понедельник, 5 декабря 2016 г.

7 декабря Итоговое сочинение


Попробуем переформулировать направления в темы-вопросы сочинений.
Вот какие получились темы:
Здесь и далее цитируется Анна КАРАКОВА Итоговое сочинение или как съесть слона?



1. Как разум и чувства влияют на выбор или принятие важного решения?
2. Что значат для человека понятия «чести» и бесчестия?
3. Может ли победа обернуться поражением и наоборот?
4. Какое значение имеют ошибки в приобретении духовного и практического опыта?
5. Почему дружба иногда перерастает во вражду?

Еще можно сократить анализ направлений (см. ФИПИ), и тогда тоже получаются возможные темы:

1. «Разум и чувство» как две составляющие внутреннего мира человека;
2. Понятия «чести и бесчестия», которые ставят героя перед выбором;
3. «Победа и поражение» в социально-историческом, нравственно-философском, психологическом аспектах;
4.«Опыт и ошибки» в познании мира, ценность опыта;
5.«Дружба и вражда» между людьми, их истоки и последствия.

Попробуем сформулировать возможные темы сочинений в этом году  (по образцу прошлогодних).

1. Как разум и чувства влияют на выбор или принятие важного решения?
2. Что значат для человека понятия «чести» и «бесчестия»?
3. Может ли победа обернуться поражением, и наоборот?
4. Какое значение имеют ошибки в приобретении духовного и практического опыта?
5. Почему дружба иногда перерастает во вражду?

Итак, в сочинении необходимо СОПОСТАВИТЬ данные ДВА ПОНЯТИЯ, проследить, как они взаимосвязаны, или доказать, что они исключают друг друга.

Теперь попробуем "найти" в этих темах традиционные темы по литературе:

Тема чести/бесчестья
Тема дружбы/вражды
Проблема выбора (разум и чувства)
Тему победы/поражения можно раскрыть, анализируя какой-либо эпизод из произведения (см. анализ эпизода на блоге).
Тему опыта/ошибок можно сравнить с темой взросления, темой судьбы, проблемой выбора жизненного пути.


Все направления/темы перекликаются друг с другом в рамках одного произведения. С другой стороны, в рамках направления/темы разные произведения позволят рассмотреть вопрос более глубоко и полно.

Все направления итогового сочинения этого года можно раскрыть на примере ОДНОГО РОМАНА «ВОЙНА И МИР»! Конечно, подойдет и любой другой роман (русский или зарубежный). Перечислю романы по степени их содержательной полноты для наших направлений/тем:
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
МЕРТВЫЕ ДУШИ
ОБЛОМОВ
ОТЦЫ И ДЕТИ
ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Однако хороший читатель все направления/темы может увидеть даже в одном проиизведении малой формы, например, в "Выстреле" или в "Бедной Лизе".

Попробуем сформулировать возможные темы сочинений в этом году  (по образцу прошлогодних).

1. Как разум и чувства влияют на выбор или принятие важного решения?
2. Что значат для человека понятия «чести» и «бесчестия»?
3. Может ли победа обернуться поражением, и наоборот?
4. Какое значение имеют ошибки в приобретении духовного и практического опыта?
5. Почему дружба иногда перерастает во вражду?

ФОРМУЛИРУЕМ ТЕЗИС (тезис –  основная мысль, сформулированная в одном предложении).

Попробуем дать ответы на эти вопросы в одном предложении.

1. Как разум и чувства влияют на выбор или принятие важного решения? Способности мыслить и чувствовать, присущие каждому человеку, участвуют в принятии любого решения и помогают совершить выбор: эмоциональный или рациональный.  Разумеется, эти тезисы не являются единственно верными.

2. Что значат для человека понятия «чести» и «бесчестия»?
Честь и бесчестие определяют нравственный выбор и моральные нормы личности, поэтому эти понятия чрезвычайно важны для человека. 

3. Может ли победа обернуться поражением, и наоборот?
Победа и поражение обычно трактуются однозначно, но существуют примеры, когда эти понятия превращаются в свои противоположности, будучи рассмотрены с разных точек зрения.

4. Какое значение имеют ошибки в приобретении духовного и практического опыта?
Ошибки –  непременное условие приобретения духовного и практического опыта, не случайно народная пословица гласит: «На ошибках учатся». 

5. Почему дружба иногда перерастает во вражду?
Дружба –  это великий дар и благо, но как всякие отношения между людьми, она подвержена изменениям, в том числе негативным, причиной которых может стать предательство, непримиримые разногласия, соперничество в любви.

Отвечая на вопрос-тему, мы сформулировали основной тезис нашего сочинения? Этот тезис вполне годится на роль первого предложения нашего сочинения-рассуждения. Обратите внимание, что в тезисе обязательно должны присутствовать ключевые слова, обозначенные в теме. В тезисе очень важно показать, что вы поняли тему. И как вы ее поняли.

ЗАДАНИЕ Разумеется, эти ответы-тезисы не являются единственно верными. Попробуйте найти свои ответы на вопросы-темы самостоятельно.
Тезис –  основная мысль, сформулированная в одном предложении.


План сочинения

Анна КАРАКОВА Итоговое сочинение или как съесть слона?
С «развернутым ответом-тезисом в одно предложение» мы справились. А что если изменить формат и постараться написать сочинение в шести предложениях? Начало у нас уже есть, так что главные мысли о проблеме, аргументы и выводы нужно упаковать в оставшиеся пять предложений.

Как разум и чувства влияют на выбор или принятие важного решения?

1. Способности мыслить и чувствовать, присущие каждому человеку, участвуют в принятии любого решения и помогают совершить выбор: эмоциональный или рациональный.

2. Конфликт между разумом и чувствами, который ставит человека перед выбором, часто описывается в литературных произведениях, потому что именно он позволяет раскрыть характер героя и обосновать его поступки.

3. Романтичная Татьяна Ларина, которая зачитывается французскими романами и верит преданьям простонародной старины, влюбившись, пишет письмо Онегину, не думая о последствиях, а, действуя эмоционально.

4. Евгений Онегин накануне дуэли чувствует, что был не прав, провоцируя ревность восемнадцатилетнего Ленского, но думает он о том, что примирение нанесет ущерб его репутации, а, значит, оно невозможно.

5. Нигилист и ученый Евгений Базаров, влюбившись, оказывается перед выбором: предать свои идеалы или отречься от любви и выбирает последнее.

6. Разум и чувства взаимосвязаны, но однозначно сказать, что влияет на принятие решения, невозможно, ведь иногда выбирать надо «холодной головой», а иногда –  горячим сердцем.

Как видите, написать сочинение в шесть предложениях задача хоть и непростая, но вполне осуществимая.
Как вам кажется, тема раскрыта? Думаю, да.
Тезис доказан при помощи литературных аргументов? Конечно.
Мы привлекли к рассуждениям не менее одного литературного произведения, как этого требуют критерии? Мы обратились к двум замечательным романам: «Евгений Онегин» Пушкина, «Отцы и дети» Тургенева.
В наших рассуждениях есть логика? Да, поскольку сначала мы делаем общее утверждение, потом связываем его с литературой, далее доказываем тезис сочинения, приводя литературные аргументы, и в конце делаем вывод, который относится не столько к литературе, сколько к общечеловеческому опыту и нашей точке зрения.
Понимаю, что напрашивается вопрос: а зачем все­таки писать сочинение в шесть предложениях? Ответ: на самом деле, это план сочинения.
Все, что надо, мы уже сказали. Теперь следует развить каждый пункт, и мы получим связное, логичное, композиционно внятное сочинение-рассуждение.
Прошу заметить, что наше сочинение в шести предложениях соответствует объему 130 слов. До рекомендуемых 350 слов осталось всего 220. 
Прелесть такого плана в том, что вы можете использовать формулировки его пунктов в сочинении. То есть у вас уже есть главные смысловые предложения или тезисы каждого абзаца. Пример того, как с этим работать, вы найдете на следующей странице.

ЗАДАНИЕ: 

У вас есть еще четыре тезиса (смотри предыдущую страницу) к четырем экспериментальным сочинениям из шести предложений. Их надо написать. Вперед!

Пример сочинения по плану в шесть предложений

Как разум и чувства влияют на выбор или принятие важного решения? 

1. Способности мыслить и чувствовать присущи каждому человеку. Мысли и чувства влияют на принятие любого решения и помогают совершить выбор: эмоциональный или рациональный. В первом случае человек поступает импульсивно, полагаясь на интуицию и эмоции. Во втором случае старается действовать разумно, опираясь на доводы, анализ, аргументы. Парадокс заключается в том, что ни разум, ни чувства не приводят к однозначно верному решению. И рациональный, и эмоциональный выбор может оказаться как правильным, так и ошибочным.

2. Конфликт между разумом и чувствами, характерный для человека, который стоит перед выбором, часто описывается в литературе, потому что именно он позволяет раскрыть характер героя и обосновать его поступки. Я хотела бы обратиться к двум произведениям русской классической литературы: «Отцы и дети» Тургенева и «Евгений Онегин» Пушкина.

3. Вспомним, как Татьяна Ларина, которая зачитывается французскими романами и верит преданьям простонародной старины, влюбившись, пишет письмо Онегину. Она не думает о последствиях, а действует эмоционально. Ее глубокая и цельная натура поглощена чувствами к Онегину. В этой ситуации героиня не пытается рассуждать и не способна действовать иначе. А мы не можем сказать, правильно она поступает или нет.

4. Евгений Онегин накануне дуэли чувствует, что был не прав, провоцируя ревность восемнадцатилетнего Ленского. Но думает он о том, что примирение нанесет ущерб его репутации, а значит, оно невозможно. Тут надо напомнить, что секундантом Ленского является Зарецкий –  знаменитый на всю округу сплетник и дуэлянт. Онегин понимает, что его стремление примириться с Ленским будет расценено Зарецким и обществом как трусость. Умозаключения Онегина приводят его к дуэли и убийству «юного поэта». Очевидно, что главный герой романа проявляет малодушие, зависимость от мнения света, который он якобы презирает, и совершает роковую ошибку, цена которой –  жизнь.

5. Нигилист и ученый Евгений Базаров, влюбившись в Анну Одинцову, оказывается перед выбором: предать свои идеалы или отречься от любви. Следуя доводам разума, он оставляет Анну Сергеевну. Но любовь меняет его: переживший сильное чувство Базаров уже не может быть последовательным разрушителем старого мира. Герой романа «Отцы и дети» переживает внутренний конфликт, ведь он считал себя нигилистом, для которого романтизм –  это «белиберда, непростительная дурь». Искать утешения в науке, в любви к женщине Базаров тоже не способен –  для этого он слишком горд, слишком свободен. Трагическим разрешением этого конфликта между разумом и чувствами является смерть главного героя романа.

6. Разум и чувства взаимосвязаны, их гармония лежит в основе человеческого счастья. Но необходимость выбора –  эмоционального или рационального –  предполагает внутренний конфликт между разумом и чувствами. Однозначно определить, что больше влияет на принятие верного решения невозможно, ведь иногда выбирать надо «холодной головой», а иногда –  горячим сердцем.


Полезные советы 
На самом деле, все самое главное вы уже знаете. 
Вы понимаете, какие литературные произведения следует перечитать перед экзаменом.
Вы умеете извлекать тезис из вопроса-темы. 
Вы можете написать короткое сочинение из шести предложений, и потом использовать его как план. 
Вы знаете, что в сочинении должно быть 350 слов и понимаете формат задачи. 
Но все же… Вот несколько советов, которые наверняка вам пригодятся. 

СОВЕТ ПЕРВЫЙ: 

используйте литературные термины. Их немного, но они покажут, что вы владеете специальной лексикой и понимаете суть вопроса. Называйте жанр произведения –  роман, поэма, стихотворение, повесть, пьеса. Используйте в тексте сочинения словосочетания главный герой, характер персонажа, внутренний и/или внешний конфликт, тема произведения, кульминационный эпизод. 

СОВЕТ ВТОРОЙ: 

учите не только названия и авторов произведений, но имена­фамилии персонажей! Я уже говорила об этом, но снова повторяю, поскольку это очень и очень важно. Незнание имени героя лишает вас возможности использовать аргументы с его участием. Скажем, если вы не знаете, кто такой Зарецкий, как вы обоснуете решение Онегина не идти на мировую с Ленским? 

СОВЕТ ТРЕТИЙ: 

сделайте домашние заготовки. Пословицы и цитаты из произведений с ключевыми словами –  разум, чувства, честь, ошибки, опыт, победа, дружба –  точно вам пригодятся. Найдите синонимы ключевым словам или синонимичные конструкции: разум –  способность думать, мыслить, действовать рационально. 

И в заключение я публикую пять сочинений, анонсированных в начале учебника. Некоторые из них соответствуют объему «не менее 350 слов», некоторые написаны в формате «Шесть волшебных предложений». И в больших и в маленьких сочинениях используются литературные аргументы из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Почему? Для того чтобы проиллюстрировать очевидную мысль: умение рассуждать можно продемонстрировать на примере одной книги, если она такая же великая, как этот роман.
Удачи! Автор учебника Анна Каракова 





ЗУБРИЛКИН Итоговое сочинение











Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога