русский и литература 865

русский и литература 865
Здравствуйте!
Вы попали на блог для учащихся школы №865!

четверг, 29 сентября 2016 г.

Многозначность эпитета бедный в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

УЧЕНИКИ ИССЛЕДУЮТ

Светлана ТАМБОВЦЕВА,
7-й класс, гимназия № 1514,
Научный руководитель – М.М. БЕЛЬФЕР
Юго-Западный округ,
г. Москва


Многозначность эпитета бедный в романе А.С. Пушкина «Дубровский»*

Вступление

Тема моего исследования родилась из неожиданного наблюдения, сделанного во время изучения на уроке литературы романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Работы В.В. Виноградова, посвященные языку прозы Пушкина, помогли понять общие принципы и излюбленные приемы Пушкина-прозаика.
Последовательность действий в ходе исследования была такой: отбор материала, работа со словарем В.И. Даля, размышления над природой полисемии в романе Пушкина «Дубровский» на примере эпитета бедный и, наконец, осмысление исследуемого языкового явления в контексте общего своеобразия языка пушкинской прозы.
Изучая язык романа Пушкина «Дубровский», я обратила внимание на частотность употребления в этом произведении эпитета бедный. Он встречается в романе Пушкина 17 раз.
Ключом к пониманию предмета исследования являлись слова Гоголя о Пушкине: «В Пушкине, как будто в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал все его пространство»; а также слова Пушкина о прозе: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат».
Анализируя текст романа в контексте выбранной темы, я опиралась на труды Ю.М. Лотмана и В.В. Виноградова.
Привожу некоторые общие замечания о языке и стиле прозы Пушкина, которые были важны для моего исследования.
1. Пушкин боролся с шаблонами и пышной риторикой, характерной для эпохи классицизма.
2. Общеизвестны требования Пушкина к языку: краткость, простота и понятность.
3. Принципы Пушкина, актуальные в контексте данной темы:
а) принцип лексической ясности и точности;
б) принцип семантической многоплановости слова;
в) принцип углубления смысловой перспективы слова с помощью многообразия его субъективных применений.
г) прием разноплоскостных отражений, в которых одна и та же тема принимает разные очертания, облекается новыми смысловыми нюансами.

Главная часть

I. Материал, отобранный для наблюдений.
1. «...Но Дубровский благодарил его и остался беден и независим».
2. «Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
3. «Все завидовали согласию, царствующему между надменным Троекуровым и его беднымсоседом, и удивлялись смелости сего последнего, когда он за столом у Кирила Петровича прямо высказывал свое мнение, не заботясь о том, противуречило ли оно мнениям хозяина».
4. «Прошло несколько времени, а здоровье бедного Дубровского все еще было плохо».
5. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
6. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его».
7. «Тело бедного старика лежало на столе, покрытое саваном и окруженное свечами».
8. «Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки; в таком случае нищета ожидала его».
9. «Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь».
10. «Он входил в совершенное бешенство, с ревом бросался на бочку, покамест не отымали убедного зверя предмета его тщетной ярости».
11. «Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскивал безопасный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять, прижавшись к стене, и видеть, как разъяренный зверь в двух шагах от него ревел, прыгал, становился на дыбы, рвался и силился до него дотянуться».
12. «Мы видели, как изумил он бедного Антона Пафнутьича неожиданным своим превращением из учителей в разбойники».
13. «– Обещаюсь, – прошептала бедная красавица».
14. «– Бедная, бедная моя участь, – сказал он, горько вздохнув».
15. «...бедный, я должен остерегаться от блаженства, я должен отъять его всеми силами».
16. «Долго плакала бедная девушка, воображая все, что ожидало ее, но бурное объяснение облегчило ее душу, и она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надлежало ей делать».
17. «Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала».
II. Прилагательное бедный в Толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля:
Бедный – убогий, неимущий, недостаточный, скудный, т.е. нуждающийся; о человеке – небогатый, у кого нет достатка имущества, средств для жизни; о предмете – недостаточный:бедное дерево – у которого мало листвы или плодов; бедный урожай – мало приносящий; бедное воображение – скудное способностью вымышлять и воображать. В народе бедный и победныйиногда значат – бедующий, бедствующий; вообще же несчастный, бедный счастьем, долей, достойный сожаления, возбуждающий сострадание: Беднее всех бед, как денег нет. Что беднее, то щедрее. Бедность плачет, богатство скачет. Бедно – нар., пск., арх., сиб. – досадно, обидно, больно, горько, забедно, прискорбно. Бедно пало арх., забедно сиб., забеду стало стар. – беда сталась. Бедность – состояние бедного; недостаточность, неимущество, убожество, скудность, нищета, голь, нагота. Арх. досада, обида, огорченье, неудача. Бедность не порок, а несчастье. Беднеть – становиться бедным, приходить в бедность, лишаться обилия, достатка. Беднить кого – зорить, разорять, лишать достатка, не допускать до благосостояния.Нас беднят падежи, нельзя и скота держать. Беднить на кого – плакаться жаловаться. Бедниться, бедняться арх. Бедноваться – прикидываться бедным, прибедняться, преувеличивать нужду, нищету свою, скупясь отдать что или выпрашивая. Так прибеднился, что всех разжалобил. Бедник – увечный, калека. Бедняк, Бедныш, Бедняга, Бедняжка, Беданюха об. – бедный, неимущий человек, убогий, без достатка; несчастный, страдающий, обиженный, достойный сожаления и помощи. Куда иного конь ведет, туда бедняжку конь несет. Народ Беднота – бедняки. Бедожный, бедожник арх. – раненный, увеченный, изуродованный; калека.
III. Размышления над природой явления полисемии в романе А.С. Пушкина «Дубровский».
Помимо эпитета бедный, который встречается чуть ли не на каждой странице романа «Дубровский», Пушкин много раз употребляет и однокоренные, сходные по значению слова:бедность, беда, несчастье, несчастный, несчастливый... Зачем он это делает? Что он хочет этим сказать? Чтобы это понять, необходимо проследить значение каждого эпитета отдельно.
В самом начале романа Пушкин характеризует эпитетом бедный Дубровского-старшего (1, 3). Что же в этом случае говорит автор произведения? В чем заключается «бедность» Дубровского? Конечно, Пушкин употребляет слово бедный в самом его распространенном значении – «небогатый». Он противопоставляет характеристику материального положения героя качеству духовному. «Беден и независим», – пишет он. Дубровский-старший хоть и не имеет достаточно денег, но у него есть чувство собственного достоинства, аристократическая гордость и самобытный внутренний мир, что нельзя сказать о даже слишком обеспеченном Кириле Петровиче Троекурове. Кстати, не за эти ли качества и способности Троекуров был так расположен к своему соседу?.. Еще, мне кажется, Дубровский-старший беден оттого, что не имеет общества себе подобных: он видит только самодура Троекурова с его бесконечными «благородными» забавами и гостей, трепещущих при одном имени Троекурова и готовых выполнить любое желание развращенного хозяина.
Дальше происходят бурные события романа: ссора Дубровского со своим именитым соседом, суд, болезнь старика. Теперь эпитет бедный в тексте романа несколько меняет свой смысл. К значениям «небогатый» прибавляются значения «больной», «несчастный», «убитый горем» (4, 6). Так и не выздоровев и не поправив дела, Дубровский-старший, не переставая страдать и болеть, скончался (7). Но в свои последние минуты он увидел рядом со своим домом врага – и словно увидел будущее разорение родного имения и несчастную судьбу сына. И если сначала Пушкин «компенсировал» материальную бедность Дубровского его внутренней неординарностью, то теперь автор напрямую жалеет жертву нечестности и подлости. И здесь мы видим прием углубления смысловой перспективы слова с помощью многообразия его субъективных применений.
Ну а что же Троекуров? Разве он был просто злодеем? Нет, Пушкин рисует его не одной краской.
Кирила Петрович не был бессовестным и корыстолюбивым. И он искренне хотел помириться с другом, но волею судьбы это не получилось. И все же даже тогда Пушкин не называет Троекурова бедным. Почему? Не потому ли, что Кириле Петровичу собственные причуды были дороже товарища, что опомнился он слишком поздно и был сам виноват в сумасшествии и смерти Дубровского-старшего. Да и забавы Троекурова были отнюдь не безобидны. Страдания других доставляли ему удовольствие (10, 11). В этом случае Пушкин хочет выразить глубочайшее сочувствие жертвам забав. Гости Троекурова тоже не отличались благородством. Кроме того, как и Кирила Петрович, они были большими ценителями храбрости, так как сами таковой не обладали. Это видно в эпизоде с мнимым Дефоржем и Антоном Пафнутьичем. Что заставило его попроситься спать в одной комнате с Дефоржем? Трусость. Более того, жадность. Но зачем же испуганного после неожиданного превращения Дубровского «из учителей в разбойники» Синицына Пушкин называет бедным? Наверное, чтобы передать свое презрение к трусу, чуть не умершему от страха (12). Думаю, что в этом случае эпитет бедный имеет комический оттенок. (Принцип использования многозначности слова).
Но вернемся на много лет назад. Дубровский-младший расточительно и роскошно живет в Петербурге. Он играет в карты и входит в долги, «не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту – мечту бедной молодости». Почему же молодость Владимира Дубровского названа Пушкиным бедной? Не потому ли, что пока еще его благородство и страстная любовь к отцу спрятаны в глубинах его души, а на поверхности – любовь к развлечениям и удовольствиям, а значит, и к деньгам. Владимир считал, что присылаемого из дома мало, и надеялся, что это компенсируется приданым богатой невесты (5). Но Андрей Гаврилович прочил в жены своему сыну отнюдь не богатую невесту, а бедную дворяночку (2). Он прямо высказал это мнение Троекурову, когда речь зашла о женитьбе Маши и Владимира. Вероятно, Дубровский-старший считал, что «яблочко от яблоньки недалеко падает», а значит, Маша Троекурова, как и остальные «богатые невесты», вырастет точной копией ее развращенного, избалованного отца. А невесту, думал Андрей Гаврилович, нужно подбирать такую, чтобы она была равной сыну по достатку, иначе он сделается «не главою в доме, а приказчиком избалованной бабенки». Здесь эпитет бедный не столько фигурирует как определитель финансового положения, сколько служит созданию устойчивого образа «бедной дворяночки», читай – добропорядочной, то есть умеющей вести дом, хозяйство. Здесь мы видим прием разноплоскостных отражений, в котором одна и та же тема принимает разные очертания.
Но вот приходит письмо о болезни отца, и мечты о богатстве, развлечениях и карьере сразу рассеиваются. Обнаруживаются чувства, спрятанные в глубине сердца, и Владимир мчится в родное имение к своему родителю (6). Старик угасает на глазах у сына (7). В роще, после похорон, Дубровский-младший понимает, что смерть его отца полностью на совести Троекурова. И Владимир решает мстить. Это не очень благородное чувство до поры до времени затаилось в его душе. Вскоре он сжигает свой дом, боясь, что он достанется ненавистному соседу-помещику, и уходит вместе со своими дворовыми в разбойники. Причем на пожаре происходит важное событие для понимания рассматриваемой мной проблемы. Когда запертые Шабашкин и исправник горели заживо, кузнец Архип спас лишь кошку, случайно оставшуюся в доме (9). Животное по праву названо бедным, так как, не будь Архипа, оно бы сгорело. Архип спас кошку, и он же запер дверь, тем самым обрекая на смерть Шабашкина с исправником. Они бедными не названы. Теперь ясно: насколько велики обиды, настолько велика и жажда мщения. Владимир и его разбойники будут спасать бедных и несчастных, только не Троекурова и его приспешников!
Казалось бы, рано или поздно ярость обездоленных людей и их бесстрашного главаря должна была разнести на кусочки Троекурова вместе с его усадьбой и богатством, но случилось иначе. И опять любовь, только уже совершенно иная, резко повернула сюжет. Маша и Владимир были знакомы с раннего детства, но, когда Дубровский встретил ее вновь, детская привязанность превратилась в пылкую любовь. И эта любовь была такой сильной, что Дубровский-младший отказался даже от своей мести Троекурову, отцу Маши. Маша сначала не хотела признаться себе в том, что любит Дубровского. Так и не поняв своего чувства, Маша идет на свидание с Владимиром. И тут Пушкин называет ее бедной красавицей (13). Почему? Не потому ли, что Маша совершенно растеряна? В ее душе борются противоречивые чувства: она не хочет уронить своего аристократического достоинства, но не хочет и отвергать любовь Владимира, так как сама его любит. Девушка совершенно обескуражена тем, что услышала от него, хотя именно этого она и ожидала. Может быть, она предвидела, что эта любовь принесет страдания и ей, и Владимиру.
Дубровский сильно изменился. Много времени прошло с тех пор, когда он сидел на сухом дерне после похорон отца и размышлял о судьбе своей и своего бедного состояния (8). Теперь он мог не волноваться: его небогатое состояние не досталось Троекурову и никогда не достанется. Но появился новый повод для беспокойства: переживание за Машу, за их любовь. Перед вторым свиданием с ней он узнает о сватовстве князя Верейского. Во время свидания Владимир называет себя, свою участь, свою любовь бедными. Он, как и Маша, предчувствует свою судьбу, Дубровскому хочется сказать: «Ангел, умрем!». Им с Машей больше не хочется жить. Им бы умереть – только вместе (14, 15). Но их участь была другой. Брак с Верейским был неотвратим. Тщетно кидалась Маша в ноги к отцу, тщетно умоляла не отдавать ее за Верейского. Троекуров был неумолим. Вполне ясно значение эпитета, употребляемого здесь Пушкиным (16, 17). Маша не просто не любила князя, она любила Дубровского. А кому же хочется, чтобы его счастливая жизнь угасла, не успев расцвести? Здесь и начинается драматическая развязка романа: Машу насильно выдают замуж, а Владимир уезжает за границу.

Заключение

Таким образом, эпитет бедный, употребляемый Пушкиным столь часто, очень точно характеризует Машу, Андрея Гавриловича, Владимира и жертв забав Троекурова. В одном случае он означает жалость, в другом – презрение, в третьем – борьбу чувств. В эпитете бедныйкак в зеркале отражен весь смысл романа, и этот эпитет во многом помогает понять сложную интригу произведения. Подводя итог, мы убеждаемся, что требования, которые Пушкин, создавая русскую прозу, предъявлял к ней, реализуются в романе «Дубровский». По мнению Ю.М. Лотмана, понимание простоты как эстетической ценности приходит к Пушкину на этапе творчества, связанном с отказом от «украшенности», на этапе становления реализма. Для поэта «жизни действительной» источник поэзии – реальность. Простота же прозы, как замечает Ю.М. Лотман, возникает в русской литературе с Пушкина, как не-поэзия, не-сложность, не-риторика (используется минус-прием). Однако, как я убедилась, эта простота кажущаяся, ее секрет и заинтересовал меня, ведь именно с Пушкина вырабатывается представление о простоте как основе художественного достоинства.
Что касается борьбы Пушкина с шаблонами и риторикой, то эта сторона пушкинской творческой манеры не может быть мной рассмотрена, так как требует привлечения других материалов для сопоставления.
Представляется интересным рассмотреть употребление эпитета бедный в других произведениях Пушкина (например, в «Станционном смотрителе») и его современников (Карамзина, Вяземского). Любопытным кажется и сопоставление пушкинского текста с переводным. Как поступил переводчик: сохранил ли он один и тот же эпитет везде или заменил синонимами?

Литература

1. Виноградов В.В. Стиль повествовательной прозы Пушкина // Стиль Пушкина. М.: Наука, 1991.
2. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: Искусство, 1995.
3. Пушкин А.С. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Правда, 1981. Т. V. Статьи и заметки.


Доклад был представлен на школьной городской конференции «Языкознание для всех» (гимназия № 1541, г. Москва, март 2005 г.).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Архив блога