Об основных темах и образах тютчевской поэзии вам напомнит статья Ю.Айхенвальда:
u «Никто
глубже Тютчева не захватывал таинственной основы, «темного корня» бытия; он был
поэт Хаоса.
u Тютчев
слышал и видел в природе не одну только божественную гармонию,
стройный космос – он чуял в них какое-то хаотическое волнение, вечный
Беспорядок. Еще не умолкла та борьба стихий, которая некогда, на заре
мироздания, потрясла Вселенную. Мир еще не кончен, не готов; быть может, в том
и заключается его смысл и тайна, что он никогда не будет «закончен». Нельзя
верить спокойной тишине и благообразности мира: под этой мирной пеленою, под
земной тканью приветливых лужаек – «хаос шевелится».
«О чем ты воешь, ветр ночной?..»
Вы идете по равнине жизни, и вы не знаете часто, где своим
движением разбудите притаившееся чудовище Хаоса.
Блажен,
кто посетил сей мир
В его
минуты роковые…
Мир не тих, не «мирен», он по существу трагичен,
и лучше всего познать его можно «в минуты роковые», в те чрезвычайные
моменты, когда поднимется хаос. Когда мир и море спокойны, вы не узнаете их.
Истинный мир, по Тютчеву, - это мир, каким он расстилается в поздние часы,
когда люди, движенья и речи умолкают, и в наступившей тишине, в «безлюдии
ночном», явственно слышится голос природы. Днем его труднее услыхать, потому
что мы заглушаем его разговорами – и вот наступает «всемирное молчанье», и
СЛОВО ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕЛЕННОЙ…
Есть некий час, в ночи, всемирного молчанья,
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах;
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
И в оный час явлений и чудес
Живая колесница мирозданья
Открыто катится в святилище небес.
Тогда густеет ночь, как хаос на водах;
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожат боги снах!
С заката солнца и до восхода его робкие дети мира должны
погружаться в сон. Горе неспящим, горе разбуженным! Горе познавшим ночь! Нельзя
слушать тайные беседы ее глухонемых демонов. Это для космических властелинов
случайность, что мы узнали Ночь. Мы нескромно зажгли в ней свои искусственные
огни, и бледный свет их еще более оттенил их безнадежную темноту. Луна не
только не освещает нам загадок жизни, но и придает им еще бОльшую
таинственность, облекает их в нереальные одежды привидений. Рожденные от
Солнца, от прометеева огня, люди стали блуждать между светом и тьмой, Днем и
Ночью. Тютчев объясняет, почему страшна Ночь: день, друг человека,
исцеляющий его больную душу, этот благодатный день – не что иное как
блистательное златотканое покрывало, участливо накинутое богами над бездною
мира.
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами;
И нет преград меж ей и нами:
Вот отчего на ночь страшна.
Ночь не только испугала – она и умудрила нас, бодрствующих в
неурочные часы, зрителей неосвещенной стихии. Мы не разгадали тайны, но мы
узнали, что ТАЙНА ЕСТЬ. И мы познали, что ночь, с ее недоумениями и
кошмарами, она «старше» дня. Полночь говорит, что мир глубже, чем это думал
день. Жизнь более понятна и объяснима днем: он дает обманчивые светлые
утешения. А Ночь дает познание Хаоса.
Раздается
безумное сетование ночного ветра, и оно твердит о непонятной муке и взрывает в
нашем сердце неистовые звуки; ночное небо угрюмо заволакивает со всех сторон,
сверкают чьи-то глаза, стучит чья-то страшная палка, кричат чьи-то голоса,
скрипят деревья, мелькают тени, шевелятся ночные мысли. Мир шумит от них, мир
полон мыслью, от этого – «гул непостижимый». Потому человек и проникнут
странной тревогой, что часто среди красоты вселенной слышит он страшные песни
про древний хаос, который не прошел, а только дремлет, который может быть
спрятан в прекрасную и чарующую оболочку; и есть для нас что-то пленительное и
зовущее в том, чтобы разбудить его мрачные силы. Темные признаки ночи есть и в
нашей душе.
Ночная стихия есть в человеческом духе, есть она и в
красоте. Есть она и в любви. Любовь не только «союз души с душой родной», она –
и «роковое их слиянье, их поединок роковой».
В самой любви таится вражда, разлука, измена, смерть или
утомление («Если бы тебе тогда приснилось, что будущность для нас обоих
берегла!..»). Есть кровный союз между любовью и страданием, они
завораживают своей неразрешимой тайной и обаянием ужаса. Вот девушка
«сидела на полу и груду писем разбирала и, как остывшую золу, брала их в руки и
бросала. Брала знакомые листы и чудно так на них глядела, как души смотрят с
высоты на ими брошенное тело...». Мы фатально обречены любить «убийственно»;
мы убиваем то, что любим. В нашем любовном прикосновении таится гибель, и
она поражает как раз то сердце, «что сердцу нашему милей». Разрушающая
стихия любви – главное проявление нашей «внутренней Ночи», нашего духовного
хаоса. Миром правят и любовь, и ненависть, и в своей отравленной любви мы в
самом деле ощущаем, что этих сил – две. Они - «близнецы».
Очевидно, Тютчеву сопутствовала идея призрачности –
замечательно часто он употребляет слова «дым», «дымный» и им подобные: «дым
один, как пятая стихия…», «дым за дымом», «бездна дыма тяготеет над землей»,
«грустно длится жизнь моя и с каждым днем уходит дымом», «а наша жизнь – та
тень, та тень, бегущая от дыма»… Что «дым» - «пятая стихия», - это зловещая
мысль. И мы, люди, тоже дети этой стихии. Оттого мы вот уже много тысячелетий
исчезаем, исчезаем…
Дым – человек – между временами, между пространствами, на
фоне природы, на фоне вечности…
Как дымный столп светлеет в вышине!
Как тень внизу
скользит, неуловима!..
Вот наша жизнь, -
промолвила ты мне, -
Не светлый дым, блестящий при луне,
Не светлый дым, блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма.
Природа знать не знает о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаем
Себя самих - лишь грезою природы.
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
Всепоглощающей и миротворной бездной.
В своих тревожных колебаниях между Днем и Ночью, хаосом и
гармонией Тютчев любил оставаться один – люди часто мешали ему, автору «Silentium`а», звуки и шумы
тревожили его.
В своих стихах, написанных среди Хаоса, Тютчев пытался найти
Космос, спрятанный в дыме и темноте. Не гадая, как отзовутся его слова. Они
по-разному «отзываются» в русском человеке, но они по-прежнему звучат. В той
самой России, которую не понять умом и не измерить общим аршином.
(по Ю. Айхенвальду)
Комментариев нет:
Отправить комментарий