русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

суббота, 7 декабря 2013 г.

Тургенев "Бежин луг". 6 класс

      I. Иcтория создания.      
В 1847 году в журнале «Современник», лучшем в то время журнале, был опубликован очерк «Хорь и Калиныч». Очерк имел неожиданный успех. Тогда И. С. Тургенев решает написать еще несколько очерков о крестьянах. На протяжении пяти лет они появляются на страницах журнала «Современник», а в 1852 году выходят отдельным изданием. И. С. ТУРГЕНЕВ ЗАПИСКИ ОХОТНИКА

      Отдельные рассказы сложились в большую картину, из которой стало ясно, что русский крестьянин — талантливый, предприимчивый человек, но крепостное право сковывает силы народа, мешает ему проявлять и развивать свои могучие силы. Рассказ «Бежин луг» замечателен тем, что это было одно из первых произведений в русской литературе, посвященных крестьянским детям.      

II. «Бежин луг».      Комментированное чтение

  Рассказ должен быть обязательно прочитан в классе целиком: только звучащее слово сделает содержание этого произведения понятным. Чтение полного текста занимает чуть меньше часа, полный текст может прозвучать в течение двух уроков. Чтение первой части закончим после описания мальчиков и рассказа первой истории про домового на бумажной фабрике. На следующем уроке продолжим чтение.
    Передавая разговоры мальчиков, необходимо предварительно продумать интонации каждого мальчика, выяснить, как, каким голосом говорит каждый из них, и суметь артистически передать эти интонации. Так, Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», используя повторы, характерные для устной речи; в его историях чувствуются интонации бывалого, опытного рассказчика, который знает все деревенские предания. Костя говорит «тонким голоском», в его речи слышатся песенные интонации, каждая история в его устах звучит как законченное произведение. Костя часто повторяет в речи обращение «братцы мои», вопросы завершает часто междометием «ась?». Голос Павла автор называет «неторопливым», чтец передаст уверенность и легкую насмешку в его голосе.
    В произведении нет привычным для нас образом выраженного сюжета, но скрытый конфликт, подспудно развивающийся во второй части, словно скрепляет и крепко держит произведение, на первый взгляд состоящее из самостоятельных новелл. Условно мы назовем этот конфликт противостоянием активного и пассивного отношения к жизни. Пассивное отношение представляет своим поведением Ильюша, который с готовностью пересказывает чужие россказни, принимая их на веру, предупреждает Павлушу, чтобы он не бранил лешего, и с расстановкой сообщает, что голос, который услышал Павлуша, — дурная примета.
     Активное отношение к жизни представляет Павел. Он наблюдателен, любознателен, может объяснить разнообразные явления природы, рассказывает о том, что видел сам. Павел, не задумываясь, скачет за волком, зачерпывает воды даже тогда, когда слышит голос утонувшего мальчика, разрушает очарование страха сообщением, что картошки сварились. Именно к Павлуше обращается десятилетний Костя с вопросами и своими страхами, чувствуя в нем силу и душевную смелость. Федя и Ваня нейтральны, они прислушиваются и к словам Павлуши, и к словам Ильюши.
    Конфликт развивается постепенно, как бы выходя на поверхность репликами Ильюши или Павла. Обнаженное противостояние позиций мы наблюдаем, когда мальчики рассказывают о приходе Тришки. Мы видим слепую, захлебывающуюся от собственной убежденности веру Ильюши, смешанную со страхом, и критичную, ясную позицию Павла, который судит людей по их поступкам (взять хотя бы характеристику барина!). Кульминация конфликта — возвращение Павлуши от реки с котельчиком, полным воды: «Однако воды зачерпнул». «Эх, это примета дурная», — говорит Ильюша:
      «— Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь».
          Домашнее задание
      Внимательно перечитать описания мальчиков, постараться представить себе этих детей.

III. «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков

      Комментированное чтение 
      Продолжаем комментированное чтение. Если в классе есть хорошо читающие «с листа» дети, способные передавать интонации, то поручим им озвучить некоторые отрывки. Еще раз обращаем внимание на интонацию опасного разговора персонажей «Бежина луга», на таинственность поверий, на постепенное нарастание напряжения.
      
  •       — Какое ощущение оставляет у вас этот рассказ? (Рассказ «Бежин луг» создает у читателя лирическое, задумчивое настроение, когда хочется внимательно наблюдать за происходящим и за образами простых событий чудится нечто чудесное).
  •       — Какие истории понравились вам? Рассказываете ли вы сами подобные истории? Как можно назвать эти истории: россказнями, преданиями или поверьями? (Рассказы мальчиков можно назвать преданиями, поверьями. Слово россказни означает измышления, выдумки. Многое из того, что рассказывают дети, действительно является выдуманным, но дети искренне верят, что все это именно так: что существуют лешие, русалки и Тришка).
  •       — Кто из мальчиков вам понравился больше?
       Домашнее задание 
      Отметить в тексте все, что относится к характеристике мальчиков: 1) Феди и Вани; 2) Кости; 3) Ильюши; 4) Павлуши. (по вариантам, задания даются с учетом работы детей в группах на следующем уроке.)

IV. Крестьянские дети в русской литературе. 

Образы крестьянских мальчиков, их портреты и рассказы, духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность
Урок развития речи.     Форма урока — семинар.

      I. Крестьянские дети в русской литературе 
  •       — Какое произведение, посвященное крестьянским детям, мы читали в 5 классе?
   Вспомним большое стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», написанное позже тургеневского рассказа.
      Расскажем, что рассказ «Бежин луг» уникален во многих отношениях. Важнейшее значение этого произведения в истории русской литературы состоит в том, что в нем И. С. Тургенев один из первых русских писателей ввел в литературу образ крестьянского мальчика. До Тургенева о крестьянах вообще писали редко. Книга «Записки охотника» обратила внимание широкой общественности на положение крестьянина в России, а «Бежин луг», кроме поэтичных и проникновенных описаний русской природы, показал читателям живых детей, суеверных и пытливых, храбрых и трусливых, вынужденных с детства оставаться один на один с миром без помощи знаний, накопленных человечеством.
      Сейчас мы постараемся повнимательнее вглядеться в лица этих детей...

    V. Образы крестьянских мальчиков, их портреты и рассказы, духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. 

      Первый этап: самостоятельная работа в группе
      Разделим класс на четыре группы (безусловно, если количество учеников в классе позволяет это сделать), дадим задание: обсудить выполнение домашнего задания и подготовить рассказ о герое по плану. На работу отводится 10—15 минут.
      План рассказа
  •       1. Портрет мальчика.
  •       2. Рассказы мальчика, его речь.
  •       3. Поступки мальчика.
  •       4. Отношение автора к мальчику. 
      Ученики обсуждают характеристику героя, готовятся рассказать о нем.

      Второй этап: выступление представителей групп, обсуждение выступлений

    Федя

      Автор характеризует мальчиков по старшинству и сначала описывает Федю:

      «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские».

      Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: многие крестьяне были так бедны, что не было средств справить сапоги даже для главы семейства. А тут у ребенка собственные сапоги — это говорит о том, что семья Феди была зажиточной. На Ильюше, например, были новые лапти и онучи, а на Павлуше обуви вообще не было.
      Федя понимает, что он самый старший; достаток семьи дает ему дополнительную солидность, и он ведет себя покровительствующе по отношению к мальчикам. В разговоре ему, «как сыну богатого крестьянина, приходилось быть запевалой (сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство)».
      Он начинает разговор после перерыва, задает вопросы, перебивает, иногда насмешливо, Ильюшу, который обращает свой рассказ к нему: «Ты, может быть, Федя, не знаешь, а только там у нас утопленник похоронен...» Но, слушая рассказы про русалок и леших, он попадает под их обаяние и непосредственными восклицаниями выражает свои чувства: «Эка! — проговорил Федя после недолгого молчания, — да как же это может этакая лесная нечисть хрестьянскую душу спортить, он же ее не послушался?»; «Эх ты! — воскликнул Федя, слегка вздрогнув и передернув плечами, — пфу!..».
      Ближе к концу разговора Федя ласково обращается к Ване, самому младшему мальчику: видно, ему нравится старшая сестра Вани, Анютка. Федя по деревенскому этикету сначала спрашивает о здоровье сестры, а потом просит Ваню передать ей, чтобы она приходила к Феде, обещая ей и самому Ване гостинец. Но Ваня простодушно отказывается от гостинца: он чистосердечно любит сестру и желает ей добра: «Дай уж лучше ей: она у нас такая добренькая».
      Как дальше сложилась судьба Феди, автор не говорит, возможно, потому, что судьба мальчика из богатой семьи вполне предсказуема.

Ваня

      О Ване меньше всего говорится в рассказе: он самый маленький мальчик из тех, кто пошел в ночное, ему всего семь лет:

      «Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую головку».

      Ваня не вылез из-под рогожи даже тогда, когда Павел позвал его есть картошку: видимо, он спал. Он проснулся, когда мальчики замолчали, и увидел над собой звезды: «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки, — раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на Божьи звездочки, — что пчелки роятся!» Это восклицание, как и отказ Вани от гостинца ради сестры Анюты, рисуют нам мальчика доброго, мечтательного, видимо, из бедной семьи: ведь уже в семь лет ему знакомы крестьянские заботы.

Ильюша

      Ильюша — мальчик лет двенадцати.

      Лицо его «...было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились — он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи, толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку».

      Ильюша с раннего детства вынужден работать на фабрике. Он говорит о себе: «Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим». Видимо, в семье много детей, и родители отдали двух братьев в «фабричные», чтобы они приносили в дом тяжелым трудом заработанные гроши. Может быть, от этого на его лице лежит печать заботы.
      Рассказы Ильюши раскрывают нам мир суеверий, среди которых жил русский крестьянин, показывают, как боялись люди непонятных явлений природы и приписывали им нечистое происхождение. Ильюша повествует очень убедительно, но в основном не о том, что он сам видел, а что рассказывали разные люди.
      Ильюша верит во все, что рассказывают крестьяне и дворовые: в леших, водяных, русалок, знает деревенские приметы и поверья. Рассказы его наполнены таинственностью и страхом:

      «Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел, да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так... Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли... Уж как же мы напужались о ту пору!»

      Особая тема Ильюшиных рассказов — утопленники и покойники. Смерть всегда представлялась людям таинственным, непостижимым явлением, и поверья о покойниках — это робкие попытки суеверного человека осознать и осмыслить это явление. Ильюша рассказывает, как на могиле утопленника псарь Ермил увидел барашка:

      «...беленький такой, кудрявый, хорошенький похаживает. Вот и думает Ермил: „Сем возьму его, что ему так пропадать“, да и слез, и взял его на руки... Но а барашек — ничего. Вот идет Ермил к лошади, а лошадь от него таращится, храпит, головой трясет; однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять, барашка перед собой держит. Смотрит он на него, и барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что, мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, говорит: „Бяша, бяша!“ А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: „Бяша, бяша...“»

      Ощущение, что смерть всегда рядом с человеком и может забрать и старого, и малого, проявляется в рассказе о видении бабы Ульяны, в предостережении Павлуше, чтобы он был осторожнее около реки. Он тоном знатока подводит итог впечатлениям мальчиков после рассказа Павла о голосе из воды: «Ах, это примета дурная, — с расстановкой проговорил Ильюша».
      Он, как фабричный, как знаток деревенских обычаев, чувствует себя человеком бывалым, способным понимать значение примет. Мы видим, что он искренне верит во все, что рассказывает, но в то же время воспринимает все как-то отстраненно.

Костя

      «...Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва можно было различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — на его языке, по крайней мере, — не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно».
      Мы видим, что Костя из бедной семьи, что он худ и плохо одет. Возможно, он часто недоедает и для него поход в ночное — праздник, где можно поесть вволю дымящийся картофель.
      Автор прямо называет Костю «трусишкой». Рассказы Ильюши мальчик воспринимает близко к сердцу, с любопытством расспрашивает и с готовностью пугается:

      «— А и то, братцы мои, — возразил Костя, расширив и без того огромные глаза... — Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался».

      Сам Костя рассказывает о встрече слободского плотника Гаврилы с русалкой. Русалка звала заблудившегося в лесу плотника к себе, но он положил на себя крест:

      «Вот как положил он крест, братцы мои, русалочка-то и смеяться перестала, да вдруг как заплачет... Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые, что твоя конопля. Вот поглядел, поглядел на нее Гаврила, да и стал ее спрашивать: „Чего ты, лесное зелье, плачешь?“ А русалка-то как взговорит ему: „Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не одна я убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней“. Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти... А только с тех пор вот он все невеселый ходит».

      Рассказ Кости очень поэтичен, похож на народную сказку. Мы видим в поверье, рассказанном Костей, общее с одним из сказов П. П. Бажова — «Медной горы Хозяйка». Как и главный герой сказа Бажова, плотник Гаврила встречается с нечистой силой в женском обличье, удивительным образом находит дорогу после встречи и потом не может забыть о ней, «невеселый ходит».
      Рассказ Кости про голос из бучила проникнут страхом перед непонятным: «Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезненный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал...» Печально повествует Костя о гибели мальчика Васи и о горе его матери Феоклисты. Рассказ его похож на народную песню:

      «Бывало, пойдет-от Вася с нами, с ребятками, летом в речку купаться, — она так вся и встрепещется. Другие бабы ничего, идут себе мимо с корытами, переваливаются, а Феоклиста поставит корыто наземь и станет его кликать: „Вернись, мол, вернись, мой светик! Ох, вернись, соколик!“»

      Особую выразительность этому рассказу придают повторы и слова встрепещется, кликать.
      С вопросами Костя обращается к Павлуше: он видит, что Павлуша не боится окружающего мира и старается объяснить то, что видит вокруг.

Павлуша

      Павлуше, как и Ильюше, на вид двенадцать лет.

      У него «...волосы были всколокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов».

      Павлуша — умный и смелый мальчик. Он активно участвует в разговоре у костра и пытается подбадривать мальчиков, когда они под впечатлением страшных рассказов пугаются и падают духом. После рассказа Кости о русалке, когда все вслушиваются с испугом в ночные звуки и призывают на помощь крестную силу, Павел ведет себя иначе:

      «— Эх вы, вороны! — крикнул Павел, — чего всполохнулись? Посмотрите-ка, картошки сварились».

      Когда собаки внезапно поднимаются и с судорожным лаем кидаются от огня, мальчики пугаются, а Павлуша с криком бросается вслед за собаками:

      «Послышалась беспокойная беготня встревоженного табуна. Павлуша громко закричал: „Серый! Жучка!..“ Через несколько мгновений лай замолк; голос Павла принесся уже издалека... Прошло еще немного времени; мальчики с недоумением переглядывались, как бы выжидая, что-то будет... Внезапно раздался топот скачущей лошади; круто остановилась она у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. Обе собаки также вскочили в кружок света и тотчас сели, высунув красные языки.
      — Что там? что такое? — спросили мальчики.
      — Ничего, — отвечал Павел, махнув рукою на лошадь, — так, что-то собаки зачуяли. Я думал, волк, — прибавил он равнодушным голосом, проворно дыша всей грудью».

      Автор не скрывает своего восхищения храбростью этого мальчика:

      «Я невольно полюбовался Павлушей. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без хворостинки в руке, ночью, он, нимало не колеблясь, поскакал один на волка...»

      Павлуша — единственный мальчик, которого автор называет в рассказе полным именем — Павел. Он в противоположность Ильюше и Косте пытается понять, объяснить мир, непонятные явления.
      Мальчики ценят храбрость товарища, обращая к нему свои вопросы. Даже собака дорожит вниманием мальчика:

      «Садясь на землю, уронил он руку на мохнатый затылок одной из собак, и долго не поворачивало головы обрадованное животное, с признательной гордостью посматривая сбоку на Павлушу».

      Павлуша объясняет непонятные звуки: он различает крик цапли над рекой, голос в бучиле объясняет криком, который издают «такие лягушки махонькие»; он различает звук летящих куличков и объясняет, что они летят туда, «где, говорят, зимы не бывает», а земля такая «далеко, далеко, за теплыми морями».
      Очень ярко характер Павлуши проявляется в рассказе о солнечном затмении. Ильюша с жаром пересказывает деревенские суеверия о приходе Тришки, а Павлуша смотрит на происходящее умным, критичным, насмешливым взглядом:

      «Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусил, что на поди. А на дворовой избе баба стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: „Кому теперь есть, когда, говорит, наступило светопреставление“. Так шти и потекли».

      Павлуша создает интригу, не сразу раскрывая, что же это было за существо с огромной головой, описывая, как вели себя перепуганные жители. Рассказывает мальчик неторопливо, посмеиваясь над мужиками и, вероятно, над своим собственным страхом, потому что он тоже находился в толпе людей, высыпавших на улицу и ждавших, что будет:

      «— Смотрят — вдруг от слободки с горы идет какой-то человек, такой мудреный, голова такая удивительная... Все как крикнут: „Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!“ — да кто куды! Староста наш в канаву залез; старостиха в подворотне застряла, благим матом кричит, свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой, да через плетень, да в лес; а Кузькин отец, Дорофеич, вскочил в овес, присел, да и давай кричать перепелом: „Авось, мол, хоть птицу-то, враг, душегубец, пожалеет“. Таково-то все переполошились!.. А человек-то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».

      Больше всего нас восхищает кульминация рассказа, когда Павлуша возвращается от реки «с полным котельчиком в руке» и рассказывает, как слышал Васин голос:

      «— Ей-Богу. Только стал я к воде нагибаться, слышу, вдруг зовут меня этак Васиным голоском и словно из-под воды: „Павлуша, а Павлуша!“ Я слушаю; а тот опять зовет: „Павлуша, подь сюда“. Я отошел. Однако воды зачерпнул».

      Последняя фраза подчеркивает твердость и силу характера мальчика: он услышал голос утопленника, но не побоялся и зачерпнул воды. Он прямо и гордо идет по жизни, отвечая на слова Ильюши:

      «— Ну, ничего, пущай! — произнес Павел решительно и сел опять, — своей судьбы не минуешь».

      И мы вместе с автором испытываем настоящую горечь при известии о том, что Павел погиб, упав с лошади. Хочется, чтобы судьба была милостива к смелым и сильным людям.

       Домашнее задание
      Можно предложить детям сделать дома иллюстрации к рассказу, подобрать музыкальное оформление к каким-либо фрагментам, подготовить выразительное чтение какого-нибудь поверья по выбору учеников.

VI. Образы крестьянских мальчиков. Значение художественной детали. Картины природы в рассказе «Бежин луг»

Урок развития речи
      Образы крестьянских мальчиков. Значение художественной детали
      Завершение семинарской работы
      В ходе беседы обратим внимание школьников на художественную деталь.
      Рассказ И. С. Тургенева «Бежин луг» наполнен множеством деталей, красок и мелких оттенков, которые не затемняют целое, но помогают представить мир крестьянских мальчиков во всем его многообразии, в богатстве и скудости одновременно. Так, например, Тургенев прямо не говорит нам, как тяжела жизнь фабричных мальчиков, но через рассказ Ильюши мы узнаем о том, как много работают мальчики, что иногда им приходится даже оставаться ночевать на фабрике, а не ходить домой. И в то же время они не имеют возможности учиться: не знают, что есть на свете страны, где нет зимы, и панически боятся солнечного затмения, которое ученые давно научились предсказывать.
      Именно с помощью деталей И. С. Тургенев в небольшом рассказе выпукло и ярко рисует характеры мальчиков. Рассказывая, что собака не шевелилась, когда Павлуша положил ей руку на затылок, автор тем самым подчеркивает храбрость Павла и гордость животного, что такой человек удостоивает его своей ласки.

      Обсуждение выступлений, подведение итогов
      Работу каждого ученика в группе может оценить сама группа.

Картины природы в рассказе «Бежин луг»

  •       — Как рассказчик набрел на Бежин луг?
      На Бежин луг охотник набрел неожиданно, заблудившись в полях. С высокого холма, обрезанного крутым обрывом, он увидел сквозь «едва прозрачный сумрак ночи» огромную равнину. «Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее течение». Река у обрыва стояла «неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька».

      Обучение выразительному чтению
     Читать описания природы намного труднее, чем сюжетное повествование. Работаем над выразительным чтением описания летнего дня (первая страница рассказа).
      Хорошо, если будет возможность рассмотреть репродукции известных картин В. Е. Маковского «Ночное» и К. В. Лебедева «Бежин луг».
  •       — Для чего автор включил в свое произведение описания природы, картины смены дня и ночи?
      Описания природы в рассказе, картины смены дня и ночи помогают автору передать величие природы, неотделимость человека от природы, зависимость его от различных непонятных ему явлений.
      В заключение можно прочитать статьи «Судьба „Записок охотника“» (учебник, с. 197—198, ч. 1) и «Из примечаний к „Бежину лугу“» (с. 198, ч. 1). Учитель подведет итоги семинарского занятия, выскажет суждения о работе учеников и поставит оценки.

       Домашнее задание
      Посоветуем детям прочитать первый рассказ из «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога