четверг, 28 августа 2014 г.

Тематическое планирование уроков литературы в 9 классе (3 часа в неделю)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (3 ЧАСА В НЕДЕЛЮ – 102 ЧАСА В ГОД)

Раздел I. Введение
История литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.
Читательская конференция. «Я и книга».

1 час

2 часа
Раздел II. Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы
Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Жанр и композиция «Слова…». Проблема авторства «Слова...».Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. Патриотическое звучание основной идеи по­эмы, ее связь с проблематикой эпохи. Образ Русской земли в «Слове…».


2 часа



Раздел III. Из литературы XVIII века
Основные положения теории классицизма. Русский классицизм. Поэзия классицизма. Поэзия Ломоносова и Державина. Жанр оды в поэзии 18 века. «Ода на восшествие…», «Фелица».

3 часа

Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Сюжет и проблематика. Система персонажей.
Конфликт комедии. Семья Простаковых. Положительные персонажи комедии. Роль Стародума. Смысл финала.
3 часа

Сентиментализм как литературное направление. Карамзин Н.М. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Мотивы и образы повести. Роль пейзажа.
3 часа


Раздел V. Литература первой половины XIX века.
Европейский романтизм как эстетическая система.
«Невыразимое» и «Море» как поэтический манифест русского романтизма. Основные мотивы поэзии Жуковского.

2 часа

Грибоедов «Горе от ума». Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в произведении. Система образов. Художественные средства создания характеров. Язык комедии. Сатира в произведении. «Горе от ума» в критике.
И.А. Гончаров. Статья «Мильон терзаний»
Шекспир. « Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия
9 часов






2 часа
А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь.
Лирика
«К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар»
Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина.
Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг.
«К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил...»
Своеобразие любовной лирики поэта.
Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка.
«Бесы»
Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы.
«Осень»
Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля.
«Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта.
Годы творческого расцвета. «Евгений Онегин»
Эволюция замысла. Своеобразие жанра произведения: широта охвата действительности («энциклопедия русской жизни», В.Г. Белинский), стихотворная форма, единство эпического и лирического начал. «Зеркальная» композиция романа, испытания героев. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа. Изображение высшего света и поместного дворянства. Татьяна, Онегин, автор-поэт. Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина. Роль лирических отступлений в романе. Особенности стиля: романтические, реалистические черты, отсылки к классицизму. Споры об Онегине в русской критике: Онегин «страдающий эгоист», «эгоист поневоле» (В.Г. Белинский) или «отвлечённый человек, беспокойный мечтатель на всю жизнь» (Ф.М. Достоевский), «чужой, нерусский, туманный призрак, рождённый веяниями западной жизни» (Д.С. Мережковский).
18 часов
8 часов



















10 часов
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.
Лирика:
«Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк»
Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры.
«Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…»
Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых, искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя.
«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте»
Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова.
«Прощай, немытая Россия…», «Родина»
Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России.
«Мцыри»
Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения
«Герой нашего времени»
Своеобразие сюжета и композиции: смена рассказчиков, внимание к внутреннему миру героя; смещение временнóй последовательности действия; «история души человеческой» как развитие действия. Роль композиции в раскрытии характера Печорина (от описания поступков, их мотивировки — к психологической самохарактеристике). Композиционная роль «Журнала Печорина». Жанровое своеобразие романа («путевые записки», дневник, повести).
Печорин в поисках смысла жизни. Романтические черты героя, его автобиографизм. Нравственная проблематика (индивидуализм, эгоцентризм, социальная активность личности, ответственность человека за свою судьбу и жизнь близких людей, цель и смысл жизни). Художественные описания природы Кавказа, быта и нравов горцев. Поэтическая ёмкость, лиризм и выразительность языка романа. Смысл названия романа. Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова.
Споры вокруг романа М.Ю. Лермонтова в русской критике» (В.Г. Белинский. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»; Д.Н. Овсянико-Куликовский. «Печорин»; Д.С. Мережковский. «Поэт сверхчеловечества»; Б.М. Эйхенбаум. «Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени“»)
18 часов
8 часов

























10 часов
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя: годы странствий, вехи религиозного поиска.
«Мёртвые души»
Из истории создания. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, народная. Чичиков как герой нового времени, его идейно-композиционное значение в поэме. Тема пошлости в произведении: образы помещиков. Групповой портрет чиновников: средства создания. Особенности стиля «Мёртвых душ». Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическим идеалом писателя. Своеобразие художественной манеры Гоголя: роль подробностей и художественных деталей, портретных зарисовок, речевых и авторских характеристик в раскрытии внутреннего мира героев. «Лирические отступления» в «Мёртвых душах». Образ автора. Взаимоотношения Павла Ивановича Чичикова и автора-повествователя в сюжете поэмы. Тема будущего Руси. Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мёртвых душ»: роман или поэма? «Поэма Гоголя в русской критике» (В.Г. Белинский. «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н. Гоголя»; Ю.В. Манн. «Поэтика Гоголя»; В.В. Набоков. «Николай Гоголь»; А. Белый. «Мастерство Гоголя»; В.В. Зеньковский. «Н.В. Гоголь»; В.В. Гиппиус. «Н.В. Гоголь»)
10 часов
Раздел VI. Из литературы конца XIX – начала ХХ века
А.П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Крыжовник», «О любви»
Образы «футлярных людей». Психологическая мотивировка образов. Роль художественной детали. Тема любви в рассказах Чехова. Авторская позиция. Смысл финала произведений. Художественная роль пейзажа.
Жанрово-композиционные особенности чеховских рассказов. Новаторство Чехова в жанре рассказа.
Роль художественной детали. Лаконизм и выразительность языка

3 часа
М. Горький. Жизнь и творчество: странствия на рубеже веков. «Челкаш»
Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения. Символический образ моря в рассказе
3 часа
А.А. Блок. Жизнь и творчество поэта. Из цикла «Стихи о Прекрасной Даме» («Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с Тобою встречаться…» и другие по выбору учителя)
Теория «Вечной Женственности» В.С. Соловьёва и её отражение в ранней лирике Блока. Тематическая и композиционная завершённость цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Символические и реалистические детали в стихотворениях. Символика цвета. Музыкальность блоковского стиха.
3 часа
С.А. Есенин. Жизнь и творчество.
«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели тёсаные дроги…», «Зелёная причёска…» и другие по выбору учителя
Лирический герой и мир природы. Особенности поэтики Есенина. Напевность стиха. Своеобразие метафор. Олицетворение как характерный художественный приём. Фольклорные мотивы и образы в поэзии С.А. Есенина
3 часа
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.
Из ранней лирики. «Нате!», «Кофта фата», «Дешёвая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» и другие по выбору учителя
Гуманистический пафос лирики. Противопоставление лирического героя толпе обывателей. «Пощёчина общественному вкусу». Вызов общественному вкусу как основа эстетики футуризма. Традиции и новаторство Маяковского в ранней лирике. Словотворчество и яркая метафоричность. Своеобразие ритмики и рифмы в стихотворениях.
3 часа
Раздел VII. Из русской литературы ХХ в.
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя. «Собачье сердце»
Идея переделки человеческой природы. Образ «грядущего хама» (Д.С. Мережковский): Шариков и Швондер. Сатирическое изображение действительности. Открытый финал произведения

3 часа
А.И. Солженицын. «Матрёнин двор».
Тема праведничества в рассказе. Образ Матрёны.
Авторская позиция. Проблема названия: первоначальное — «Не стоит село без праведника» или окончательное — «Матрёнин двор»? Судьба Матрёны. Литературные корни образа Матрёны.
Образ рассказчика — учителя Игнатича. Особенности сказа в «Матрёнином дворе». Язык и стиль рассказа. Принцип «жить не по лжи»
3 часа
Повторение и обобщение изученного в 8–9 классах, подготовка к сдаче ГИА 
8 часов



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога