суббота, 26 октября 2013 г.

Тургенев «Отцы и дети»_Спор о нигилизме_Анализ 10 главы и первых глав романа.

… кажется, что они дальше от истины, нежели мы, а в то же время я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество перед нами… Не в том ли состоит это преимущество, что в них меньше следов барства, чем в нас?

                                                   По тайной воле провиденья,
   Восходят, зреют и падут;
                                                   Иные им вослед идут…

Глава 6


В предыдущей главе П.П.  узнал от Аркадия, что «этот волосатый» – нигилист, отрицатель, отрицатель всего общепринятого, без чего П.П. не может представить себе человека-личность. Если Б. – личность, то почему без принсипов, если нет, то почему столько самоуверенности, думает П.П.
П.П. начинает разговор, чтобы выяснить это.

Выясняется, что немцев они читали разных, но они «наши учители», что Б. действительно ни во что не верит.


Выясняется:  
  • немцев они читали разных, 
  • но они «наши учители», 
  • Б. действительно ни во что не верит.

Реплики Б. первых глав:

  • Тургенев: Особенно Базаров почти ничего не говорил, но ел много.
  • П.П. – архаическое явление, а отец у тебя славный малый. Стихи он напрасно читает…
  • Разовьют в себе нервную систему до раздражения… ну, равновесие и нарушено.
  • Все-таки это поощрять надо – английские рукомойники, то есть прогресс!
  • Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.
  • Искусство наживать деньги, или нет более геморроя!
  • Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука - наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, звания; а наука вообще не существует вовсе.
  • Всякий человек сам себя воспитать должен… А что касается до времени – отчего я от него зависеть буду? Пускай лучше оно зависит от меня… все это распущенность, пустота!
  • И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество. Пойдем лучше смотреть жука.
  • А он мне нравится, твой отец, ей-ей! Он молодец.
  • Мне нравится в ней то, что она не слишком конфузится. Иной, пожалуй, это-то и осудил в ней. Что за вздор? Чего конфузиться?  Она мать – ну и права… И он прав.
  • Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал.
  • И добрые мужики надуют твоего отца всенепременно. Знаешь поговорку: «Русский мужик бога слопает».Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.
  • Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки. И природа пустяки в том значении, в каком ты ее понимаешь. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

  Вопросы


  • Базарова невзлюбили Павел Петрович и старик Прокофьич. Почему?
  • Как вы понимаете, почему Базаров все время говорит о книге Бюхнера “Stoff und Kraft”(«Материя и сила»)?

10 глава

Н.П.: Видно, пора гроб заказывать и ручки ...складывать крестом на груди.
См. Символика креста в романе
П.П.: Ну, я так скоро не сдамся.
У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.

См. Образ Павла Петровича
Кирсанова.
Тургенев: Предлог долго не представлялся.Базаров вообще говорил мало, особенно в присутствии «старичков Кирсановых».
Речь зашла об одном из соседних помещиков.

См. Смысл названия.
«Дрянь, аристократишко», -
равнодушно заметил Базаров.
Тургенев: Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мной, чтобы доказать их несостоятельность.

П.П.: Аристократия дала свободу.      
Б.: Слыхали мы эту песню много раз, но что вы хотите этим доказать?
Речь идет, прежде всего, 
о политической свободе в правовом государстве.
П.П.: Без чувства уважения к самому себе нет никакого прочного основания общественному зданию.
Человеческая личность должна быть крепка, как скала, ибо на ней все строится.

Б.: Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных…и бесполезных слов!
Русскому человеку они даром не нужны.
.
П.П. говорит о политической свободе, о принципах сосуществования,
об убеждениях, традициях.
Б. же говорит о практической пользе, о сугубо материальном; для Б. все это только слова, не имеющие никакого реального обоснования.
Б. Более отвлечен, он ставит  общий вопрос о смысле жизни, чего пока не понимает П.П.
Ср. со словами Рудина о том, что все совершается через человека.
Б.: Вы бы не уважали себя и то же бы делали.
П.П.: Это совершенно другой вопрос.…аристократизм – это принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди.

Пушкин:
Самостоянье человека – залог величия его.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога