суббота, 7 декабря 2013 г.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «МЦЫРИ»

Герой и мир в поэме «Мцыри»
Композиция поэмы «Мцыри»
Ты жил, — я так же мог бы жить!
М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»

Цели уроков:
— чтение и анализ поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»;
— развитие читательских умений и формирование читательских предпочтений;
— воспитание эмоциональной отзывчивости учащихся на прочитанное литературное произведение.
Форма уроков: уроки чтенияи анализа произведения.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания.
2. Чтение и анализ произведения.
1. Выразительное чтение частей третьей — седьмой поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (5 человек).

2. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.


  • — Опишите Мцыри после его возвращения в монастырь.
  • — Как вы думаете, только ли из-за болезни «он страшно бледен был и худ»?
  • — Расскажите, кому исповедуется умирающий беглец.
  • — Каким вы себе представляете старого монаха?
  • — Как старик монах относится к Мцыри?
  • — Почему данный персонаж не произносит в поэме ни единого слова? Обоснуйте свой ответ.
  • — С чего начинается исповедь Мцыри?
  • — Зачитайте те слова, которые вам кажутся главными в его исповеди, в части третьей.
  • — В чем упрекает Мцыри своего старшего друга? Объективен ли он в своих упреках?
  • — Что для Мцыри было самым страшным в его жизни?(«Я никому не могсказать / Священных слов „отец“ и „мать“»; «...Я видел у других / Отчизну, дом, друзей, родных, / А у себя не находил / Не только милых душ — могил!»; «Умру рабом и сиротой».)
  • — Как сам Мцыри объясняет свой побег?(Тоска по родине и вольности. Молодость, которая жаждет активной жизни, свободы, борьбы.)
  • — В каких частях произведения мы находим объяснение, почему послушник все-таки сбежал из монастыря? (Части третья, четвертая, пятая.)
  • — Чем тогда являются остальные части поэмы?(Части двадцать четыре — двадцать шесть — прощание со стариком монахом и пожелание похоронить меж двух акаций, «оттуда виден и Кавказ». Все предшествующие части — рассказ о трех днях, вольности.)
  • — Что мы можем сказать о композиции произведения?(Кольцевое оформление содержания: вступление, рассказ о найденном беглеце, исповедь Мцыри, снова рассказ о его возвращении в монастырь, заключение — предсмертные пожелания Мцыри. Здесь нельзя говорить о композиции «рассказ в рассказе», во-первых, мы употребляем этот термин применительно к прозаическим произведениям; во-вторых, нет завершающего рассказа — либо автора-рассказчика, либо монаха: идет повествование о судьбе мальчика-пленника от третьего лица — лица рассказчика, голос которого здесь практически сливается с авторским голосом; затем сам беглец рассказывает о себе от первого лица; в конце пожеланий умирающего Мцыри можно «услышать» несобственно прямую речь, но не голос автора:

И стану думать я, что друг
Иль брат, склонившись надо мной,
Отер внимательной рукой
С лица кончины хладный пот...)

Композиция

Композиция(от лат. componere — складывать, строить) — одна из сторон формы литературных произведений: взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств. Композиция скрепляет все иные элементы формы и соподчиняет их авторской концепции (идее, смыслу).

  • — Как вы полагаете, для чего автору потребовалось именно так выстроить свое произведение? Почему он не пошел по пути «композиция равнозначна сюжету»? Обоснуйте свой ответ.

«...Важнейший аспект композиции, особенно в произведениях большой формы, — последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания... Каждое последующее текстовое звено призвано что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, главное же — будить его воображение, чувство, мысль, не вызванные сказанным ранее».


  • — Итак, в четвертой части мы встречаемся уже с Мцыри-юношей, а не с пугливым ребенком. Расскажите о мечтах Мцыри, о его отношении к жизни в монастыре и на воле. Свой рассказ подтверждайте цитатами из текста.
  • — Как описывает Мцыри монастырь? («Душные кельи», «сумрачные стены монастыря».)
  • — Что вспоминает уже взрослый послушник о своей родине? Расскажите, как он описывает свой аул, дом, родных.
  • — Объясните значение гиперболы: пламенная страсть «изгрызла душу и сожгла».
  • — Как вы понимаете антитезу «душные кельи» — «чудный мир тревоги битв»?
  • — Что подчеркивают данные средства выразительности в духовном облике послушника?
  • — Как вы думаете, почему в поэме нет самой картины побега из монастыря? С чего начинается рассказ Мцыри о своих скитаниях? (Природа — друг, Мцыри — «естественный человек», плоть от плоти природы, поэтому он слиться был бы рад с окружающим миром.)
  • — Что ставит автор в центр внимания читателя — повествование, описание, рассуждение? Или, может быть, описание переживаний героя?
  • — Расскажите, о чем повествуется в частях девятой — одиннадцатой? Какова особенность этих частей? (Описание природы перемежается описанием чувств, переживаемых героем.)
  • — Каков скрытый контраст в этих частях? (Подчеркивается контраст между поведением монахов во время бури и буйной радостью освободившегося пленника. Контраст между жизнью в монастыре и вольной жизнью на природе — только эти три дня Мцыри считает подлинной жизнью.)
  • — Расскажите о встрече Мцыри с молодой грузинкой. Что потрясло монастырского затворника в ее облике?
  • — Почему бесстрашный Мцыри, только что спустившийся с отвесной скалы, смутился и притих в присутствии незнакомки? О чем он думал? Что вспоминал? Почему не вошел ни в одну из сакль, «приросших к скале»?
  • — Что переживает Мцыри, сбившись с пути? Почему он не желал «помощи людской»? Это гордость или гордыня? Обоснуйте свою точку зрения.
  • — Прочитайте выразительно части четырнадцатую — девятнадцатую (6 человек, по очереди).
  • — Какие качества характера проявляются у Мцыри в схватке с барсом?
  • — Как оценка Мцыри противника — барса характеризует самого героя?
  • — Перечитайте про себя части семнадцатую и восемнадцатую. Определите, как, при помощи чего передана автором напряженность действия.
  • — Почему автор поэмы подвергает своего героя таким страшным испытаниям? Что нам демонстрирует эпизод борьбы с барсом? (Кульминационный эпизод в развитии действия. Важнейшее событие в жизни героя, пытающегося понять, кто он и чего стоит: ...быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов.)
  • — Каков стихотворный размер поэмы? (Четырехстопный ямб.)

Ямб

Ямб (греч. iambos) — двусложный стихотворный размер, при котором первый слог безударный, а второй ударный.

  • — Изменяется ли размер в данном фрагменте? Тогда отчего такая напряженность действия, такой ритм?

Ритм

Ритм (от греч. rhythmos — стройность, соразмерность) — периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки или мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах — в музыке, в танце и в метрическом стихе.
Сплошные мужские рифмы создают прерывистый, напряженный ритм данного отрывка. Язык и стих поэмы находятся в полном соответствии с ее содержанием и характером героя.

Рифма

Рифма (от греч. rhythmos — плавность, соразмерность) — созвучие концов стихов или
полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой.
Сплошные мужские рифмы создают прерыви- стый, напряженный ритм данного отрывка. Язык и стих поэмы находятся в полном соответствии с ее содержанием и характером героя.
Рифма (от греч. rhythmos — плавность, соразмерность) — созвучие концов стихов или
полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога