русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

воскресенье, 14 декабря 2014 г.

Русская литература конца XIX - начала XX вв.

Данный видеоурок посвящен теме: «Введение. Историческая и культурная ситуация. Основные события культурной жизни России. Народничество». Взгляды Максима Горького, Александра Блока, Льва Толстого на грядущий XX век. Научно-технические достижения конца XIX – начала XX веков. Основные постулаты идеологии Народничества.

Тема: Русская литература конца XIX - начала XX вв. 
Введение. Историческая и культурная ситуация. Основные события культурной жизни России. Народничество
Марксизм, ницшеанство, толстовство
Особенности русского реализма конца XIX - начала XX в. Натурализм. "Знаньевский" реализм
Декаданс, модернизм, авангард


Урок: Введение. Историческая и культурная ситуация. Основные события культурной жизни России. Народничество

А.И. Куприн: обзор жизни и творчества. "Молох"Л.Н. Андреев: обзор жизни и творчестваМаксим Горький: начало биографии. Герои ранних произведений

Максим Горький: «На дне». Поэтика пьесы 

1. Вступление

Из кризисных явлений XIX века вырастает уникальный творческий потенциал века ХХ. На рубеже веков национальное самосознание активизируется в своем поиске новых путей развития культуры и поиске новых художественных форм, чем подтверждается национальная особенность русской культуры и перспектива ее развития. Это повлияло на самоощущение творческой личности: философов, поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей.
Хронологически 20 век – это период с 1 января 1901 года по 31 декабря 2000 года. Но понятие эпохи не совпадает с хронологическими границами.
Эпоха - это общность мировоззрения, образа жизни, идей, представления о мире. Последние годы 19 столетия стали поворотными для русской и западной культур, в начале 20 века изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

2. Точки зрения современников и историков о начале

Современники утверждают, что 20 век начинается с 1-го января 1901 года и воспринимается, как значительная переломная веха.
Максим Горький в одном из писем своему другу пишет следующее: «Новый век будет воистину веком духовного обновления, множество погибнет людей, в конце концов одолеет, справедливость, где победят лучшие стремления человека.»
Максим Горький
Рис. 1. Максим Горький (Источник)
Ал. Блок в одной из своих статей говорит: «Я позволяю себе…указать на то, что уже январь 1901 года стоял под знаком совершенно иным, чем декабрь 1900 года, что самое начало столетия было исполнено существенными предчувствиями…»( «грядет мировой переворот»)( 1921)
Ощущение переворота – общее настроение рубежа веков.
Другая точка зрения.
Л. Толстой в статье «Конец света»(1905) писал: «Век и конец века на евангельском языке  не означает конца и начало столетия, но означает конец одного мировоззрения, одной веры, одного способа общения людей, и начала другой веры, другого мировоззрения, другого способа общения людей. Временные исторические признаки или тот толчок, который должен начать переворот, это только что окончившаяся русско-японская война и одновременно с ней вспыхнувшая и  никогда прежде не появлявшееся революционное движение среди русского народа».
Здесь видно, что рубежом между старым и новым становится 1905 год, который ощущается как какая-то точка кипения, как драматический момент напряжения: восстание и поражение в Русско-японской войне.
Существовала еще одна  точка зрения, что настоящее начало 20 века - это 1914 год, начало Первой  мировой войны. Все, что было до Первой мировой войны,  казалось не таким страшным, не таким катастрофическим. Первая мировая война произвела  изменения в сознании людей.
Газовая атака в Первой мировой войне
Рис. 2. Газовая атака в Первой мировой войне ( В 1915 году против русских войск Германия произвела 3 газовые атаки, в результате которых погибло 25.000 человек). (Источник)

3. Атмосфера эпохи

Человек в повседневной жизни мало зависит от катаклизмов, чем от того, что мы называем историей повседневности. В этот период происходит изменение времени и пространства, потому что появляются новые технические изобретения, которые меняют  повседневную жизнь человека:
Вхождение электричества резко изменили жизнь людей. Освещение улиц во всех романтических произведениях мы читаем о колеблющемся свете фонарей, о том, какое мистическое ощущение они создают. Одно из ярких впечатлений – это электрическое освещение компанией Сименс Невского проспекта. 
Освещение компанией Сименс Невского проспекта.
Рис. 3. Освещение компанией Сименс Невского проспекта. (Источник)
Изменилась квартира, дом. Появляются  трамваи,  телеграфы, телефоны, автомобили,  самолеты, дирижабли, подводные лодки и т.п. Мир становиться опаснее, но удобнее.
Фотография  трамвая на рубеже веков.
Рис. 4. Фотография  трамвая на рубеже веков. (Источник)
В сознании человека входит опасность. Одна из тем того времени – это тема путешествия на автомобиле и ощущение катастрофы.
Дирижабль.
Рис. 5.  Дирижабль. (Источник)
Самолет «Русский витязь»
Рис. 6. Самолет «Русский витязь» (Источник)
Автомобиль
Рис. 7.  Автомобиль (Источник)
Наука и комфорт для 20 века были настоящими открытиями. Каждое изобретение – настоящим искусством, символ того, что это победа человеческого духа над чем-то.

4. Образы технического и научного прогресса в литературе.

Но самое удивительное пророчество Андрей Белый сделал в 1921 году. И тут в нем опять сказался не лирик, а физик. Он написал об опытах Марии Кюри с радием, которого тогда в мире были считанные граммы: «Мир — рвался в опытах Кюри  Атомной, лопнувшею бомбой..»(поэма «Когда мы победим»(1921),
Большое количество стихотворений, прозаических произведений, поэм, где образы телефона, велосипеда, самолета, телеграфа – это высокие поэтические произведения, им посвящают свои произведения поэты и писатели того времени.
Александр Блок.
Рис. 8. Александр Блок (Источник)
Ал. Блок в своем стихотворении « Авиатор» (1912) рассказывает об аварии самолета: 
Иль отравил твой мозг несчастный
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?
Здесь поэт заостряет ощущение опасности, которая несет с собой техника, связана еще и с тем, что все технические изобретения теперь начинают использоваться на войне, бурно развивается промышленность, льются пушки, строятся бомбардировщики, подводные лодки и танки.
Подводная лодка «Дельфин».
Рис. 9. Подводная лодка «Дельфин» (Источник)
(Подлодки Россия начала проектировать в 1900 году и к Октябрьской революции 1917 года в ВМФ их было без малого 52 штуки)
Ощущение войны в этот период очень сильное. Человек чувствует себя уязвимым. Научные открытия становятся предметом осмысления философов и поэтических высказываний. Все это навевает на человека страшные образы, опасность в мире.
Но самое удивительное пророчество Андрей Белый сделал в 1921 году. И тут в нем опять сказался не лирик, а физик. Он написал об опытах Марии Кюри с радием, которого тогда в мире были считанные граммы: «Мир — рвался в опытах Кюри  Атомной, лопнувшею бомбой..» (поэма «Когда мы победим»(1921))
Основной темой стихов А. Белого становится Россия, стоящая в центре мирового революционного циклона. В действии стихийных сил он видит пророческое предназначение, которому суждено оказать влияние на ход мировой истории, он называет Россию «мессией грядущего дня». 
Андрей Белый.
Рис. 10. Андрей Белый (Источник)
Пьер и Мария Кюри.
Рис. 11. Пьер и Мария Кюри (Источник)
Мир в начале столетия становится непредсказуемым, опасным. Но наука делает жизнь человека удобнее. Появляется первая пластмасса, первый синтетический каучук и т.п. Реклама в разных в иллюстрированных журналах   начала эпохи («Нива», «Огонек»)
Реклама начала века.
Рис. 12. Реклама начала века (Источник)
Реклама начала века(2)
Рис. 13. Реклама начала века(2) (Источник)
Иллюстрированный журнал «Нива»
Рис. 14. Иллюстрированный журнал «Нива» (Источник)
(В журнале « Нива» печатались такие авторы как: А. К. Толстой, Ф. И. Тютчев,  Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, А. А. Фет, А. Н. Майков, А. П. Чехов, Яков Полонский, Владимир Соловьёв,  Д.Н. Мамин-Сибиряк, А. А. Блок, С. А. Есенин, Л. Н. Андреев, Максим Горький и многие другие).
Такое изобретение, как целлюлозная пленкапривело к тому, что родилось киноискусство (благодаря братьям  Люмьерам).
Фотография братьев Люмьеров.
Рис. 15. Фотография братьев Люмьеров (Источник)
Мир развивается быстрее. Появляется опасность и ощущение того, что человек может все, будет постоянно встречаться в литературе этого периода.

5. Открытия в медицине. Психоанализ

Лечение душевнобольных людей раньше сравнивалось с тюремным заключением. На рубеже веков это отношение начинает меняться. Появляются первое представление о человеческой психике и первые врачи  в этой области, которые по-настоящему начинают лечить таких людей. Открываются психоневрологические  институты под руководством Бехтерова и Челпанова.
В начале века меняется представление о строении организма человека, животных. В это время получают Нобелевскую премию физиологи Павлов и Мечников.
Академик Павлов.
Рис. 16. Академик Павлов (Источник)
Академик Мечников.
Рис. 17. Академик Мечников (Источник)
Параллельно развивается направление психологии и клинической  психиатрии. Становиться модным одно из влиятельных направлений психиатрии – это психоанализ, который связан с именем австрийского врача З. Фрейда.
Невозможно переоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Ему удалось впервые объяснить человеческое поведение в психологических понятиях и категориях и продемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствах можно изменить. Он на практике сблизил понятия лечения и исследования. Его выводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности, основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях.
Чехов А.П.
Рис. 18. Чехов А.П. (Источник)
Лечение душевнобольных людей раньше сравнивалось с тюремным заключением. На рубеже веков это отношение начинает меняться. Появляются первое представление о человеческой психике и первые врачи  в этой области, которые по-настоящему начинают лечить таких людей. Открываются психоневрологические  институты под руководством Бехтерова и Челпанова.
Портрет Бехтерова.
Рис. 19. Портрет Бехтерова (Источник)
Портрет Челпанова.
Рис. 20. Портрет Челпанова (Источник)
Входят в моду занятие физкультурой, гигиена, люди начинают следить за своим здоровьем. Много  воспоминаний и стихотворений освящены спорту. Массовое увлечение теннисом, футболом, фигурным катанием, боксом, борьбой и академической греблей.
Катание на коньках.
Рис. 21. Катание на коньках (Источник)

6. Философия и политика. Народничество

В публикациях отражались острые бытовые и общественные проблемы современности, обличались политические, военные и административные неудачи царского правительства, обнажались неприглядности армейского быта. Однако ведущее место в прозе «Русского богатства» занимали произведения, в которых отображались трагедии крестьянского быта, где отображались неурожаи, голод, безземелье, разорение крестьянских семей.
Михайловский тяжело воспринял известие о начале русско-японской войны. Прочитав о нападении на крейсер «Варяг» в газете, он сказал, что эта война для этого поколения  будет таким же тяжелым позором, как и Крымская война николаевского времени. 
Время это очень пестрое. Самые основные влиятельные идеологии в литературе этого времени: народничество, марксизм, ницшеанство и толстовство.
Народничество имело большое влияние в конце 19 века.  Все освободительное движение этого– это народничество: освобождение крестьян. Идеи народнического движения: «вхождение в народ» (70-е годы); «теория малых дел» (80-е), когда интеллигенция была призвана работать в земских учреждениях  (органы  местного самоуправления) и помогала  крестьянину делать жизнь лучше.
Журнал «Русское богатство» — один из крупнейших ежемесячных журналов второй половины XIX века,  (1875 по 1918гг) -  отразил в своей истории сложный, подчас противоречивый путь развития русской общественной мысли в конце XIX — начале XX веков.
Проза «Русского богатства» была разнообразной. В целом журнал поддерживал реалистическое направление демократической журналистики. В нем сотрудничали многие писатели-реалисты: Г. И. Успенский, К. М. Станюкович, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. И. Куприн, М.Горький; зарисовки из быта ссыльных в Сибири, очерки и рассказы о жизни городских ремесленников и обитателей рабочих кварталов С.Елпатьевского. Этот журнал  последовательно поддерживал традицию русского реализма и не печатал всех модных модернистских авторов.
Руководил этим журналом знаменитый публицист, экономист и проницательный литературный критик  Н. Михайловский.
Портрет Михайловкого.
Рис. 22. Портрет Михайловкого (Источник)
В публикациях отражались острые бытовые и общественные проблемы современности, обличались политические, военные и административные неудачи царского правительства, обнажались неприглядности армейского быта. Однако ведущее место в прозе «Русского богатства» занимали произведения, в которых отображались трагедии крестьянского быта, где отображались неурожаи, голод, безземелье, разорение крестьянских семей.
Михайловский тяжело воспринял известие о начале русско-японской войны. Прочитав о нападении на крейсер «Варяг» в газете, он сказал, что эта война для этого поколения  будет таким же тяжелым позором, как и Крымская война николаевского времени. 
Обложка  журнала «Русское богатство»
Рис. 23. Обложка  журнала «Русское богатство» (Источник)

7. Заключение

Итак, мы поговорили о том, каково было мироощущение человека на рубеже веков, как технические изобретения изменяли жизнь человека, поговорили  о народничестве.

Список литературы
1.Чалмаев В.А., Зинин С.А.  Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.
2.Агеносов В.В.  Русская литература 20 века. Методическое пособие   М. «Дрофа», 2002
3.Русская  литература 20 века. Учебное  пособие  для поступающих  в вузы  М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога