия: первоначальное
— «Не стоит село без праведника»
или окончательное — «Матрёнин двор»?
Судьба Матрёны. Литературные корни
образа Матрёны.
Образ
рассказчика — учителя Игнатича.
Особенности сказа в «Матрёнином
дворе». Язык и стиль рассказа. Принцип
«жить не по лжи»
|
3
часа
|
Повторение
и обобщение изученного в 8–9 классах,
подготовка к сдаче ГИА
|
8
часов
|
четверг, 28 августа 2014 г.
Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе (3 часа в неделю)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Обо мне
Архив блога
-
▼
14
(307)
-
▼
августа
(7)
- Тематическое планирование уроков литературы в 9 кл...
- Тематическое планирование уроков литературы в 9 кл...
- Тематическое планирование уроков русского языка в ...
- Тематическое планирование уроков русского языка в ...
- ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАС...
- Тематическое планирование уроков русского языка в ...
- Тематические направления итогового сочинения в вып...
-
▼
августа
(7)
Комментариев нет:
Отправить комментарий