суббота, 26 октября 2013 г.

"Капитанская дочка". Урок четвертый.

А. С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА». ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЕСТИ (1—2 часа)

...Правильная художественно-нравственная мера.
Аполлон Григорьев

Цели уроков:
— развитие читательских умений учеников;
— развитие эмоционального восприятия подростками исторического прошлого страны.
Форма уроков: уроки-практикумы, включающие в себя чтение и анализ произведения, групповую работу (cooperative learning).
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ
1. Проверка домашнего задания (для всего класса).

2. Беседа с классом с элементами пересказа и словесного рисования.

— Расскажите о встрече Петра Гринева и Маши Мироновой в Белогорской крепости.
— Опишите несчастную сироту. На что сразу же обращает наше внимание автор?
(«...На полу, в крестьянском оборванном платье, сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба...»)
— Какие черты характера проявились у Маши Мироновой во время заточения в доме Швабрина? Можем ли мы сказать, что характер ее изменился или она выросла, стала немного иной? В чем именно? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.
— Как ведет себя Пугачев по отношению к Маше Мироновой? Почему?
(По христианским законам обидеть сироту — смертный грех. По нравственным законам Швабрин заслужил наказание и за ложь начальству, и за незаконное пленение человека цивильного, не врага, и за насилие над личностью. Хорошо, что он не опустился до уровня большинства пугачевцев, убивавших и насиловавших женщин, девиц и даже детей в захваченных городках и крепостях.)
— Какие чувства испытывает Гринев по отношению к Швабрину? Можно ли утверждать, что духовно Петр Гринев возмужал? Зачитайте то место в тексте, где об этом четко говорит рассказчик.
(«...В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева...»)
— Расскажите, как расстаются Петр Гринев и Пугачев. За что они друг другу благодарны?
(Гринев за спасение жизни — своей, Маши Мироновой и Савельича, Пугачев — за человечное отношение, за возможность быть рядом с Гриневым самим собой — не играть роль, не бояться опростоволоситься, проявлять доброту и природное благородство.)
— Итак, перед нами реалистическое историческое произведение. О каких чертах реализма мы можем говорить применительно к персонажам повести?

Психологизм изображения характеров.

Динамика развития характеров Петра Гринева и Маши Мироновой: та Маша, что показана в самом начале повести, никогда бы не отправилась в Петербург спасать своего жениха; только пройдя через все испытания и унижения, возмужав, она поняла, что за жизнь близкого человека надо бороться до конца. Передача мыслей, чувств персонажей, изменения их настроений и хода мыслей. Живая разговорная речь, соответствующая социальному статусу, возрасту, полу и образованию персонажа.

3. Групповая работа (cooperative learning).
Класс разбивается на 4 группы, каждая группа получает задание по работе с текстом повести, после выполнения которого представитель(и) группы озвучивает(ют) и задание, и текст, предложенный для анализа, и анализ прочитанного (групповая работа с уже прочитанным текстом — вторичное прочтение).

ЗАДАНИЕ 1


  1. Охарактеризуйте поведение Петра Гринева в XI главе. Что вы можете сказать о его отношении к Савельичу, Пугачеву и пугачевщине?
  2. Изменяет ли Савельич своим нравственным принципам? Докажите это, опираясь на текст.
  3. Подумайте и объясните, служит Савельич Гриневым верой и правдой потому, что он в душе раб, или потому, что считает своих бар близкими людьми. Обоснуйте свой ответ.

ЗАДАНИЕ 2


  1. Опишите сцену встречи Гринева и Пугачева в Бердской слободе. Как воспринял появление юноши атаман мятежников?
  2. Подумайте и ответьте, изменился ли Петр Гринев за последние перед этой встречей месяцы. Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.
  3. Перескажите сказку о вороне и орле. Каков ее аллегорический смысл? 

Аллегория

Аллегория(от греч. allеgoria — иносказание) — иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа.


ЗАДАНИЕ 3


  1. Опишите поведение Швабрина при приезде Пугачева в Белогорскую крепость. Какая черта характера Швабрина сразу бросается в глаза Гриневу? О чем это говорит?
  2. Как проявляет себя Пугачев во время «суда» над Швабриным? По какому праву или закону он выносит приговор?
  3. Можем ли мы определить авторское отношение к Пугачеву? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры или цитаты из текста.

ЗАДАНИЕ 4


  1. Расскажите, как показан Пугачев в роли полководца.
  2. Каково отношение народа к Пугачеву?
  3. Охарактеризуйте речь Пугачева. Найдите цитаты, говорящие о его умении «живописно выражаться» (А. С. Пушкин)
  4. Найдите в тексте повести эпизод, в котором ясно видно, что Пугачев не умеет читать. Откуда тогда у него такой гладкий слог, образные выражения, меткие и красочные эпитеты? Обоснуйте свой ответ.


4. Самостоятельная работа.
Составление характеристики персонажа по вариантам.В конце урока в тетрадях все заполняют общую таблицу:
I вариант II вариант

Характеристика образа

Пугачев - Екатерина II
1. Портрет, возраст 2. Происхождение 3. Воспитание и образ жизни

Черты сходства: 

Ум, проницательность, знание жизни и людей. Любовь к власти. Желание общаться с людьми ниже по званию и проявлять к ним свою благосклонность (гордыня). Пугачев — «устроитель человеческого счастья» Петра Гринева и Маши Мироновой, но он ничего не требует взамен. Екатерина II — также «устроительница человеческого счастья» Петра Гринева и Маши Мироновой, за что их потомки будут служить верой и правдой всем российским императорам

Черты различия: 

Простота в обращении с людьми. Высокомерие, скрываемое под маской этикета. Живая, образная русская речь, раскрывающая живой характер, ум и наблюдательность. Любовь к фольклору, особенно к русской народной песне. Речь протокольная, нейтральная, сухая. Это может говорить и о равнодушии  персонажа, и о его недостаточном знании языка, тем более языка народного. Умеет признавать свои ошибки (согласился со своими соратниками, что зря назначил Швабрина комендантом Белогорской крепости, и т. д.). Уверена в своей непогрешимости («— Как не правда! — возразила дама, вся вспыхнув...»). Эмоционален, часто импульсивен, открыт. Сдержанна, суха и внешне приветлива, никак не выражает свои чувства, только на словах («Я рада, что смогла...»). Живой человек со всеми присущими человеку достоинствами и недостатками. В то же время «образ Пугачева в „Капитанской дочке“ весь овеян легендарностью, поэзией, сказочностью, богатырской силой, романтикой...» (В. Ермилов). Человек-схема, нарочито идеализированный образ, явно противопоставленный образу Пугачева. Литературовед В. Ермилов утверждал, что образ Екатерины дан Пушкиным демонстративно в точности по известному портрету, чтобы тем самым подчеркнуть казенность всего финала. Характер статичен, но показан разнопланово, с разных точек зрения и в разных ситуациях. Характер статичен, показан «плоскостно», театрально, нарочито идеализированно.

Отношение автора к персонажам: 

Явная симпатия автора к данному персонажу, в то же время попытка понять причины, приведшие Пугачева в стан мятежников, и причины самого мятежа.  «...К Пугачеву Пушкин испытывал „влеченье — род недуга“, как позднее Тургенев к Базарову. Пушкина привлекала в его герое диковатая сила, огромность и незаурядность егочеловеческой натуры, своеобразная поэзия бунта и вольницы. Свою художественную историю Пушкин пишет, как Пимен, — внутренне свободно, подчиняясь единой только истине. И его любовь к героям тоже неразлучна с истиной. Сочувственный интерес Пушкина к Пугачеву заметно возрастал в процессе создания повести. Образ Пугачева далеко не сразу сделался центральным в романе. На начальном этапе развития замысла он занимал второстепенное, эпизодическое место. Но затем он выдвинулся на первый план. Это и было выражением все большей заинтересованности Пушкина личностью Пугачева, все растущим к нему авторским расположением и сочувствием».

За внешней простотой и холодностью скрывается негативное отношение и к личности императрицы, и к ее политике, хотя в данный момент она творит благое дело. Это отношение более явно видно в следующем: Екатерина II пообещала Маше Мироновой ее благодетельствовать — «Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить Ваше состояние»,
а потомки Петра Гринева и Марии Мироновой «благоденствуют в Симбирской губернии... село, принадлежащее десятерым помещикам»

5. Обобщение работы по группам.

Образ Пугачева

— Итак, что мы можем сказать об образе Пугачева в повести А. С. Пушкина? Свой ответ подтверждайте цитатами из текста.
«Пушкин не мог и не хотел изобразить Пугачева врагом любви и счастья, как естественно было бы ожидать в том случае, если бы он хотел своею повестью принизить образ Пугачева. Поэт не мог сделать этого по той простой причине, что он любил Пугачева и втайне гордился им <...>
Пушкин не сомневался в том, что „Пугач“ был бы славным воякой в Отечественной войне (см. стихотворение-послание к Д. Давыдову. — Н. К.). Как и в повести, он подчеркивает в стихотворении открытую прямоту характера, всего облика Пугачева, твердость, лихость, умное
лукавство, чудесные свойства народного характера.
Пугачев — мощная и трагическая фигура в изображении Пушкина: в нем, бунтаре, организаторе мужицкого бунта, воплотились гнев народный, боль народная, мщение за все чудовищные насилия над народом <...>
Пугачев в „Капитанской дочке“ — величественный, эпический образ; каждое движение, каждое его слово полно богатырской поэзии, уводит наше воображение ко всему самому сильному, что порождено народной фантазией, народным художественным творчеством <...>» (А. А. Липаев)

— Как изображает А. С. Пушкин императрицу Екатерину II? Что поражает в этих описаниях? Обоснуйте свой ответ.

— Подумайте и ответьте: какова тема прочитанного произведения?
— Что вы можете сказать об его идее?

Идея

Идея — это то, что хотел сказать автор по обозначенному в его произведении поводу, та мысль, ради которой это произведение и написано.
— Какие нравственные уроки можно вынести из чтения повести А. С. Пушкина «Капитанская
дочка»?

Обобщение изученного

6. Обобщение изученного.
Обобщение наблюдений учащихся над композиционными элементами произведения. Работа по парам (I—II варианты): одна пара — I вариант, следующая пара — II вариант и т. д.
I вариант
Значение эпиграфов в повести 
II вариант
Две сюжетные линии в повести

  • 1. Вспомните, какие эпиграфы мы анализировали и почему. 1. Проследите эпизоды сюжетной линии Гринев — Пугачев. (Встреча во время бурана. Получение Пугачевым в подарок заячьего тулупчика. Помилование Гринева и т. д.)
  • 2. Как каждый эпиграф связан с содержанием главы? 2. Какой из этих эпизодов можно назвать завязкой, кульминацией и развязкой развития сюжета?
  • 3. Проанализируйте эпиграфы к VII и X главам и установите их связь с содержанием. 3. Проследите вторую сюжетную линию Гринев — Маша
  • 4. Дайте анализ эпиграфа ко всей повести. С какой идеей и с каким героем он связан? 4. Найдите в этой сюжетной линии основные этапы развития действия
  • 5. Как проявилось авторское отношение к описываемым событиям при подборе эпиграфов? 5. Где (в каких эпизодах) объединяются обе сюжетные линии?
  • —   6. Для чего служит каждая из этих сюжетных линий? Какие стороны характера Гринева раскрываются в каждой из этих линий?


— Какие взгляды Пушкина-историка выражены при общей характеристике причин восстания?
— Почему в XX веке повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» называли истинно народным произведением? Аргументируйте свой ответ.

7. Домашнее задание.
Для всего класса:
— написать домашнее сочинение проблемного характера «Почему повесть А. С. Пушкина называется „Капитанская дочка“, если главными героями ее являются Пугачев и Петр Гринев?».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога