русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

суббота, 28 ноября 2015 г.

Сложноподчиненные предложения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

С.В. СТОЛБУНОВА,
Гуманитарный колледж,
г. Ярославль


Сложноподчиненные  предложения в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Придаточные определительные части

Старшие классы

В 9-х классах с углубленным изучением русского языка и литературы можно провести уроки по комплексному анализу романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», лингвистический и литературоведческий анализ отрывков из романа «Евгений Онегин». Программный материал по русскому языку (фонетика, лексикология, фразеология, словообразование, морфология, синтаксис) изучается в процессе анализа литературного произведения в функциональном аспекте – как стилеобразующее средство.
Основные задачи:
1) организовать поисково-исследовательскую работу учеников по лингвистическому анализу литературных произведений;
2) активизировать знания учеников об основных уровнях языковой системы и стилистических функциях языка;
3) усвоить на материале литературного текста основные типы сложных предложений и отработать постановку знаков препинания в них.
Предполагается, что дети уже изучали сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и им нетрудно будет в I главе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» найти этот тип предложений. Первый пример можно разобрать со всем классом.
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель…
Брег – берег(Неполногласный вариант вносит в текст «торжественность, книжность» согласно «Теории трех штилей» М.В.   Ломоносова; однако здесь он включается естественно в живую разговорную речь.)
Какие слова свидетельствуют о характере отношений между автором, героем и читателем? (Мой приятель, мой читатель.)
Это предложение – сложноподчиненное с придаточным определительным, совмещающим значение места с определительным значением; средство связи – союзное слово, а именно – местоименное наречие где.
Дальше девятиклассники могут работать самостоятельно.
Задание 1. Выпишите из строф XVII, XXIII, XXV, XXVII, XXXVII, XXXVIII, XLIII, XLVII, L первой главы сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Найдите грамматическую основу в главной и придаточной части, определите средства связи между ними (союзные слова), обозначьте одно- или двустороннюю зависимость между частями. Дайте комментарий к устаревшим словам и грамматическим формам, а также к именам собственным.
1)
Вольностью дыша – галлицизм.
Entrechat – антраша: прыжок в балетном танце.
Придаточное определительное присоединяется к существительному театру в главной части при помощи союзного слова где, имеет дополнительный обстоятельственный оттенок. Располагается позади главной части.
2)
Щепетильный – неологизм В.Лукина, связанный с торговлей галантерейными товарами, ср. совр. – педантичный и строго принципиальный человек.
Балтическим – ср. совр. балтийским.
Осьмнадцать – архаизм, совр. восемнадцать.
В первом предложении придаточное определительное с дополнительным обстоятельственным значением; во втором и третьем – придаточное местоименно-определительное присоединяется к субстантивированному местоимению все при помощи союзных слов чем и что.
3)
Чаадаев Петр Яковлевич – общественный деятель, философ. Известен не только свободолюбием, независимостью, но и утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Пушкин сближает Онегина со своим кругом общения.
Уборная – комната, где убираются, наряжаются.
Венера – богиня любви у древних римлян.
В первом предложении придаточное местоименно-определительное присоединяется союзным словомчто к местоимению то.
4)
В ямской карете – в наемной карете. Не имея собственного выезда, Онегин нанимал ямскую карету на день. Содержать свой выезд было дорого.
Стремглав – стремительно, быстро. Быстрая езда была признаком «государственного» человека.
Придаточное определительное присоединяется при помощи союзного слова куда, имеет дополнительное обстоятельственное значение.
5)
Эти строфы вводят тему байронического разочарования Онегина и «преждевременной старости души».
Придаточное определительное классического типа: присоединяется к существительному с помощью союзного слова который. Но автор здесь вводит инверсию, прямой порядок слов был бы: причину которого.
6)
В первом предложении придаточное определительное присоединяется к местоимению вы (точнее – к приложению при нем – красотки молодые) союзным словом которых; во втором – к существительному людей с помощью союзного слова (о) коих. В обоих случаях придаточная часть располагается позади главной.
7)
Диана – здесь луна. Отсутствие луны связывается с белыми ночами в Петербурге.
Два однородных придаточных определительных с дополнительным обстоятельственным оттенком времени присоединяются союзным словом когда к существительному порою и стоят позади главной части.
8)
Три однородных придаточных определительных присоединяются союзным словом где к существительному России, имеют дополнительное обстоятельственное значение. Располагаются позади главной части.
Задание 2. Выпишите средства связи из предложений с придаточными определительными, а также те слова в главном, от которых зависит придаточное предложение.
Вывод: в главе I употребляются сложноподчиненные предложения с определительными придаточными, большая часть которых имеет дополнительное обстоятельственное значение. Видимо, это соответствует задаче поэта – показать обстоятельства образа жизни главного героя, Евгения Онегина.
В заключение вспомним, как узнать придаточное определительное предложение.
Работаем над таблицей.
Типы придаточных предложений
К чему в главном относится, что поясняет
Какими союзами или союзными словами присоединяется
На какие вопросы отвечает
Соотносительные слова
Примеры
Определительные
К существительному, местоимению
Который, какой, где, куда, откуда, чей, что, когда (союзные слова); чтобы, как, словно, будто, точно
и др. (союзы)
Какой?
Указательные и определительные местоимения и наречия: тот, туда, там и др.
Деревня, (какая?) где скучал Евгений,
была прелестный уголок. (Е.О.)
Двери запирались замками, (какими?) от коих ключи хранились у Кирила Петровича. (Дубровский)

Домашнее задание. Выпишите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными из главы II романа, проанализируйте их по схеме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога